Теперь, необходимо проанализировать систему методики обучения письму. Начнём с принципов. Прежде, чем определить, что же включают в себя эти два принципа, обратите внимание на прописи и определите, из чего состоят письменные буквы русского алфавита? Буквы русского алфавита состоят из элементов, их 8.
1. Прямая линия –
2. Линия с закруглением вправо –
3. Плавная линия –
4. Линия с закруглением с двух сторон –
5. Линия с петлёй –
6. Полуовал–
7. Овал –
8. Линия с четвертным овалом –
ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ - письменные буквы русского алфавита представлены в виде графической структуры, основу которой составляют 8 постоянных единиц или элементов букв.
Зная определение первого принципа, несложно догадаться, что включает в себя второй принцип, исходя из его названия. Основу второго принципа составляет повторяемость. Почему? Потому что в русском алфавите существуют буквы, для написания которых требуется единообразие.
ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ – данный принцип обусловлен закономерностью формирования двигательного навыка, а именно повторяемостью и единообразием выполняемых движений. Так все буквы, содержащие овал, прямую линию с четвертным овалом и линии с петлёй, переходящей в строчный овал имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего поворота.
Перед вами буквы а, б, д, о, О, Ф, ф, ю, Ю, ъ, ь, ы, в, начертание которых соответствует второму принципу. В пособии Нелли Георгиевны Агарковой «Графика» на с. 45 вы можете прочитать, что, все буквы, содержащие овал - это буквы (а, б, д, о, О, Ф, ф, ю, Ю), прямую линию с четвертным овалом - это буквы (ъ, ь, ы) и линии с петлёй, переходящей в строчный овал, это буква (в), имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего поворота.
|
Итак, вы узнали, что является основополагающим для обучения письму – это два основных принципа ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.
ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД
И ЕГО ПРИЁМЫ
Чтобы достичь какой либо цели, необходимо правильно выбрать метод, то есть знать «как учить?» и приёмы - «с помощью чего учить?»
Первое с чего необходимо начинать обучать первоклассников письму – это с показа, как писать букву. Когда вы начнёте прописывать букву «ЭМ», то вы будете выполнять рукой двигательную функцию. Но прежде, чем первоклассник начнёт прописывать букву, он с помощью учителя изучит, какая эта буква и как её нужно писать. То есть выполнит зрительную функцию.
Отсюда следует поэлементно-целостный метод изучения буквы: сначала необходимо рассмотреть букву, а затем начать прописывать её.
Этот метод включает в себя два принципа, которые были изучены выше. Итак, через данный метод реализуются два принципа: ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.
ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД – через него на практике реализуется первый и второй принципы, закладываются основы безотрывного письма. Достигается благодаря элементам двух категорий: зрительной и двигательной.
Изучив принципы и метод методики обучения письму, откройте прописи (любые, какие есть) и посмотрите, какие приёмы предложены авторами ваших изданий. Не забывайте, что прописи вы просматриваете глазами учителя. (Постарайтесь сначала определить приёмы самостоятельно, так как самоконтроль – это неотъемлемая часть работы каждого учителя).
|
Итак:
1. Разглядывание картинок, состоящих из основных элементов букв, то есть АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это анализ формы букв.
2. Обведение элементов букв или самих букв, то есть КОПИРОВАНИЕ – это письмо по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирных вспомогательных линий.
3. Последовательность написания элементов букв (наличие стрелочек) – ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – деление на части, на элементы, или составление из частей (элементов) буквы.
4. ТАКТИРОВАНИЕ – это письмо под счёт.
5. Наличие образцов бук и слов – списывание с готового образца (с прописи №2). Нельзя путать этот приём с копированием, так как списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях.
Обратите внимание на четвёртый приём – это тактирование. Откройте, пожалуйста, методическое пособие Н.Г. Агарковой «Графика» на с.31 (если у вас его нет, то загляните в библиотеку педколледжа в первом корпусе на 3-ем этаже и там вы найдёте пособие). Рассмотрите букву [ЭМ]. И попробуйте написать её, соблюдая несколько правил:
1. Сначала буква прописывается в воздухе.
2. Учитель показывает, стоя к классу спиной.
3. Показывает так, чтобы дети видели, что делает учитель, то есть на уровне своих глаз.
4. Необходимо запомнить, что при письме под счёт «РАЗ» («ДВА», «ТРИ», …) элемент буквы всегда идёт вниз, а на «И» - всегда вверх. И, если элемент идёт несколько раз подряд вверх, как в букве «ХА», то считаем «И» (смотри в методическом пособии Н.Г.Агарковой).
|
А теперь попробуйте провести анализ элементов буквы «ЭМ» по пособию «Графика» Н.Г. Агарковой и ответить на вопросы:
1.Из каких элементов состоит буква? (из плавной линии, из прямой линии, из плавной линии, из линии с закруглением вправо).
2.Как начнёте считать при прописывании? (так как первый элемент буквы идёт вверх, то начнём считать с «И»). Однако, надо помнить, что основные элементы целостные, а счёт при этом будет на каждом закруглении.
3.На каком счёте закончите писать букву? (на «и»). Теперь самостоятельно под счёт пропишите в воздухе эту букву (начинайте с плавной линии, она идёт вверх, следовательно, счёт «и»; дальше прописываете прямую линию, она идёт вниз, следовательно, счёт «раз»; снова прописываете плавную линию, она идёт вверх, счёт «и»; далее идёт элемент – линия с закруглением вправо, но вы пишите в два приёма, считаете «два» и прописываете последний элемент на счёт «и»). Для лучшего понимания, какая буква как прописывается, не поленитесь и на досуге загляните на страницы 30-34, а ещё лучше
почитайте описание прописывания букв на страницах 37-41. Изучив теорию, попробуйте применить её на практике, прописывая прописи.
РАЗЛИНОВКА ПРОПИСИ
1.РАБОЧАЯ СТРОКА
2.НИЖНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ
3.ВЕРХНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ
4.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА
Изучив разлиновку прописей, вы можете перейти к изучению соединений букв в составе слова. Так как все буквы пишутся по-разному, соответственно и соединения между ними разное. Но, чтобы почерк ребёнка был красивым и понятным, а также удобочитаемым, необходимо знать не только как пишется сама буква, но и как происходит соединение её с той или иной буквой. Так, например, буква [а] имеет три соединения: верхнее, среднее и нижнее.
ТРИ ВИДА СОЕДИНЕНИЙ
1. Среднее соединение – только у букв Е и В.
2. Верхнее соединение – это, когда крючок соединения идёт наверх, например «он».
3. Нижнее соединение – остаётся внизу, например «ля» - Я,Л,М
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Уважаемые студенты! Прежде, чем начать практическое занятие, вам необходимо ещё раз проанализировать прописи по следующему плану:
- Возьмите прописи авторов В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой (все четыре части)
- Просмотрите их и вспомните принципы их построения (первая тема методики обучения грамоте «Что должен знать учитель, чтобы обучать детей в школе?»).
- Вспомните принципы, метод и приёмы обучения письму.
- Проанализируйте, какие приёмы обучению письму авторы прописей нам предлагают.
- Назовите их и подумайте, почему так?
- Найдите связь между слого-звуковыми схемами и видами соединений. (т.е. какие предлагаются слова для написания и сочетания букв в составе слов, зачем нам необходимо знать разлиновку прописей и виды соединений…)
- Просмотрите методическое пособие Н.Г. Агарковой, уточнив начертание букв.
- Составьте примерный монолог, который вы бы произнесли, если бы вам пришлось неожиданно замещать учителя первого класса, на уроке письма буквы Н.
Если вы без труда справились с этим заданием, то приступайте к работе в прописях, выполняя все требования при начертании букв и выработки хорошего почерка. Когда вы почувствуете, что вы сформировали первые умения каллиграфии, приступайте к следующему этапу этой нелёгкой работы. Это письмо, стоя у доски.
Но первое с чего вам необходимо начать, это с разлиновки линий на доске (как в прописях). Затем берите мел в руки и начинайте прописывать элементы букв, затем сами буквы, слоги, слова. При этом не забывайте, написав одну строчку, отходить в конец класса и проводить как самоконтроль, так и самоанализ. Только так вы сможете достичь успеха. А так же никогда не забывайте слова Аристотеля:
«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей».
Если возможна гигиена тела,
то возможна также гигиена
ума и характера.
Д Писарев.