Этапы развития сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста и дошкольного возраста




 

В наиболее простые сюжетно-ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся все более сложными и интересными. Если же взрослые мало играют с ребенком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно тормозится и развитие его внутреннего мира.

Рассмотрим основные этапы развития сюжетно-ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.

Сюда относятся игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого.

Второй этап: простые ролевые игры.

«Дочки-матери», «посещение врача», «встреча гостей», «покупка продуктов» - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребенок становится то мамой, то папой, то врачом, то шофером… На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремиться точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует от партнера по игре, в противном случае ребенок начинает возмущаться; «Ты играешь не правильно!».

Третий этап: сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу на машине», затем «папа» копает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за грибами и так далее.

Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно "переваривать" любые события, которые сильно потрясли или задели его, - радостные или страшные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка - до тех пор пока эмоционально не "насытится" этим опытом. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.

Четвертый этап: творческие сюжетные игры.

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребенок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстает перед ним как огромное пространство возможностей.

Сюжеты этих игр могут быть навеяны прочитанными книгами, какими-то яркими событиями или повседневными впечатлениями, но ребенок свободно обращается с ними, примеривает сюжет на себя, меняет ход и исход событий, моделирует разные варианты возможного хода событий, в том числе - и заведомо невозможные в реальной жизни и даже абсурдные. Сюжет в этих играх может развиваться по-разному, и если дети играют вдвоем или втроем, важной частью игры становится «договаривание» о том, как будут развиваться события.

Творческие сюжетные игры развивают у ребенка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умения гибко менять свое поведение при изменении ситуации.

Далеко не все дети достигают этого уровня развития игровой деятельности. Те, кто его достиг - будь то, до школы или уже в школьные годы, - имеет больше шансов стать самостоятельными развивающимися личностями, умеющими решать жизненные проблемы, а не плыть по течению.

Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр приходится на 7-10 лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время, могут придумывать и разыгрывать целые приключенческие повести. Если ребенку играть не с кем, то игра может переходить во внутренний план, т.е. превращаться в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжеты игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством и другими творческими видами деятельности, а также в содержательное и эмоционально-личностное общение со взрослыми и сверстниками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: