Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности




Несмотря на некоторое разнообразие формулировок и подходов к арттерапии, в ней можно выделить несколько основополагающих положений, которыми руководствуются специалисты, работающие в данном направлении:

1) по своей сущности любое искусство психотерапевтично, оно представляет собой такой способ познания действительности, при котором человек оказывается в роли творящего, т.е. становится сильной личностью, способной реализоваться;

2) творчество подразумевает поиск возможности взглянуть на привычные вещи необычным способом, т.к. все, что лежит за рамками обыденности, изначально ресурсно и расширяет человеческий опыт (М.С. Бережная).

Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с другими людьми, владеющими своим языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый жизненный опыт, облегчающий общение с другими людьми. Внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить (К.Рудестам).

Искусство представляется здесь как способ творческого самовыражения, рождающегося из наиболее значимых и личностно важных жизненных тем, которые способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом.

Арттерапевтические технологии предоставляют человеку возможность постичь полноту социального творчества, которое характеризуется:

1) повышенной активностью в поиске решений из проблемных ситуаций;

2) постоянным повышением компетентности;

3) высоким уровнем прочности здоровья (стрессоустойчивостью, низкой утомляемостью, адекватной самооценкой, отсутствием чувства страха и т.д.);

4) высокой степенью зрелости, возможностью пребывания в состоянии здесь-и-теперь;

5) мотивацией достижения результата, широким диапазоном приемлемых для личности способов решения проблемных ситуаций (отсутствие ощущения «тупика»).

Продолжая вышесказанное, нужно заметить, что те формы арттерапии, которые включают в себя игровые элементы, такие как драматерапия, танцевальная терапия, кукольная терапия, наиболее полно способствуют снятию напряжения, и тем самым облегчают выход отрицательных эмоций и глубинных проблем человека.

Творческий опыт дает человеку возможность продемонстрировать то, что ранее оставалось за рамками его жизненного опыта, т.е. удовлетворить одну из важнейших потребностей – демонстративные стремления (А.Феликсова). «Само по себе стремление демонстрировать все, что угодно, - безразлично, достоинства или недостатки, - является самодавлеющей фундаментальной потребностью человека» (А.Сосланд). Эта потребность лежит в основе многих феноменов поведения человека, ущемление этой потребности является одной из основных причин самых разнообразных психических расстройств и жизненных проблем.

Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности изучается специалистами разных профилей: философами, художниками, педагогами, психологами, психотерапевтами.

Воспитательное значение изобразительной деятельности анализировали известные отечественные и зарубежные ученые (АЛ. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, В.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, ЕЛ. Флерина, Б.Л. Юсов, В. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт, К. Роуланд и др.). Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости (Т.С. Комарова).

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить ребенка от того, что мешает ему нормально развиваться. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека [М.С. Вальдес Одриосола, 2007; С.5].

Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства известно со времен Древней Греции. Под понятием «катарсис» древнегреческие философы подразумевали психологическое очищение, которое обычно испытывает человек после общения с искусством. Функция катарсиса состоит в разрядке чувств, поэтому он характерен для всех жанров искусства.

Изотерапия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: