г. Минск, пр-т Партизанский, 26. Белорусский государственный экономический университет.




Ильин А.И., Синица JLM.

И 46 Планирование на предприятии: Учеб. пособие*. В 2 ч. Ч. 2. Тактичес­кое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. — Мн.: ООО "Новое

знание", 2000. —416с.

ISBN985-6516-19-6.

Рассматриваются практические вопросы организации тактического
планирования на предприятии. Описывается методология тактического |
планирования, планирования продаж, производственной программы,
материально-технического обеспечения производства, труда и персонала, |
оплаты труда, издержек, финансов и т.д.

Для студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведении, аспирантов, преподавателей и специалистов.

© Ильин А.И., Синица Л.М., 2000 © Оформление. ООО «Новое знание», 200Q

УДК 658.5(075.8) ББК 65.9(2)301я73

ISBN 985-6516-19-6


ПРЕДИСЛОВИЕ

Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность рабо­ты предприятий во многом зависит от состояния внутрифирменного плани­рования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планиро­вания базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйствен­ного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует рыноч­ному хозяйственному механизму. Основные недостатки действующей сис­темы планирования сводятся к следующему. Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределен­ностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Принимае­мые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Состав­ляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хо­зяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабаты­ваются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогла­сованности плановых заданий по различным областям производственно-хо­зяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по своей форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисципли­ну и ответственность за конечные результаты деятельности предприятий.

Создать организационный и экономический механизм управления предприятиями в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные не­достатки, нельзя. Однако построение такой системы — достаточно слож­ный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятий, которым приходится решать ряд сложных мето­дологических и организационно-технических проблем, связанных с карди­нальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.


Предисловие

Решение методологических проблем предполагает: овладение тео­рией планирования (методическими основами планирования, учением о системе, механизме, методах и процессе планирования); выбор форм и методов планирования, в наибольшей мере соответствующих специфике отечественных предприятий; разработку структуры типовых планов, включающей разделы плана экономического и социального развития предприятия, систему показателей и методику их расчета по важнейшим видам планов (тактических, стратегических и оперативных); создание комплекса нормативно-технических и методических материалов, регла­ментирующих процедуры внутрифирменного планирования и т.д.

Решение организационно-технических проблем позволяет создать ус­ловия для внедрения в практику управления предприятием всех элементов системы планирования. Сюда входят: издание нормативно-технических и методических материалов; подготовка и повышение квалификации кадров плановых работников; создание комплекса технических средств и програм­много обеспечения, реализующих процедуры планирования; построение системы норм и нормативов; формирование базы данных по планированию; разработка организационной структуры плановых органов и т.д.

Данная книга призвана не только помочь руководителям и специа­листам в изучении концепции тактического планирования, но и раскрыть конкретные формы и методы принятия плановых решений в важнейших областях жизнедеятельности предприятия, показать трудности и проти­воречия, возникающие в процессе плановой работы, а также пути и спо­собы их преодоления.

Несмотря на широкий охват проблем, книга не претендует на полное изложение всех вопросов планирования — она дополняет имеющуюся литературу по планированию.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: руководителей и спе­циалистов министерств, ведомств, предприятий, организаций, предпри­нимателей, научных работников, аспирантов, студентов вузов и учащих­ся техникумов, изучающих экономико-управленческие дисциплины.

Авторы надеются, что изучение рассмотренных в книге вопросов по­может руководителям и специалистам в решении хозяйственных задач, возникающих в процессе реформирования экономики.

Авторами отдельных глав являются: А.И. Ильин (гл. 1—3, 8);
Л.М. Синица (гл. Л— 7, 9—12).

Отзывы и предложения просим направлять по адресу:

г. Минск, пр-т Партизанский, 26. Белорусский государственный экономический университет.

М.И. Плотницкий, доктор экономических наук,
профессор, зав. кафедрой ВШУБ БГЭУ


Глава 1

МЕТОДОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Содержание и функции тактического планирования

Тактическое планирование занимает промежуточное положе­ние между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (опе­ративно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10—15 лет). Однако на многих предприя­тиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэто­му стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический — 1—2 года, оперативный — менее 1 года. Сос­тавить тактический план на период более двух лет не представля­ется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие в перспективе, тактическое планирование должно от­ветить на вопрос, как предприятие может достичь такого состоя­ния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.

Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной и полной информации. Реализация тактическо­го плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения бо­лее детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени (лаг). Кроме того, тактические реше­ния легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой кон­кретных количественных показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации.


 


Глава 1

Методология тактического планирования

 


 


Решения при тактическом планировании более конкретны, ад-ресны, они всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия. Поэтому легче проконтролировать их выполнение. Если стратегическое планирование является обя­занностью высшего управленческого персонала, то тактическое планирование входит в функции среднего звена.

Стратегический план определяет общие направления деятель­ности предприятия, а тактический план содержит решения по рас­пределению ресурсов для достижения стратегических целей. Если, например, стратегическим планом установлено задание по выпуску новой продукции, то в тактическом плане должны быть приняты ре­шения по составу, содержанию, срокам проведения и ресурсному ^ обеспечению научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ; созданию или перепрофилированию производствен­ных мощностей; подготовке кадров; объемам продаж продукции; уровню и структуре издержек; материально-техническому обеспе­чению производства; источникам финансирования и т.п.

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельнос­ти коллектива предприятия, направленную на выполнение зада­ний стратегического плана при наиболее полном и рациональном, использовании материальных, трудовых, финансовых и природ­ных ресурсов. Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов; повышению качества и конку­рентоспособности продукции; повышению в целом эффективнос­ти производства; соблюдению договорных и бюджетных обяза­тельств.

Переход предприятий на коммерческий расчет предполагает:

• установление прямой зависимости между потреблением ре­сурсов, эффективностью работы и доходами, которые предприятие самостоятельно формирует и распоряжается ими;

• самостоятельное обеспечение технического, производственного, организационного и социального развития предприятия за
счет собственных источников финансирования;


• полную экономическую ответственность владельцев пред­приятия и трудового коллектива за результаты производствен­но-хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед партнерами и государственным бюджетом;

• самостоятельное формирование стратегии и тактики своего развития на основе потребностей рынка и установленных госу­дарством правил ведения производственно-хозяйственной дея­тельности.

Вышесказанное предполагает соответствующую перестройку системы тактического планирования. Из инструмента балансовой увязки ресурсов тактическое планирование превращается в систе­му принятия управленческих решений. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками и даже разорением. Тактический план должен предусматривать перспективу по каждому объекту планирования. Должны быть учтены все факторы: состояние экономики предприя­тия; кредитно-финансовая ситуация; налогово-бюджетная полити­ка; намерения конкурентов; ситуация на рынке и т.д. В этих услови­ях планирование становится центральным звеном управления

Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее проду­манного плана невозможно. Рыночные механизмы действуют бо­лее жестко, чем централизованное планирование государства. Анализ положения, сложившегося в экономике ряда стран бывше­го Советского Союза, показывает, что экономический кризис в прошлом обусловлен не принципами планирования и управления, а извращенной практикой их применения, бюрократизмом, что в конечном счете, привело к застою. В экономической литературе широко распространено мнение, что для предприятия не имеет принципиального значения, какой орган планирует его работу: собственный плановый отдел или министерство. Важными явля­ются лишь качество планирования и критерии, по которым оцени­вается работа предприятия. К названным факторам для большей объективности необходимо добавить цели, которые ставит плани­рующий орган перед предприятием.


8 Глава 1

Высокая эффективность производства ведущих зарубежных индустриально развитых стран объясняется не столько наличием частной собственности, сколько высокой результативностью систе­мы внутрифирменного управления и планирования. В этих странах предприятиями управляют наемные профессиональные менедже­ры, а вовсе не владельцы имущества. По некоторым оценкам, в про­мышленности развитых стран доля наемного управленческого персонала приближается к 100 %. Следовательно, предположение, что рынок исключает планирование, ничем не обосновано. Про­блема состоит в том, чтобы в наших условиях придать системе внутрифирменного планирования предпринимательский харак­тер, высокую восприимчивость к новым идеям, развивать сопричастность всех членов трудового коллектива к делам предприятия.

Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрываю­щие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Хо­рошо составленный план, естественно, должен содержать цели, ко­торые необходимо достигнуть в планируемом периоде, что невоз­можно сделать без прогнозирования, т.е. заглядывания в будущее. Отличительная особенность тактического плана заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней пред­приятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. Поскольку тактический план содержит развернутую систему конечных целей деятельности пред­приятия, при его составлении необходимо определить цели в кон­кретной форме, а также средства и методы их достижения. Вот поче­му тактический план концентрирует внимание руководителей и спе­циалистов на текущих действиях. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять. Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.

Следующая функция тактического планирования — координа­ция действий. План, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает хорошую основу для ко­ординации усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического пла-


Методология тактического планирования_________________________

на. Если различные разделы тактического плана разрабатываются одной и той же группой людей, что имеет место на предприятиях с централизованной системой планирования, не возникает каких-ли­бо принципиальных трудностей с интеграцией планов. В этом слу­чае вопрос заключается в том, насколько качественно происходит интеграция планов. На децентрализованных предприятиях управля­ющие в разной степени участвуют в процессе планирования и сам процесс составления плана более сложен, имеет многоступенчатую форму (более подробно об этом см. в главах 2 и 6 книги " Планиро­вание на предприятии. Часть 1. Стратегическое планирование" [6]). В данной ситуации координация планов, охватывающих различные функции, представляет собой более сложную проблему, для реше­ния которой применяются различные средства и методы. Наиболее часто используются следующие подходы.

Во-первых, единственная возможность сделать процесс плани­рования согласованным заключается в планировании только важ­нейших ресурсов и объектов. Во-вторых, требование комплексно­го подхода, как важнейшего условия интеграции планов, предпо­лагает применение различных методов обоснования плановых решений, начиная от интуиции и кончая количественными ма­тематическими методами. В-третьих, проверка согласованности планов должна осуществляться на протяжении всего процесса планирования и учитывать соответствие их стратегическим пла­нам и единой нормативной базе. При этом проверка планов не дол­жна сводиться исключительно к выявлению их внутренней проти­воречивости. Необходимо учитывать, насколько реализуемы и эффективны предлагаемые решения. В-четвертых, интеграции планов способствует определенная последовательность их состав­ления. Процесс планирования носит повторяющийся характер и на крупных предприятиях ведет к созданию сложной системы взаи­моотношений между руководителями и специалистами. В зависи­мости от структуры планов, этапа планирования характер этих от­ношений меняется. Поэтому важно знать соответствующие норма­тивно-технические и методические документы. Однако следует иметь в виду, что многие связи носят неформальный характер и не могут быть регламентированы.


 

Глава 1

 

Методология тактического планирования

 


 


И, наконец, важнейшей функцией тактического плана является обеспечение эффективного контроля. Насколько точно реализу­ются целевые установки плана зависит от того, как налажен кон­троль за его выполнением. Система отчетности о выполнении пла­на, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить орга­низовать управление по отклонениям. Это дает возможность выс­шему управленческому персоналу уделять внимание только ис­ключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклоне­ния от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов. Ко­нечно, при этом необходимо, чтобы соответствующая информация о ходе выполнения тактического плана поступала на каждый уровень управления, чтобы каждый управляющий получал все не­обходимые в пределах сферы его ответственности сведения. Пото­ки контрольной информации не должны быть наполнены рутиной. Современные системы обработки данных могут быть легко зап­рограммированы на выполнение такой задачи, что значительно упрощает процедуру контроля.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Гибкость плана. Несмотря на то, что тактический план носит директивный характер, он не должен сковывать инициативу лю­дей, работающих по этому плану. Существует несколько методов, направленных на повышение гибкости планирования, которые не только позволяют отклоняться от плановых показателей, но даже поощряют такие отклонения, когда это выгодно предприятию

Первый метод это дополнение тактического плана систе­мой различных бюджетов. В зарубежной практике бюджеты яв­ляются главным методом планирования и контроля, как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Что такое бюджет? Определение бюджета во многом зависит от того, каково его назначение. В узком смысле бюджет рассматривается как сред­ство сравнения фактических результатов с плановыми установками. В широком определении бюджет представляет собой финансовый план, в котором расходы балансируются с доходами. В любом слу-


чае бюджет служит средством контроля над операциями, исполь­зованием ресурсов. В данном контексте речь идет о бюджетах, ус­танавливающих лимиты на расходы различных ресурсов. Если, например, план капитальных вложений предприятия по каким-ли­бо причинам оказывается слишком заниженным, могут быть зат­ребованы дополнительные средства по специальному бюджету.

Второй метод — разработка нескольких вариантов плана, рассчитанных на различные условия его реализации. Например, разрабатывая рабочий вариант плана, предприятие может ис­ходить из предпосылки, что происходящий в предплановом перио­де экономический подъем сохранится и в планируемом году. Ос­тальные варианты плана, такие же детальные, как и первый, раз­рабатываются с учетом возможного падения объемов продаж на 10, 15 и 20%

Третий метод заключается в гибком подходе к оценке резуль­татов. Имеется в виду, что результативность деятельности подраз­делений предприятия оценивается высшим руководством не столько по исходным планам, сколько по показателям, скорректи­рованным с учетом фактических событий, произошедших во внешней и внутренней среде предприятия. При этом может иметь место случай, когда фактические результаты превзойдут первона­чальные плановые наметки. Иногда невыполнение показателей ос­тавляется без каких-либо санкций.

Четвертый метод основывается на сочетании эффективного планирования с созданием заинтересованности у исполнителей плана сознательно идти на отклонение от плана, когда это выгодно предприятию. В этом случае стимулируются более напряженные плановые задания, так называемые "встречные планы".

Пятый метод — это метод переменных расходов плана. Пере­менные расходы плана составляются в целях надлежащей коорди­нации действий по мере изменения условий, заложенных в план, например объемов продаж. Они представляют собой таблицы из­держек производства, которые устанавливают уровни издержек в зависимости от изменения объемов продаж. Иногда в этих целях могут создаваться плановые резервы, позволяющие осуществлять по мере необходимости оперативную корректировку плановых по­казателей.


 


Глава 1

 

 

Методология тактического планирования

 


 


2. Полнота планирования. Данное требование предполагает при принятии плановых решений учет всех факторов, влияющих на эф­фективность и реализуемость заданий тактического плана. При этом исходят из необходимости учета целевых установок стратегического плана и прогнозируемых условий, в которых будет происходить реа­лизация тактического плана. Однако попытка учесть все факторы мо­жет сделать тактический план слишком сложным, жестким и обреме­нительным для исполнителей. Следует иметь в виду, что план, опре­деляя текущие действия исполнителей, служит механизмом делегирования полномочий. Если плановые ограничения слишком детализированы, стесняют действия исполнителей, они могут выз­вать разочарование, обиду и инерцию. План лишь инструмент управ­ления, и он не должен подменять собой процесс управления.

3. Поддержка со стороны высшего руководства. Потенциаль­ные возможности любой системы планирования не могут быть реа­лизованы без ограниченной поддержки высшего руководства пред­приятия. Поддержке должны способствовать следующие условия. Во-первых, организационная структура предприятия должна быть четко очерчена. Каждый руководитель и специалист, имеющий от­ношение к составлению и выполнению плана, должен знать свои права и ответственность, функции. Это необходимо для того, чтобы план охватывал функциональную, установленную нормативно-техническими материалами, законченную область деятельности каждо­го управляющего. В противном случае снижается ценность плана как инструмента управления и контроля. Во-вторых, должна быть эффективная система морального и материального стимулирования плановых работников, поощряющая нетрадиционные, новаторские плановые решения.

4. Комплексность планирования. Тактические планы должны составлять часть эффективной системы внутрифирменного плани­рования. Они должны быть интегрированы со стратегическими и оперативно-календарными планами. Суть хорошо поставленного внутрифирменного планирования в том, чтобы провести долгосроч­ные стратегические решения в количественные показатели такти­ческого плана, обеспечивающие текущую координацию производ­ственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он не был разработан, без стратегического плана


эффекта не даст. Здесь проявляется так называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные хозяйственные решения лежат на "стыке" различных планов. К сожалению, такое положение на практике встречается редко.

5. Ответственность за разработку и выполнение планов. Хотя, в конечном счете, ответственность за принятые плановые ре­шения лежит на высшем руководстве, необходимо добиваться, чтобы каждый работник, причастный к составлению или выполне­нию плана, знал свою меру ответственности за низкое качество принятых решений, неисполнение или ненадлежащее исполнение показателей тактического плана. Однако для этого должны быть созданы соответствующие организационно-технические условия, среди которых важное место занимает система сбора, обработки и распространения плановой информации. На средних и крупных предприятиях обычно создаются автоматизированные системы плановых решений (АСПР), на мелких — справочники, содержа­щие детальные инструкции по работе с планами. На этих предпри­ятиях плановик ставится в такие условия, когда принимать не проработанные решения сложно.

6. Приоритет текущих решений над планом. План не должен довлеть над решениями. Он составляется для того, чтобы направ­лять действия работников, служить в качестве инструмента дости­жения целей предприятия, а не в качестве дубинки. Поэтому теку­щие решения, принимаемые на стадии выполнения плана, должны обладать приоритетом над ранее принятыми, уточнять и детализи­ровать их. Однако должна быть четкая система оценки текущих ре­шений и корректировки плана, иначе попытки внести изменения в план могут породить хаос. Например, неотъемлемыми элементами процесса планирования должны быть атмосфера взаимного дове­рия, понимания и господство здравого смысла. Управляющие дол­жны чувствовать, что их стремление отклониться от плана, для то­го чтобы воспользоваться, например, новой возможностью повы­сить прибыль, или их оправданные требования увеличения статей расходов будут встречены высшим руководством с пониманием. Это означает, что ни один отдел предприятия не откажется сотруд­ничать с другим отделом исключительно из-за формальных сооб­ражений. Существует общее понимание того, что в изменяющихся


Глава 1

 

Методология тактического планирования

 

 


 


условиях слепое следование плану может повредить достижению более важных для предприятия целей. Конечно, из этого не вытека­ет, что при осуществлении плана должна отсутствовать твердость. Наоборот, исполнение плана должно контролироваться таким об­разом, чтобы удовлетворялись более важные цели предприятия, которые не могут быть осуществлены в рамках первоначального плана вследствие появления новых соображений или изменений во внутренней или внешней среде предприятия. Данное требование заставляет работников аппарата управления творчески относиться к плановым решениям, а не слепо следовать им.

7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана. План должен быть сформулирован так, чтобы не допускать раз­ночтений. Это помогает лучше усвоить требования плана и являет­ся залогом его успешной реализации Выполнению данного требо­вания способствуют следующие условия. Во-первых, необходимо до предела ограничить использование бухгалтерской терминоло­гии. Хотя план не является инструментом учета, он строится на ос­нове бухгалтерских данных. На практике нередки случаи, когда управляющие с техническим образованием совершенно теряются, получая отчеты о выполнении планов, сплошь состоящие из спе­циальных бухгалтерских терминов. Поэтому структура тактичес­кого плана не должна повторять структуру бухгалтерских отчетов, а иметь собственные разделы и терминологию, доступную для по­нимания всеми руководителями и специалистами предприятия. Во-вторых, лучшие результаты достигаются тогда, когда план со­держит нормативы, на основании которых измеряются фактичес­кие результаты работы. Здесь выдвигаются два условия.

• норматив должен быть количественно определен и пред­ставлять собой базу, на которой основываются текущие решения,

• управляющий должен нести ответственность за достижение тех нормативов, которые регламентируют деятельность возглав­ляемого им подразделения предприятия.

8. Участие исполнителей в разработке плана. Исполнители должны понимать цели и ограничения, сформулированные в плане. Обычно люди не любят планировать. Им не нравится, когда их кон­тролируют. Один из действенных способов сделать ограничения, устанавливаемые планами, приемлемыми, заключается в привлече-


нии работников к составлению планов, которые в дальнейшем они обязаны исполнять. Число лиц, которое желательно и возможно привлечь к участию, будет различным в зависимости от уровня уп­равления и личных качеств участников. В большинстве компаний на самых высоких уровнях управления можно наблюдать постоянное участие высших управляющих в процессе принятия решений. На уровне мастеров, где решения носят узкий характер, возможности и ценность участия более ограничены. В крупной компании совмес­тное участие в разработке планов управляющих высшего и низшего звеньев просто невозможно. Если бы кто и попытался осуществить такое участие, это могло бы привести к хаосу.

Действительная степень участия во многом зависит от самих ру­ководителей и подчиненных. Руководители должны быть не только подготовлены к совместной работе с подчиненными, но и должны создавать все условия для этого. Подчиненный также должен быть заинтересован в участии. Он должен понимать, что участие не связа­но с передачей ему прав начальника, что, в конечном счете, руководи­тель может быть вынужден изменить, пересмотреть или отвергнуть предложение подчиненного. Должна существовать атмосфера взаи­мопонимания и доверия, иначе участие окажется неэффективным

1.2. Содержание и структура тактического плана

Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложив­шихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т. д.

В расширенном варианте тактический план содержит следую­щие разделы:

• экономическая эффективность производства;

• нормы и нормативы;

• производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства;

• персонал и оплата труда,

издержки производства, прибыль и рентабельность,
инновации (техническое и организационное развитие пред­приятия);


 

 


 

Глава 1

Методология тактического планирования

 

 


 


инвестиции и капитальное строительство;

• охрана природы и рациональное использование природных

ресурсов;

• социальное развитие коллектива;

• фонды специального назначения;

• финансовый план.

 


Рис. 1.1. Структура тактического плана предприятия

На рис. 1.1. изображены разделы тактического плана и инфор­мационные связи между ними, показанные стрелками. Основу так­тического плана составляют стратегический план и портфель зака­зов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и реализации продукции План производства и реализации продукции является основ­ным в структуре тактического плана. Он устанавливает возмож­ности предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показате­ли остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу и оплате труда.

Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и эко­номическую политику предприятия в планируемом периоде. Ме­роприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемый объем инвестиций и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при от­боре инновационных проектов.

Объем инвестиционных ресурсов, которыми может распола­гать предприятие в планируемом периоде, обосновывается в плане по фондам специального назначения (фонду развития). В нем так­же рассчитывается величина средств, направляемых на потребле­ние, социальное развитие, природоохранные мероприятия, созда­ние страховых резервов.

На основе мероприятий плана инноваций формируется систе­ма норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реаль­ность всех планов. План инноваций служит средством обоснова­ния производственной мощности предприятия, необходимой для расчета производственной программы предприятия, поскольку мероприятия плана инноваций предусматривают ввод дополни­тельной мощности за счет нового строительства, расширения, тех­нического перевооружения, реконструкции и модернизации ос­новных фондов.

Заключительным в структуре тактического плана является фи­нансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предпри­ятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.


Глава I

 

 

Методология тактического планирования

 


 


Разработка тактического плана с указанной структурой воз­можна на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалифицированных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Вре­менной лаг плана — 1—5 лет. Известно, что чем тщательнее разра­ботаны все разделы плана, тем легче его выполнять, меньше требу­ется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности разделов плана, наличия в нем просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей. Поэтому многие предприятия стремятся сократить число планируемых объектов, увеличив при этом глубину проработки плановых решений. Кроме того, неопределенность экономической ситуации, отсутствие средств для выполнения социальных, науч­но-технических, природоохранных и иных программ, неустойчи­вое финансовое положение, да и просто негативное отношение к планированию, сложившееся в переходный период к рыночной экономике, не стимулируют разработку плана по широкому кругу показателей и развернутой структуре. А это, в свою очередь, усу­губляет ситуацию, вызывает штурмовщину, простои из-за неис­правности машин и оборудования, отсутствия сырья и материалов, неритмичную поставку продукции и ухудшение экономического положения предприятий. Выход из этого положения может быть один — планирование производственно-хозяйственной деятель­ности по такой системе показателей, которая в наибольшей мере соответствует потребностям предприятия.

Проведенные исследования показали, что минимальный сос­тав разделов тактического плана, без которых план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйствен­ные области деятельности и процессы. Сокращенный вариант так­тического плана содержит следующие разделы:

• производство и реализация продукции;

• материально-техническое обеспечение производства;

• персонал и оплата труда;

• издержки производства;

• финансовый план.


Рассмотрим содержание тактического плана.

1 Экономическая эффективность производства.

В современных условиях развития производства, когда сущес­твенно увеличились его масштабы, усложнились хозяйственные связи и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: