Проблемы средневековой философии




1. Соотношение веры и разума, истин откровения и знаний. Опора на мистическое единение с Богом, подчинение его воле характерно для мистической философии (традиция платонизма). Рационалистическая философия стремится следовать Божественному разуму, опирается на размышление, научное знание (аристотелизм).

Ø «Верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин): догматы веры принимаются без критики и становятся фундаментом для рациональных выводов.

Ø «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Вера получает рациональное обоснование.

Ø «Верую, ибо нелепо» (Тертуллиан, Оккам).

2. Доказательства бытия Бога.

3. Проблема универсалий.

2. Борьба серетиками стала основной причиной возникновения патристики. Общей чертой для еретических учений ранних периодов христианства был дуализм – представление о мире как месте борьбы добра и зла, бога и дьявола, которые являются равноправными началами, сражающимися на земле. Одним из таких учений и был гностицизм (Бертран Рассел), который представлял собой своего рода компромисс между язычеством и христианством.

Многие отцы церкви выступали против еретических воззрений. Именно эту борьбу с ересями и стали называть патристикой, т.е. учением отцов церкви, расцветом патристики стал II в н.э.

Одним из первых представителей патристики был Тертуллиан (ок.150- ок.222), прославившийся изречением: «Верую, потому что абсурдно», т.е. необходима безусловная слепая вера в установленные церковью догматы. Последующие представители патристики Климент Александрийский (ок.150- до 215), Ориген (ок.185–253?), Василий Великий (ок.330-379), его брат Григорий Нисский (ок.335–ок.379), Григорий Богослов (ок.330–390). Последний выдающийся представитель патристики Иоанн Дамаскин (ок.675–753?), Максим Исповедник.

Наиболее авторитетным мыслителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) – крупнейший христианский философ и теолог, причисленный после смерти к лику святых. Основные философские труды: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».

Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его богом вновь и вновь. Если бы творческая сила бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие. Главные философские идеи Августина – проблемы бытия и времени, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.

– проблема времени и бытия – Бог сотворил мир из ничего, Бог сотворил и время, которое до творца не существовало. Бог вне времени. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее. Психологическое понимание времени (душа помнит, созерцает, надеется).

– личность человека, его свобода, воля и разум перед лицом Бога – К Богу человек идет через разум. Другой путь к Богу – через веру, проявляющуюся через волю человека. Без полученной от рождения божественной благодати человек не может иметь доброй воли, т.е. способность человека принимать самостоятельные решения практически отрицалась. Августин склоняется к фатализму – предопределенности судьбы человека;

– движение истории и концепция исторического прогресса. История определяется Божественным предвидением, она имеет направленность, движение от «града земного» к «граду Божьему». История заканчивается вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека отдельно за грехи. Вне «града Божьего» нельзя спасти душу. История движется в борьбе и противоречиях двух градов. Линейность, необратимость истории.

Так, Августин Блаженный развивает идеи платонизма, утверждающего первичность общих понятий.

 

3. Схоластика господствовала в европейской религиозной мысли в период с IX по конец XV века. Она продолжала традиции патристики, но несколько отличалась от последней по своим задачам. Учителя патристики создавали на основе Священного писания систематическую религиозную догматику. Задачей же схоластов было систематизация, защита, обоснование логическим путем, посредством разума.

Фома Аквинский (1225–1274 гг.) – по рождению принадлежал к одной из наиболее известных семей Европы, связан родством с римскими императорами, монах-доминиканец. Основные философские работы: «Сумма против язычников», «О Троице», «О сущном и сущности», «О началах природы», «О вечности мира».

Приходит к выводу, что философия Платона, которой придерживался Блаженный Августин и его сторонники, могла привести к противопоставлению духа и природы.

Фома Аквинский обращается к Аристотелю как наиболее крупному критику идей Платона. Он считает, что человека надо изучать как единство души и тела. Природу создал Бог, поэтому это не злое начало, а доброе. Надо жить в реальном мире и стремиться не только к небесному, но и к земному блаженству. Если вера станет слишком неземной – она выдохнется, а христианство скатится в мистику. Истина (откровение) дается не каждому, а только святым людям. Следовательно, ценны и дух, и материя.

Фоме принадлежат 5 доказательств бытия бога:

1) Все, что движется, движимо другим. Поэтому должен существовать первый двигатель, которым является бог.

2) В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что оно тогда должно существовать раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае следует признать первую действующую причину, которой и является бог.

3) Взаимосвязь случайного и необходимого. Все случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость – бог.

4) Степени качества, следующие друг за другом, которые есть во всем сущем (есть вещи более совершенные и менее совершенные). Должна, следовательно, существовать некая наивысшая степень совершенства, и опять же, ею является бог.

5) Телеологическоедоказательство (телеология – учение о направленности всех событий к некой заранее заданной сверхъестественными силами цели). В его основе лежит полезность, целесообразность устройства мира. Такая целесообразность не может возникнуть стихийно, сама собой. Следовательно, есть разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Им является бог.

4. Вопрос о взаимосвязи единичного и общего возник в философии Платона и Аристотеля. Платон считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире – мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а наоборот, зависят от вещей. Идеи – это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от реального мира. В эпоху схоластики эти идеи называли универсалиями. Религиозные мыслители пытались ответить на вопрос: существуют ли универсалии реально или нет? Фактически это вопрос об отношении общего (универсалий) и единичного (чувственно воспринимаемых вещей).

В схоластике возникло два решения данного вопроса – реализм и номинализм.

Реализм считал, что самостоятельно существуют только общие понятия (универсалии), подобные идеям Платона, а вещи производны от них.

Проблема спора меду реалистами и номиналистами связана также с догматом о троичности существования Бога и доказательствами существования Бога.

Ансельм Кентеберийский (1033-1103) разработал «онтологическое» доказательство существования Бога. «Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности», значит Бог – реален – реализм – бытие и мысль тождественны. Общее существует также реально, как и частное (триединство Бога).

Возражение против такого понимания «общего» выдвинул Росцеллин из Компьена, который полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее – это только слова – «номена» – номинализм. Номиналисты не допускали реального существования универсалий, общее существует только в форме понятий, созданных в процессе познания вещей.

Затем компромисс соотношения единичного и общего, вещей и универсалий был сформулирован немецким религиозным мыслителем Альбертом Великим (1193(1206)? – 1280) и его учеником Фомой Аквинским.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы думаете, какие ценности античного мировоззрения становятся предметом критики христианской религии и теологии? Почему?

2. Какой принцип является системообразующим для христианского мировоззрения?

3. Почему именно в христианской философии состоялось открытие «Я», личности? В постановке и решении каких философских проблем осуществилось это открытие?

4. Постановкой каких проблем и задач определяется периодизация средневековой философии? Назовите наиболее характерные для каждого периода философские учения.

5. Приведите доказательства существования Бога по Августину Блаженному, Фоме Аквинскому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: