Модуль II. Исторические типы философии




Философия Древнего Востока (Индии и Китая). Социокультурные условия в Древней Индии и причины возникновения философии. Веды. Упанишады. Неортодоксальные учения буддизма, джайнизма, чарваки. Космогонические представления древнеиндийских мудрецов: проблема начала, Космос и порядок вещей; космические стихии, творение мира и логическая структура бытия. Учение о душе; разумность человека и его место в структуре бытия. Знание и его источники: наблюдение, рефлексия и «внутреннее знание»; «устраненность» как высшая цель познания; познание как движение к истинному Я.

Становление философии в Древнем Китае. Конфуцианство. Даосизм. Легизм. Моизм. Древнекитайский космос: упорядочивающие силы ян и инь. Понимание начала и порядка. Существование как циклический процесс.

Античная философия. Древнегреческая натурфилософия: вопрос о первоначале мира (Милетская школа). Зарождение диалектики в учении Гераклита. Проблема бытия и познания в философии Элейской школы. Материалистическое учение Демокрита. Пифагорейцы. Классический период развития древнегреческой философии. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Учение Сократа – рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Сократические школы: кинизм, Киренайская школа, Мегарская школа. Философская система Платона. Учение о человеке и душе. Гносеология Платона. Миф о пещере и его интерпретации. Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Философия Аристотеля. Критика платоновской теории идей и учение о материи и форме. Идея перводвигателя. Структура души и функции ее элементов. Теория познания и логика Аристотеля. Учение о категориях. Этические и социально-политические взгляды Аристотеля. Философия эллинизма: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Неоплатонизм.

Средневековая философия. Радикальное изменение системы ценностей. Основные принципы христианского мировоззрения. Теоцентризм и мистицизм. Креационизм и ревеляционизм. Соотношение веры и знания. Доказательство существования Бога. Развитие традиций аристотелизма и платонизма. Патристика и схоластика. Философия истории Августина Блаженного. Философия позднего средневековья. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий: номинализм, реализм, концептуализм. Учение о гармонии веры и знания Фомы Аквинского.

Философия эпохи Возрождения. Формирование раннебуржуазного общества. Антропоцентризм и гуманизм. Лоренцо Вала: обращение к нравственному идеалу Эпикура. Пико дела Мирандолла. Принцип максимальной свободы человека ключевая идея гуманистической философии. Космологические учения Н. Кузанского, Н. Коперника, Д. Бруно. Социальные учения: политический реализм (Н. Макиавелли) и утопизм (Т. Мор и Т. Кампанелла).

Философия Нового времени. Историческая ситуация в Западной Европе XVII века и ее осмысление в философии. Деизм. Развитие математики и механики как фактор нового миропонимания. Сциентистская мировоззренческая ориентация и специфика отношений гносеологических позиций «эмпиризм – рационализм». Учение о методе Ф. Бэкона. Индукция. Радикальное сомнение как универсальный гносеологический принцип Р. Декарта. Дедукция, интеллектуальная интуиция. Врожденные идеи и проблема заблуждения. Дуализм Р. Декарта. Учение о субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Эволюция британского эмпиризма: сенсуализм Д. Локка, солипсизм Дж. Беркли, скептицизм Д. Юма. Социальные учения Нового времени: теория общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка.

Философия Просвещения: Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Теории среды, «естественного человека» и социального прогресса (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и др.). Механистический материализм (Д. Дидро, П. Гольбах).

Классическая немецкая философия. И. Кант. «Докритический период»: гипотеза Канта о возникновении солнечной системы и Вселенной. «Критический» период философии Канта. «Возможна ли вообще метафизика». Этическое обоснование Бога, души и идеи мира. Эмпирический и априорный источники познания. «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Пространство и время как априорные формы чувственного опыта. Антиномии познания. Этика Канта. Субъективный идеализм Фихте. Детерминизм и самостоятельная активность Я. Я и внешний мир. Наукоучение Фихте. Натурфилософская концепция Шеллинга. Я как предмет трансцендентальной философии. История как отношение между автономным индивидом и исторической необходимостью. Самотворчество природы и человеческого общества. Объективный идеализм Г. Гегеля. Основные принципы построения и противоречия философской системы. Предмет и метод философии. Диалектика. Философия истории: история как развитие духа во времени, свобода как цель и субстанция истории. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Марксистская философия (К. Маркс и Ф. Энгельс). Диалектический материализм. Исторический материализм. Роль труда в развитии человека и общества. Практика как основа познавательной деятельности и главный критерий истины.

Русская философия: периодизация и своеобразие. Зарождение русской философской мысли. Русское просвещение (М. Ломоносов, А. Радищев). Русский материализм и религиозная философия XIX-начала XX века. Западники и славянофилы. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого. Философские взгляды В. Соловьева и Н. Бердяева. Космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). Философия «серебряного века» и русского зарубежья (П. Флоренский, Н. Булгаков, Н. Лосский, А. Лосев, И. Ильин).

Неклассическая философия, ее основные направления. Иррационалистическая «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс). Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

Философия XX века. Неокантианство (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, П. Наторп). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун). Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, М. Фуко). Герменевтика (И. Гадамер). Феноменология (Э. Гуссерль). Прагматизм (У. Джеймс). Аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап). Философская антропология (Плеснер, Гелен). Персонализм (Л. Шестов, Н. Лосский, Э. Мунье, Ж. Лакруа). Синергетика (Г. Хакен, К. Стенгерс, И. Пригожин).

 

Модуль III. Онтология

Онтология – философское учение о бытии. Монистическая, дуалистическая и плюралистическая концепции бытия. Бытие и небытие. Бытие-возможность и бытие-действительность. Материальное, объективное идеальное и субъективное идеальное бытие. Самоорганизация бытия. Соотношение категорий «бытие», «материя», «субстанция». Материя, ее атрибуты и формы движения. Явление и сущность. Качество и количество. Пространство и время. Движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Религиозная, философская и научная картины мира.

Бытие и сознание. Сознание как философская проблема. Отражение и его уровни. Происхождение и сущность сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное в философии.

Диалектика как метод познания, как учение о всеобщем единстве, взаимообусловленности и развитии. Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики. Движение и взаимодействие.

Метафизическая и диалектическая концепции развития. Прогресс и регресс в развитии. Закон как выражение устойчивых связей, отношений и взаимодействий в природе. Основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории как философские понятия.

Модуль IV. Гносеология

Познание как результат мыслительной деятельности человека. Исторический экскурс. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в процессе познания. Чувственная и рациональная ступени познания. Диалектика процесса познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, преставление. Формы рационального познания: понятие суждение, умозаключение. Ограниченность сенсуализма и рационализма. Истина и заблуждение. Объективность и конкретность истины. Познание и практика. Принцип единства теории и практики. Научное познание. Формы и методы научного познания (эмпирическое и теоретическое познание. Частнонаучные и общенаучные методы познания). Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Научные революции. Наука и техника. Рациональные и иррациональные формы духовного освоения мира. Понимание, интуиция, вера. Творчество. Гипотеза. Истина. Критерии истины. Вера, ложь, заблуждение, ошибка.

Модуль V. Философская антропология

Образ человека в философии. Философское постижение сущности человека. Социокультурный смысл проблемы человека. Проблема человека в истории философии. Социальная сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность. Роль личности в истории. О смысле человеческой жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смерть и бессмертие. Творчество как способ бытия человека. Человек в современном техногенном мире. Человек и обыденность. Проблему идеала. Материальная и духовная жизнедеятельность человека. Феномен культуры. Человека в сфере культуры. Человек в мире нравственных отношений. Сущность морали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: