Производственный леверидж является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли. Иными словами, относительно больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колеблемость прибыли. Известны три основные меры производственного левериджа:
• доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов (DOLd);
• отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам (DOLр);
• отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (D0Lr).
В принципе данные показатели могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их предназначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd а также снижение показателя DOLp означают увеличение уровня производственного левериджа и повышение риска достижения заданного уровня прибыли.
Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют каких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем DOLr. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле
DOLr = TGI
TQ
где TGI -темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);
|
TG -темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах).
Путем несложных преобразований формулы ее можно привести к более простому в вычислительном плане виду. Для этого используем вышеприведенные обозначения и иное представление формулы:
р • Q = v • Q+ FC + QL или с • Q = FC +GL.
Отсюда следует, что при изменении объема реализации в натуральных единицах, например, с Qo на Q1 соответствующее изменение GLсоставит:
^ GL = GL1- GL0 = с •Q- c*Q = с* Q
Поэтому:
DOL r = ^ GL: GL = (c* Q): (c * Q –FC) = c * Q
^ Q: Q ^Q:Q GL
Экономический смысл показателя DOLr довольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации с высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов. Значение того показателя не является постоянным для данной коммерческой организации и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель DOLr имеет при изменении объема производства с уровней, несущественно превышающих критический объем продаж, в этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли до вычета процентов и налогов; причина состоит в том, что базовое значение прибыли в этом случае близко к нулю.
Отметим, что пространственные сравнения уровней производственного левериджа возможны лишь для компаний, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска продукции.
|
Более высокое значение этого показателя обычно характерно для компаний с относительно более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Таким образом, предприятие, повышающее технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает уровень производственного левериджа.
Коммерческие организации с относительно более высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска. Под последним понимается риск неполучения прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. возможность ситуации, когда предприятие не сможет покрыть свои расходы производственного характера.
В заключение можно отметим, что уровень производственного левериджа —достаточно инерционный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку часто связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия, ориентированной на специфику производственной деятельности. Сделав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывается в известной степени заложником выбранной ранее стратегии развития в том смысле, что постоянные расходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчислении финансовых результатов, несмотря на то, пользуется ли успехом производимая им продукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться прежде всего найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов, например путем продажи части внеоборотных активов. Безусловно, в реальной жизни возможны различные варианты, в том числе и связанные с изменением состава и структуры основных средств, однако, если руководство уверено в выбранной стратегии развития своей компании, к действиям, затрагивающим материально-техническую базу предприятия, прибегают лишь в самом крайнем случае.
|
Для подтверждения сказанного приведем пример действий, на первый взгляд являющихся достаточно парадоксальными. В западной литературе описана ситуация, когда одна из крупных авиакомпаний устанавливала цену пассажирских билетов, едва превышающую стоимость обеда во время полета. Логика этого подхода вполне объяснима. Компания пыталась завоевать свое место на данном рынке услуг; поскольку постоянные расходы (вложения в авиалайнеры, их эксплуатация в соответствии с установленным графиком работы и др.) уже имели место и не могли быть снижены, компании важно было привлечь 'пассажиров, предоставить им некоторые дополнительные услуги, чтобы в дальнейшем, естественно, вернуться к нормальному порядку цен. Безусловно, такое решение имело тактический характер.