Лекция 5
Антон Семенович Макаренко (1988-1939)по окончанию педагогических курсов при Кременчугском городском училище преподавал в школе. После окончания с золотой медалью Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних нарушителей близ Полтавы, позднее получившей название «Колония им.М.Горького». В основу ее деятельности была положена развиваемая А. С. Макаренко социально – личностная, жизненно ориентированная педагогическая концепция. Деятельность колонии им. Горького строилась на основе хозрасчета, самообслуживания воспитанников. Здесь Макаренко впервые апробировал разработанную им разветвленную систему самоуправления. В колонии имелась своя Конституция. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды с Советом командиров отрядов, наделенным полномочиями высшего хозяйственного органа. Действовала система сводных отрядов, общие собрания. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд. Важнейшей стороной жизни колонии была разнообразная клубная деятельность.
С 1927 по 1935 год А.С.Макаренко руководил коммуной имени Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. Это учреждение продолжило традиции Колонии им. М. Горького. Жизнь коммуны определяли те же принципы самоуправления, самообслуживания, но в значительной степени это было новое воспитательное учреждение. Был создан единый трудовой коллектив педагогов и воспитанников. Главной особенностью стало развертывание производственных цехов, выросших потом в завод электроинструментов, а затем в завод фотоаппаратов ФЭД. В коммуне действовал школьный комбинат, который включал в себя среднюю школу - десятилетку и рабфак.
|
А. С. Макаренко последовательно оттесняли от руководства коммуной и в 1935 г. он был вынужден уйти. Затем в течение двух лет он руководил отделом трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году переехал в Москву, где занимался научной и литературной деятельностью.
А. С. Макаренко в сложнейших материальных и социально-политических условиях удалось реализовать многие продуктивные педагогические идеи и технологии, талантливо их инструментировать и адаптировать как к реалиям жизни Советской России, так и специфическим особенностям малолетних правонарушителей, «морально-дефективных», с которыми преимущественно он работал.
Наибольший интерес представляет созданная А. С. Макаренко «педагогика отношений» - специальная воспитательная система направленная на создание многообразных позитивных отношений в коллективе, где находится воспитанник. Эта педагогика привлекала и продолжает привлекать внимание мирового педагогического сообщества.
Оригинально и значимо ядро педагогической системы Макаренко – созданная им новаторская и целостная концепция воспитания в коллективе и с помощью коллектива, предусматривающая включение воспитанника на посильном для него уровне в жизнь социалистического общества. При этом ребенок должен был четко понимать смысл происходящих в жизни коллектива и общества событий, сущность стоящих задач.
Авторскими являются многие конкретные методики, апробированные А. С. Макаренко. Среди них метод «создания событий» (организация воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих поворотное значение для его развития); «педагогика взрыва», выражающаяся в коллективном гневе, осуждении, бойкоте; перспективных линий («завтрашняя радость»); классический «метод параллельного действия» (органичного сочетания воспитания и жизни общества, коллектива и личности, педагогов и воспитанников) и многое другое.
|
Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни.
Разработанную им педагогическую систему А. С.Макаренко талантливо представил в художественных произведениях: «Педагогическая поэма»(1933 -35), «Флаги на башнях»(1938), «Марш 30 – года», а также «Книге для родителей»(1937), где он разработал важнейшие проблемы семейного воспитания: культуры семьи и методов воспитания в семье.
Вопрос о месте А. С. Макаренко в педагогической теории и практике до настоящего времени остается дискуссионным.
Столь бурная полемика в оценке концептуальных позиций практической работы А. С. Макаренко может быть охарактеризована как принципиальное различие точек зрения на функции коллектива и педагога в нем.
Идеи А. С. Макаренко воспринимались неоднозначно с первых дней выхода “Педагогической поэмы”.
“Педагогическая поэма” столь остро и смело поставившая ряд вопросов коллективного воспитания, вызвала острую полемику на страницах периодической печати 30-х годов. Спектр мнений был довольно широк: от поддержки и одобрения работы А.С. Макаренко до полного ее неприятия.
|
В начале 30-х годов все большее распространение начинают получать утверждения о необходимости предъявления и реализации жесткой системы педагогических требований. В противовес этим утверждениям А. С. Макаренко настаивал на полной защищенности личности в коллективе, на мажорном стиле жизни коллектива, на отношениях, отражающих дружеское единение его членов. В этом случае дисциплина, требования выступают не внешним побуждающим механизмом, а внутренним результатом, характеризующим процессы коллективной жизни: сопереживания, сочувствия, сострадания. содействия, сотворчества, т.е. результат эмоционально-оценочной интеграции личного и коллективного
Главным пунктом обвинения в адрес А. С. Макаренко является то, что он, по мнению ряда авторов, выступал идеологом сталинизма. Например, Ю. П. Азаров своим романом-исследованием, последующими выступлениями вызвал наибольшее число откликов. Возможно потому, что ранее он был известен как один из приверженцев учения А. С. Макаренко.
Нынешние попытки, лишить образ советского педагога прежнего ореола и негативная реакция на них свидетельствует лишь о том, что существующий “феномен” Макаренко, остается актуальной проблемой глубинного познания принадлежащих ему исконных идей развития личности ребенка в коллективе.
Изучением методов воспитания в практической деятельности А. С. Макаренко занимались такие педагогические деятели как Н. В. Терский и К. Марейн. Главным объектом их исследований явилась воспитательная деятельность А. С. Макаренко в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.
Яркими представителями макаренковедения являются: Е. Н. Медынский, В. Н. Терский, И. Ф. Козлов, И. Ф. Сладковский, Э. И. Моносзон, А. Г. Тер-Гевондян, М. Д. Виноградова, С. А. Калабалин, И. А. Каиров, В. Е. Гмурман, Э. С. Кузнецова, М. Г. Павлова, Т. Е. Конникова, Н. А. Морозова и другие.
И. Ф. Козлов написал диссертацию, посвященную опыту и идеям выдающегося педагога – “Педагогический опыт Макаренко и основные положения его педагогического учения”.
Т. Е. Конниковой принадлежит первая монографическое исследование комплексного применения идей Макаренко в создании сплоченного ученического коллектива. Книга “Организация коллектива учащихся в школе” стал убедительным ответом скептикам, спорившим о применимости макаренковской концепции в нормальных школах.
Среди последователей Макаренко ярко выделяется фигура его соратника – В. Н. Терского, который был не только одним из талантливейших создателей системы клубной работы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, но и оставил богатейшее наследие, которое еще ждет своих исследователей.
За последнее время прослеживается тенденция увеличения числа детей, лишенных родительского попечения, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранения, доставку, продажу и употребление наркотиков, увеличивается детская проституция, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей разных отраслей наук, в том числе и педагогов вести поиск эффективных способов и средств профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. На помощь исследователям приходит опыт известного советского педагога Антона Семеновича Макаренко, который смог добиться отличных результатов в работе с “трудными” детьми, проводимой в созданных им учреждениях – колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Данный факт показывает актуальность воспитательной работы в теории и практики А. С. Макаренко в наше время. Этим обуславливается выбор данной темы для нашего исследования.
Путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя не отделим от пути педагога-практика. Антон Семенович создал два образцовых педагогических учреждения - колонию им. М. Горького и коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Тысячи правонарушителей, беспризорных он не только поднял “со дна”, но и воспитал передовыми гражданами общества.
Работа А. С. Макаренко в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского явилась высшим этапом в его практической педагогической деятельности. Он руководил ею в течении восьми лет и превратил её в образцовое учебно-воспитательное учреждение. Всестороннее изучение воспитательного опыта коммуны приобретает особенно большое значение в настоящее время. В школах-интернатах наиболее применим опыт воспитательной работы А. С. Макаренко, и, в частности, опыт воспитания в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Творческое использование этого опыта поможет успешнее решать вопросы формирования ученического коллектива в школах-интернатах и вовлечения учащихся в трудовую деятельность. Много и поучительного в воспитательном опыте Макаренко в коммуне найдут и работники массовых общеобразовательных школ, детских домов и других учебно-воспитательных учреждений.