ЛЕКЦИЯ
По дисциплине «Финансовый Анализ»
Тема № 4. Анализ отчета о финансовых результатах.
Занятие № 2. Оценка воздействия финансового рычага и его
Применение в прогнозировании прибыли
От реализации продукции.
Учебно-воспитательные цели:
- Раскрыть понятия производственного и финансового рычага и их применение в прогнозировании прибыли от реализации продукции;
- Развивать у слушателей экономическое мышление и творческий подход к анализу отчета о прибылях и убытках с точки зрения решения задач максимизации прибыли.
Содержание
Введение.
Основная часть (учебные вопросы):
1. Сущность производственного и финансового рычага.
2. Определение запаса финансовой прочности на основе «порога рентабельности».
Заключение.
Литература:
а) основная:
1. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник/Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. – 368с.
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432с.
3. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.-639с.
4 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд. Перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание». 2000. – 688с.
б) дополнительная:
1. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А. И. Барабанов и др. – 4-е изд. исп. и доп. – М.: КНОРУС. 2007. – 432с.
2. Черутова М.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ М.И. Черутова.- 2-е изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 104с.
ЛИСТ 1
|
|
ЛИСТ 2
Сущность производственного и финансового рычага
Эффект операционного рычага (производственный леверидж) | Доход от продаж (за минусом НДС и акцизов) | Полный эффект (производственно- финансовый леверидж) |
- Затраты на производство реализованной продукции | ||
+ Сальдо от прочих доходов и расходов = Валовой доход (доход до выплаты процентов и налогов) | ||
Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) | - Проценты по долгосрочным ссудам и займам = Налогооблагаемая прибыль | |
- Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли | ||
= Чистая прибыль |
ЛИСТ 3
Мд = Q – VC = FC + Пп
где Q – объем реализации в стоимостном выражении;
VC – переменные производственные расходы;
FC – условно – постоянные производственные расходы;
П пр – прибыль от продаж.
В этом случае количественное измерение силы воздействия производственного рычага выражается зависимостью:
С пр-го. рыч. = .
Пример. Проанализируем эффект операционного рычага предприятия если имеются следующие данные
а) Исходные данные
1. Выручка от продажи продукции организации составила в первый год – 10 000 тыс. руб.;
2. Переменные затраты – 8 500 тыс. руб.;
3. Постоянные затраты – 1 300 тыс. руб.
4. Прибыль от продажи продукции (10000 – 9800) составила 200 тыс. руб.
Решение: В первый год организация имеет силу воздействия операционного рычага
Спр.р. = .
Спр.р. =
Это означает, что при возможном увеличении выручки от продажи например на 5 %, прибыль возрастет на 5 х 7,5 = 37,5%. При снижении выручки от реализации, скажем, на 7% прибыль снизится на 7 х 7,5 = 52,5 %.
|
ЛИСТ 4
Процент прироста прибыли
где: - абсолютное отклонение прибыли от продажи продукции за отчетный период;
- величина прибыли от продаж за аналогичный период прошлого года;
- абсолютное отклонение выручки от продаж продукции за отчетный период;
- величина выручки от продаж за аналогичный период прошлого года.
Коэффициент операционного рычага может быть также рассчитан по следующей формуле:
где: p - цена единицы продукции;
v – переменный расходы на единицу продукции;
НЗ – постоянные расходы.
ЛИСТ 5
Пример. Проанализируем эффект операционного рычага предприятия, если имеются следующие данные:
а) Исходные данные
1. Условно – постоянные расходы, руб. – 30000;
2. Цена единицы продукции, руб. – 3,0;
3. Переменные расходы на единицу продукции, руб. – 2,0.
б) Расчет для определения эффекта операционного рычага
Предприятие | Объем производства, ед. | Реализация, руб. | Полные издержки, руб. | Валовой доход, руб. |
А |
Решение:
1. Рассчитаем точку критического объема продаж по формуле:
2. Эффект операционного рычага при увеличении производства с 80 до 88 тыс. ед.:
ЛИСТ 6
Экономический смысл показателя эффекта операционного рычага в данном случае таков: если предприятие планирует увеличить объем производства на 10 % (с 80 до 88 тыс. ед.), то это будет сопровождаться увеличением валового дохода на 16 %.
|
где – экономическая рентабельность;
– средний процент платежей за пользование заемными средствами;
ЗК – процентные заемные средства;
СК – собственный капитал организации;
Н – ставка налога на прибыль.
где ПЧ - абсолютное отклонение прибыли за минусом процентов уплаченных, из налога на прибыль за отчетный период;
∆ПП - абсолютное отклонение прибыли от продажи за отчетный период;
ПЧ0 - величина прибыли за минусом финансовых расходов в базисном периоде;
ПП0 - величина прибыли от продажи в базисном периоде;
Q - количество проданной продукции (товаров);
р - цена единицы продукции;
v - удельные переменные расходы;
НЗ - сумма постоянных расходов;
ФЗ - финансовые расходы (проценты по кредитам и займам и налоги).
ЛИСТ 7
Пример. Организация придает 583 изделия по 28 руб. за единицу. Переменные расходы на единицу изделия составляют 14,68 руб. Постоянные расходы – 4857 руб. Финансовые расходы равны 2015 руб. Рассчитать коэффициент финансового рычага:
Пример. Рассчитать уровень производственно-финансового левериджа для предприятия:
+10%
Объем реализации, ед. 80 000 88 000
Объем реализации, тыс.р. 240 000 264 000
Вычесть: переменные расходы 160 000 176 000
постоянные расходы 30 000 30 000
Валовой доход 50 000 58 000
+ 16%
Вычесть: проценты по ссудам 20 000 20 000
Налогооблагаемая прибыль 30 000 38 000
Вычесть: налог (24%) 7 200 9 120
Чистая прибыль 22 800 28 880
26,7%
ЛИСТ 8
ВОПРОС 2. Определение запаса финансовой прочности на основе порога рентабельности.
маржинальный доход (Мд)
где - маржинальный доход в относительном выражении.
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рис. 1 Определение порога рентабельности
ЛИСТ 9
Разница между достигнутой выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности (ЗФП):
ЗФП = Q – ПР,
или в процентах:
.
где - индивидуальная цена реализации данного товара, тыс. руб.
где VC – переменные затраты на единицу изделия, тыс. руб.
|
Прп прог
Рис. 2 Определение критического значения физического объема реализации
Расчет прогнозной величины прибыли (убытка) от реализации можно провести и по алгоритму:
П (убыток) = Qпрог. * Pi - (FC + VC x Qпрогн.).