Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени.
Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. При обучении семилетних детей (программа I—III) подготовительный период длится более двух недель. Шестилетки в своем психическом развитии существенно отличаются от детей 7 лет образностью мышления, ситуативностью речи, неустойчивостью внимания и восприятия и т.п. В связи с этим продолжительность подготовительного периода при обучении по программе I—IV около 6 недель.
Основные задачи подготовительного периода:
1. Приобщение детей к учебной деятельности.
Решая задачи приобщения к учебной деятельности, учитель решает следующие задачи:
1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;
2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;
3) вырабатывает умения громко и четко отвечать;
4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;
5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;
6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.
2. Выявление уровня готовности к обучению.
Выявление степени готовности к обучению — задача, которая решается учителем при записи детей в школу и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. Знакомство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чем-нибудь. Для учета результатов этой работы можно рекомендовать следующую схему.
|
1. Умение читать:
— читает целыми словами;
— читает по слогам;
— читает по буквам;
— знает больше половины букв, но не читает;
— знает менее половины букв;
— знает лишь отдельные буквы.
2. Умение писать:
— умеет писать все буквы;
— пишет слова (печатными или письменными буквами);
— вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;
— изображает букву по элементам, не нарушая последовательности начертания;
— умеет писать лишь некоторые буквы;
— не умеет писать вовсе.
3. Готовность к звуковому анализу:
— правильно угадывает ударный слог (или звук);
— делит слова на слоги;
— выделяет звук в слове или слоге;
— произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);
— громкость речи;
— дикция.
4. Устная связная речь:
— знает стихотворения, читает наизусть;
— знает и умеет рассказывать сказки;
— может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, односложный ответ из 2—3 слов).
5. Синтаксис речи:
— четкость построения предложений;
— простые предложения;
— сложные предложения;
— полные или неполные предложения;
— ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.
6. Лексика:
— богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;
— наличие повторов слов;
— точность, правильность употребления слов;
— типичные недочеты словоупотребления.
3. Обучение первоначальному анализу речи.
Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.
В подготовительном периоде выделены две ступени:
|
1) Безбуквенная (до ознакомления с гласными).
2) Буквенная (на которой изучаются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у)
Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.
На безбуквенной ступени формируются следующие умения:
1) происходит знакомство с учебной книгой — букварем (азбукой) и средствами письма;
2) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, слияние согласного звука с гласным звуком;
3) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;
4) начинают простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;
5) в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается фонематический слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.
На буквенной ступени вводятся первые гласные:
1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у];
2) изучаются гласные буквы а, о, и, ы, у;
3) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;
4) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;
5) ведется работа по активизации словаря детей.