Тема 3. Классификация программ дополнительного образования детей.




Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

 

МОДУЛЬ 3

«ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оглавление

«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». 1

Рабочая программа дисциплины «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». 2

1.1.Цель реализации программы: 2

1.2.Содержание. 3

Тема 1. Статус современного дополнительного образования. 3

Самостоятельная работа. 7

Тема 2. Сущность и специфика образовательной программы дополнительного образования. 7

Самостоятельная работа. 9

Тема 3. Классификация программ дополнительного образования детей. 10

Самостоятельная работа. 12

Тема 4. Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 12

Самостоятельная работа. 15

Тема 5. Разработка структуры и содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. 16

Самостоятельная работа. 21

Тема 6. Разработка структуры и содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации. 21

Самостоятельная работа. 24

Тема 7. Технология разработки концепции дополнительной общеразвивающей программы. 24

Самостоятельная работа. 27

Тема 8. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 27

Самостоятельная работа. 30

Тема 9. Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 31

Самостоятельная работа. 33

Тема 10. Организация учебного процесса в условиях дополнительного образования детей. 33

Лекция №10. 34

Самостоятельная работа. 36

Тема 11. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей. 36

Самостоятельная работа. 37

Тема 12. Особенности организации дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Проектирование дополнительного образования детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов. Социализация детей с ОВЗ. 37

Самостоятельная работа. 37

1.3.Задания для самостоятельной работы. 38

1.4. Электронные ресурсы. 39

1.5. Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине. 39

1.6. Литература. 40

1.7. Интернет-ресурсы.. 41

 

Рабочая программа дисциплины «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

1.1.Цель реализации программы: формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в вопросах организационно-методического обеспечения образовательной деятельностидополнительного образования детей.

Содержание.

 

Тема 1. Статус современного дополнительного образования.Место дополнительного образования в системе образования. Суть дополнительного образования согласно законодательству РФ. Дополнительное образование как непрерывное образование. Принципы построения системы непрерывного образования. Дополнительное образование как альтернативное образование. Признаки альтернативного образования. Требования к образованию детей в системе дополнительного образования.

Лекция 1.

Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра­зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расши­рение знаний у людей разного возраста.

О непрерывном образовании говорили еще древние мудрецы, а основателем современных представлений о непрерывном обра­зовании принято считать Яна Амоса Коменского. Однако тер­мин «непрерывное образование» активно вошел в практику толь­ко в 70-е гг. XX в. с момента опубликования доклада комиссии ЮНЕСКО под руководством Э. Фора (1972).

Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса.

Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:

· принцип многоуровневости образовательных программ

· принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования

· принцип базового образования

· принцип маневренности образовательных программ

· принцип преемственности образовательных программ основывается на единых целях всей системы непрерывного образования;

· принцип интеграции образовательных структур предполагает многопрофильность, многоуровневость и многоступенчатость образовательных организаций и программ.

Непрерывное образование начинается со «свободного выбора» и определяется как процесс образователь­ной деятельности человека, его развития и роста как личности на протяжении всей жизни. Обеспечить этот выбор, рост и целост­ное развитие на протяжении всей жизни каждого гражданина об­щества призваны самые разные образовательные структуры — ос­новного и дополнительного образования, для детей и взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных общественных институтов.

Современное дополнительное образование детей представляет собой открытую систему, обеспечивающую среду возможностей для самореализации и саморазвития человека, его профессионального и личностного роста, что позволяет дополнительному образованию стать кластером развития непрерывного образования. Содержание, организация,

методы образовательной деятельности, цели и задачи соподчинены общей направленности на улучшение качества жизни детей и общества в целом.

Дополнительное образование детей, его содержание, организа ­ ционная форма и результаты свободно выбираются. С накоплением опыта занятости в дополнительном образовании и по мере взросления каждый ребенок или подросток начинает осознавать, сколько ему вкладывать сил в свою образованность, какие способности развивать для своего будущего (благополучия, счастья, конкурентоспособности, успешности и пр.). Дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Дополнительное образование детей характеризуется следующими качественными признаками:

· открытость конкретным образовательным ожиданиям, ин­тересам и потребностям детей и подростков; запросам семьи, раз­личным социальным и профессиональным группам населения, за­интересованным в дополнительном образовании;

· обеспечение доступного пути к образованию всем и каждому, независимо от материального положения, социального происхож­дения, уровня развития, культурных, национальных особенностей;

· ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самооп­ределении, в обретении конкретных жизненных смыслов как средства противостояния негативным воздействиям социума (повышении способности личности к позитивной самореализации и успешной социализации);

· приоритетность в образовательных отношениях с детьми пра­ва добровольного, свободного выбора вида деятельности, образова­тельной области и профиля подготовки, содержания своего обра­зования, объема и темпа его освоения; педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатом своей деятельности;

· опора образовательной деятельности на совместное проектирование образовательной программы педагогом и детьми (группа, объединенная общностью интересов, образовательных отношений и совместной деятельностью) как основными участниками;

· признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и соответственно обеспечение его через разнообразие и вариативность образовательных программ;

· отсутствие единых, стандартизированных требований к содержанию и результатам освоения детьми и подростками образовательных программ, к результатам учебной и иной деятельное (участия) в образовательном процессе объединения, но подчиненность всех параметров содержания образовательной программы и деятельности по ее реализации природе ребенка, естественному росту, культур­ному и личностному становлению;

· содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной образовательной програм­ме с учетом принципов партнерства и сотрудничества;

· признание результатов рассматривается как процесс, ведущий к достижению и накоплению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.

Важным социальным фактором развития дополнительного образования детей в условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную.

В соответствии с этим к дополнительному образованию детей предъявляют определенные требования:

· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;

· личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

· личностно - ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;

· многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.

Самостоятельная работа.

1. Изучите статью Анфаловой И. В. «Достижение современного качества дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (Папка «Литература», источник №1 стр.13)

2. Изучите статью Буйловой Л.Н. «Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность». Источник: Буйлова Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 930-937. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/103/23802/

Тема 2. Сущность и специфика образовательной программы дополнительного образования. Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Образовательная программа дополнительного образования детей как инструмент целевого развития познавательной мотивации, нормативный документ, форма инновационной деятельности педагога. Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Лекция 2.

Сегодня в образовательном пространстве ис­пользуются разные сочетания слов «образование детей», «програм­ма», «дополнительное». В научно-методических источниках и педагогической практике встречаются понятия «программа дополнительного образования детей», «образовательная программа до­полнительного образования детей», «дополнительная образова­тельная программа». В нормативно-правовых актах употребляется термин «образовательная программа дополнительного образования», а в Федеральном законе «Об об­разовании в Российской Федерации» фиксируется соотношение по уровням общего и профессионального образования основных и «дополнительных образовательных программ» (гл. 2, ст. 12). В нормативных документах, появившихся после утверждения закона, упот­ребляется термин «дополнительная общеобразовательная программа» (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, регистрационный № 30468).

Согласно Федеральному закону «Об об­разовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительная образовательная программа это:

· нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;

· форма инновационной деятельности педагога;

· инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждая программа создается педагогом для осмысленного проектирования собственной деятельности и процесса взаимодействия с детьми в целостную систему достижения определенной цели. Все образовательные программы дополнительного образования детей складываются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности ребенка или подростка, формирующих механизм ее самореализации через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, поведение, предметная деятель­ность, общение, эмоции, игра. Этот комплекс составляет обязательный, или «базовый», компонент программы в дополнительном образовании детей.

Дети, включенные программой в образовательный процесс, получают возможность реализовать себя в этих областях, получив знания, опыт творческой деятельности, общения и эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которые наиболее адекватны (при ведущем виде деятель­ности) их возрасту, психо-физиологическим показателям, уровню культурогенеза.

Ценностное содержание знаний, навыков и умений вызывает необходимость поддержки становления потребностей и способностей детей и подростков к самоосмылению, самоопределению, рефлексии. Для этого в образовательных программах необходимо основываться на методике поэтапного формирования умственных действий человека с учетом «ведущей деятельности». Согласно этой методике содержание образовательного процесса выстраивается по условным линиям горизонтали и вертикали.

Горизонтальная направленность — это последовательные этапы продвижения детей и подростков от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знания, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. На следующих этапах усиливается доминанта воздействия на самостоятельность каждого ученика: в расширении и углублении своего уровня, в авторском творчестве, в активном выражении способности к персонализации — жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Вертикальная направленность предполагает движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении периодическим повторением по «спирали» усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.

Дополнительное образование детей - часть общей образовательной системы, поэтому проектируя образовательный процесс по дополнительной образовательной программе, необходимо обеспечить его преемственность по отношению к стандартам общего образования и учитывая принципиально новые требования, предъявляемые к результатам обучающегося в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом, важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Самостоятельная работа.

1. Изучите статью Павлова А. В. «Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте цели общего развития личности (Папка «Литература», источник №1 стр.318)

Тема 3. Классификация программ дополнительного образования детей.

Подходы к классификации образовательных программ.Классификация программ по уровню разработки: типовая, модифицированная, авторская программы.По уровню организации процесса: комплексная программа, интегрированная программа, модульная программа, сквозная программа.Программыпо цели обучения, по уровню реализуемых функций.Адаптированная программа.

Лекция 3.

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства её составляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т.к. оини всегда условны и относительны. С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:

1. По уровню разработки:

1. Типовая (примерная) программа, утвержденна Минобрнауки РФ и рекомендуется в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

2. Модифицированная программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

3. Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Авторская программа — это нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содер­жание учебной дисциплины; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Такая программа предполагает новую логику разработки содержания о всех структурных разделов, требует новых условий по обеспечению ее реализации.

Авторский вклад определяется личностно-профессиональными качествами педагога, включающими его педагогический стиль, ряд значимых для профессиональной деятельности компетентностей, общую и коммуникативную культуру, продуктивность и качество педагогической деятельности, авторитет, активность индивидуаль­ного новационного поиска, личный фонд методических умений.

Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

2. По уровню организации процесса:

1. Комплексная программа - это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач. Комплексная программа, соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое (например, программа профильной школы системы дополнительного образования, либо групп развития дошкольников с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности и т.д.);

2. Интегрированная программа - это программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.

3. Модульная программа - это программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).

4. Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе — соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п.

3. По цели обучения:

1. Познавательные программы. В результате реализации программ углубляются знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.

2. Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт.

3. Программы социальной адаптации направлены на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентации и способности рефлексии.

4. Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.

5. Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.

6. Программы досуговой культуры наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.

3. По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.

4. Адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Самостоятельная работа.

1. Изучите приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Папка «Литература», источник №2)

 

Тема 4. Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Сущность понятия «дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа».

 

Лекция 4.

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы могут быть предназначены как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (273-ФЗ, гл. 10, ст. 75).

Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее - ФЗ № 273).

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее - Концепция).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее - Приказ № 1008)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее - Приказ № 2)

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

ФЗ №273 определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы. (ФЗ № 273 ст.23, п.3,4; ст.31; ст.77).

Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл.IV).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3); в работе
объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их
родители (законные представители) без включения в основной состав
(Приказ № 1008, п.15).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст.2, п. 14), а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:

1. Разная направленность.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).

Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования:

· техническая,

· естественнонаучная,

· физкультурно-спортивная,

· художественная,

· туристско-краеведческая,

· социально-педагогическая.

Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период). При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам.

2. Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния, умственного духовного развития личности ребенка; укрепление психического физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

3. Адекватность современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом.

Именно это содержание должно стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными) и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждения профессионального образования за пределами определяющих и статус основных образовательных программ.

Самостоятельная работа.

Изучите нормативно-правовую основудополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Папка «Литература», источник № 3):

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

Тема 5. Разработка структуры и содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты.Основные этапы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Общая структура образовательной программы. Пояснительная записка ( направленность дополнительной общеобразовательной программы; актуальность, новизну, педагогическую целесообразность; отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ; адресат программы; уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы; формы обучения;режим занятий; особенности организации образовательного процесса; цель и задачи программы), содержание программы; планируемые результаты.

Лекция 5.

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагогу рекомендуется максимально целостно представить образ программы и выполнить основные этапы разработки:

· Этап основной подготовки к разработке образовательной программы ДОД.

· Разработка основополагающих элементов программы – образовательных результатов, концепции, новизны.

· Оформление текста образовательной программы.

· Методическая разработка заявленных разделов и тем учебно-тематического плана программы.

· Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В соответствии с нормативными документами структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты »:

• пояснительная записка;

• цель и задачи программы;

• содержание программы;

• планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:

• календарный учебный график;

• условия реализации программы;

• формы аттестации;

• оценочные материалы;

• методические материалы;

• рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

• список литературы.


Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.

Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

-наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

-наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

-дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

-гр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: