НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII — XVIII ВЕКА)».




ЧОУ ВО«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Юридический факультет

(Магистратура)

 

 

Задания по теме 5.

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII — XVIII ВЕКА)».

Выполнил: ___________________

обучающаяся гр. 272 заочного отделения

Карасева Алена Алексеевна

Проверил: ________

Скоробогатов А.В.

 

 

Чистополь – 2017

 

 

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. С помощью какого критерия, по мнению Дж. Локка, должен разрешаться конфликт между исполнительной властью и народом?

Ответ: Согласно Локку, созданию общества предшествует «природное» состояние свободы и равенства, так что ни у кого нет естественного права иметь власть над другими. Поэтому легитимным является только такое правительство, которое руководит с согласия руководимых. Поскольку добиться всеобщего согласия почти невозможно, решающую роль играет воля большинства. По мнению Локка, народ является конечным источником любой верховной власти, в частности, он вправе сменить правительство, которое злоупотребляет народным доверием и нарушает фундаментальные права. Под собственно демократией Локк понимал форму правления, в которой граждане издают законы и назначают глав исполнительной власти.

2. Какова, по Ш.Л. Монтескье, цель законов о воспитании в условиях монархии, республики и деспотии?

 

Ответ:Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

В монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, косновным Монтескье относит законы, которые определяют "существование посредствующих каналов, по которым движется власть", т. е. наличие "посредствующих, подчиненных и зависимых" властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом. "Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое".

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии честь, в деспотии - страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: "Из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными". По мнению Монтескье, установление и республики, и монархии, к которым он относился положительно, не означает достижения политической свободы. Он полагал, что политическая свобода достижима лишь при умеренных, смешанных формах правления, в частности, в конституционной монархии, аристократической республике, где исключена возможность узурпации и злоупотребления властью.

 

 

3. Как объясняется свобода, согласно политическим учениям Нового времени?

 

Ответ:Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

 

4. Кто из российских просветителей второй половины XVIII века критиковал самодержавие?

 

Ответ: Просвещение в России естественноисторическим образом подготавливалось уже с XVII века, а когда оно назрело, то нашлись и организаторы, и идеологи, и проводники этих идей. Самые различные люди, даже с различными целями, способствовали Российскому Просвещению.

Один из первых в этом ряду, Феофан Прокопович, видел целью Просвещения воспитание слуг государства, считая таковым и себя. Реализуя устремления Петра, он позаботился и о том, чтобы они получили юридическую поддержку. В любом случае, его «Духовный регламент» был расценен как гимн просвещению. Иным типом просветителей были ученые-энциклопедисты уже второй половины XVIII века, такие, как М. В. Ломоносов и Е. Дашкова. Стремление к образованию было у них буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью они были полезны отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он.

 

Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:

 

Просвещение – передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.Эпоха Просвещения подарила отечественному обществу массу возможностей: женщины наконец-то смогли получать образование, русский язык стал доступнее, а сословные преграды постепенно минимизировались.

 

Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью и существующий за счёт доходов от этой собственности.

Формирования класса буржуазии в России происходило со своими характерными особенностями. Стоит отметить, что появление буржуазии чаще всего связано спромышленным развитием страны, то есть началом мануфактурного или любого другого масштабного производства. Так, в России, начиная с XVII века, начал появляться слой буржуазии, но его развитие и существование напрямую зависело от поддержки государства.

 

Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

 

Веротерпимость - признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию.

 

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю ... Значительно позже, только в XVIII веке, появляется современное понимание конституции как основного закона общества и государства.

Задание 2.2. Решите тесты

(красным цветом выделен правильный ответ)

 

1. Последоговорное право гражданина Б. Спиноза называл:

а) частным гражданским правом;

б) частным государственным правом;

в) публичным гражданским правом;

г) позитивным частным правом.

 

2. Как определял закон Ш.Л. Монтескье:

а) как внутреннее определение самой природы;

б) как внешнее предписание имеющего власть;

в) как правило и мерило действий;

г) как пространство «внешней свободы» человека.

 

3. Кто из мыслителей Нового времени определял естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»:

а) Т. Гоббс;

б) Дж. Локк;

в) И. Кант;

г) Ж.-Ж. Руссо.

 

4. Естественными, неотчуждаемыми правами человека Дж.Локк считал:

а) свободу, равенство, братство;

б) жизнь, свободу, стремление к счастью;

в) жизнь, свободу, собственность;

г) труд, счастье, справедливость.

 

5. Источником естественного права Г. Гроций считал:

а) ветхозаветные постановления;

б) новозаветные постановления;

в) разумную природу человека;

г) человеческую волю.

 

 

6. Установите соответствие между мыслителем и политико-правовой доктриной:

 

1. Джон Локк теория общественного договора - 2;
2. Жан-Жак Руссо школа естественного права - 5;
3. Томас Гоббс полицеизм - 4;
4. Яков Бильфельд раннебуржуазный либерализм - 1;
5. Гуго Гроций теоретик политического абсолютизма - 3.

 

 

Задание 3

 

1.Сравните две точки зрения на право частной собственности. Определите сущность права частной собственности по мнению Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.

Ответ:По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.

В естественном состоянии, по мнению Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно,возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума.

С появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными.

2.Чьи аргументы Вы считаете более убедительными?

Ответ: Аргументы обоих мыслителей в одинаковой степени убедительны.

 

3.Объясните, какова роль права частной собственности в системе прав человека и гражданина в современном мире.

Ответ:Я считаю, что вопрос о роли частной собственности лежит не только и не столько в плоскости экономики; он затрагивает и касается всех отраслей нашей жизни: политики, экологии, спорта, культуры и т.д. Важно понимать, что частная собственность – это не просто одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства, это и социально-психологический механизм формирования чувства статуса гражданина. Частная собственность это ещё и статус, определяющий очень многое в жизни самого человека и общества. Частным собственником тяжелее управлять и повелевать, чем обычным человеком, не имеющим частной собственности.

 

 

Задание 4.

Ш.Л. Монтескье рассматривал существующие формы правления в контексте их способности гарантировать политическую свободу. Он различал два аспекта политической свободы – институциональный и личностный. В чем суть этих аспектов политической свободы и как они связаны друг с другом? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из политической практики Франции XVIII в., когда жил Ш.Л. Монтескье, и современной России.

 

Ответ: Институциональный аспект политической свободы закрепляется в конституционных законах и выражается в независимости индивида от произвола властей, который невозможен при разумной организации государственной власти. Личностный аспект политической свободы тесно связан с безопасностью индивида, идеей гражданских прав и свобод, гарантированных эффективным судопроизводством и уголовным законодательством.

 

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной. "Может случиться, - замечает Монтескье, - что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным. В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода гражданина - фактическая, но не правовая".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: