А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
-ГЛАСНЫЕ звуки
- МЯГКИЕ согласные звуки
- ТВЕРДЫЕ согласные звуки
- СЛИЯНИЕ ТВЁРДЫХ
согласных звуков с гласными
- СЛИЯНИЕ МЯГКИХ согласных звуков с гласными
3. Всё о гласных и согласных звуках:
· мягкость-твёрдость
· звонкость-глухость
· йотированные гласные буквы и их особенности
В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 гласных букв, 21 согласная буква и 2 буквы (Ъ и Ь), не обозначающие звуков. Итак, букв 33, а звуков, которые обозначают эти буквы, гораздо больше.
Например, буква л обозначает 2 звука: [ л ][ л’] и так далее.
В русском языке 10 гласных букв (а,у,о,э,ы,ю,ё,е,и), а гласных звуков – 6 ([ а ], [ у ], [ о ], [ э ], [ ы ], [ и ]). Дело в том, что гласные буквы е, ё, ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:
- в начале слова,
- после гласных,
- после разделительных ь и ъ знаков.
Во всех других случаях гласные буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук и служат показателями мягкости согласного звука (мел – буква Е указывает на то, что согласная буква М обозначает мягкий согласный звук [ м ']
Такое же количественное несоответствие наблюдается и среди согласных букв и звуков: согласных букв – 21, согласных звуков – 36.
Есть согласные буквы, которые обозначают 6 пар звонких и глухих согласных звуков: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].
Кроме того, есть согласные буквы, которые обозначают 15 пар твёрдых и мягких согласных:
[б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [к] - [к’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [п] - [п’], [р] - [р’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’].
|
- звуки [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [й], [р] - [р’] – всегда звонкие;
- звуки [х] - [х’], [ц], [ч’], [щ] – всегда глухие.
- звуки [ж] - [ш], [ц] - всегда твёрдые
- звуки [й],[ч’], [щ’] - всегда мягкие.
4. Периоды (этапы) обучения грамоте
по учебнику «Азбука» (УМК «Школа России»
a. Подготовительный период (добукварный)
безбуквенная ступень буквенная ступень
(с. 4-19) (с. 20-39)
b. Основной период (букварный) (с.40 – II часть до с. 81)
c. Послебукварный или послеазбучный период (II часть с. 82-111)
Принципы построения учебника
1. Принцип частотности (буквы изучаются не по алфавиту, а по частоте употребления в письменной речи).
2. Принцип посильности (сначала изучаются «лёгкие» гласные – А,О,У,Ы, Э, затем йотированные – Е,Ё,Ю,Я. После чего начинается изучение сначала твёрдых звуков, а затем мягких) + Принцип научности.
3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения (тексты, иллюстрации, ребусы, рассказы, пословицы… - дидактический материал).
Содержание обучения в каждый период обучения грамоте
Добукварный
Формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких - пропедевтически) звуках, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Букварный
Охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Послебукварный
Осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами (продуктивный способ чтения), формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
|
? Укажите цель урока по теме «Согласные звуки [ в ], [ в’], буква В в»
А) Закрепить умения в написании строчной и заглавной буквы В, в, слоги, слова и предложения с буквой В, в.
Б) Научить писать строчную и заглавную буквы В, в, слоги, слова и предложения
с буквой В, в.
В) Изучить звуки [в], [в’], научить читать слоги и слова с буквой Вв.
А – это урок закрепления изученного материала, Б – урок письма, В – урок чтения, на котором сначала изучают новый звук, а потом – букву, его обозначающую.