Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твёрдости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.
Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико - синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Современный
Звуковой
Аналитико-
Синтетический
Определение этого термина лучше запомнить как можно быстрее, ибо оно вездесущее. (Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫЗВУКОВОГО АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА
1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер (воспитывающий характер материалов азбуки).
2. Обучение грамоте носит развивающий характер (умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения).
3. Опирается на живую речь уч-ся, на их речевой опыт, на образцовые тексты + система РР.
4. Звук – основа аналитико-синтетической работы (буква как обозначение звука вводится только после изучения звука).
5. Главное внимание – звуковому анализу и развитию фонематического слуха (фонематический слух - умение слышать звуки речи и различать их качества).
6. Слог – единица чтения (слоговой/позиционный принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
|
7. Особое внимание – слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц).
8. Вводится слого-звуковой анализ слова: выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.
9. Частотный принцип изучения звуков и букв.
10. Выделяются этапы обучения грамоте.
11. Письмо не отрывается от чтения, идет параллельно с ним.
12. Пропедевтически вводятся элементы грамматики, орфографии (на практической основе).
13. Приемы обучения:
- дифференцированный подход к уч-ся с различным уровнем готовности;
- введение элементов моделирования; использование моделей слогов, слов, предложений.
Основа метода – изучение живого произношения слова.
Типовой план изучения нового звука и буквы в основной (букварный) период.
Анализ
1. Выделение из речи предложений.
2. Деление предложений на слова.
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение (см. «способы выделения нового звука»)
и изучение нового звука из слога (слова),
установление его качеств (характеристика звука).
6. Установление места звука в звуковой структуре слов.
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, азбуке с опорой на дополнительные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
|
СПОСОБЫВЫДЕЛЕНИЯ НОВОГО ЗВУКА
1. Выделение из предложения звука-слова (Слива [ и] груща)
2. Выделение гласного, образующего целый слог: [о] сы, [у] сы, [ю] ла, [я] ма)
3. Прием звукоподражания (как жужжит пчела? ж-ж-ж)
4. Выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со [м], ма [к])
5. Выделение длительных согласных звуков [ш], [ж], [с] из открытого слога (Ш ура, С аша)
6. Выделение глухих согласных звуков в конце слов (ко [т], су [п])
7. Выделение звонких согласных звуков в начале слова со стечением согласных (бр ат, гр ач).
Аналитико-синтетическая работа связана с использованием моделей (схем). Модели-схемы способствуют развитию у детей фонематического слуха, развивают умение производить слого-звуковой анализ звучащего слова.
Модуль 2 “Уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте (безбуквенная и буквенная ступени).Структура уроков. Слого-звуковой анализ слов”.