Основные задачи подготовительного периода




Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени.

Продолжительность подготовительного периода бывает раз­личной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. При обучении семилетних детей (программа I—III) подготовительный период длится более двух недель. Шестилетки в своем психическом развитии существенно отличаются от детей 7 лет образностью мышления, ситуативностью речи, неустойчи­востью внимания и восприятия и т.п. В связи с этим продолжи­тельность подготовительного периода при обучении по програм­ме I—IV около 6 недель.

 

Основные задачи подготовительного периода:

 

1. Приобщение детей к учебной деятельности.

Решая задачи приобщения к учебной деятельности, учитель решает следующие задачи:

1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;

2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку пе­ред ответом, вставать при ответе;

3) вырабатывает умения громко и четко отвечать;

4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;

5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;

6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетра­дью, ручкой и другими учебными средствами.

 

2. Выявление уровня готовности к обучению.

Выявление степени готовности к обучению — задача, которая решается учителем при записи детей в школу и в первые дни обу­чения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки не­обходимо для правильной организации обучения грамоте. Знаком­ство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чем-нибудь. Для учета результатов этой работы можно рекомендовать следующую схему.

1. Умение читать:

— читает целыми словами;

— читает по слогам;

— читает по буквам;

— знает больше половины букв, но не читает;

— знает менее половины букв;

— знает лишь отдельные буквы.

2. Умение писать:

— умеет писать все буквы;

— пишет слова (печатными или письменными буквами);

— вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

— изображает букву по элементам, не нарушая последователь­ности начертания;

— умеет писать лишь некоторые буквы;

— не умеет писать вовсе.

3. Готовность к звуковому анализу:

— правильно угадывает ударный слог (или звук);

— делит слова на слоги;

— выделяет звук в слове или слоге;

— произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);

— громкость речи;

— дикция.

4. Устная связная речь:

— знает стихотворения, читает наизусть;

— знает и умеет рассказывать сказки;

— может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, односложный ответ из 2—3 слов).

5. Синтаксис речи:

— четкость построения предложений;

— простые предложения;

— сложные предложения;

— полные или неполные предложения;

— ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.

6. Лексика:

— богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;

— наличие повторов слов;

— точность, правильность употребления слов;

— типичные недочеты словоупотребления.

 

3. Обучение первоначальному анализу речи.

Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.

В подготовительном периоде выделены две ступени:

1) Безбуквен­ная (до ознакомления с гласными).

2) Буквенная (на которой изуча­ются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у)

Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.

 

На безбуквенной ступени формируются следующие умения:

1) происходит знакомство с учебной книгой — букварем (азбукой) и средствами письма;

2) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, слияние согласного звука с гласным звуком;

3) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, по­лучают представление о слогообразующей роли гласных звуков;

4) начинают простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;

5) в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается фонематический слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.

 

На буквенной ступени вводятся первые гласные:

1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у];

2) изучаются гласные буквы а, о, и, ы, у;

3) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;

4) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;

5) ведется работа по активизации словаря детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: