Цель и задачи исследования




Проблема исследования

Формулировка проблем исследования направляет его планирова­ние и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Про­блема есть осознание какого-то противоречия (например, между на­ личными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое про­тиворечие в самой природе явления или объекта).

Пример 2 Неправильная формулировка: «Таким образом, можно констатировать противоречие между на­сущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе». Правильная формулировка: «Таким образом, можно констатировать противоречие между име­ющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...»

Актуальность

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо дан­ное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Акту­альность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема на­ходится на переднем крае науки, разрабатывается современными уче­ными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы прово­дите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуаль­ности психологического исследования могут быть:

• необходимость дополнения теоретических построений, относя­щихся к изучаемому явлению;

• потребность в новых фактах, которые позволят расширить тео­рию и сферу ее применения;

• потребность в более эффективных психодиагностических и иссле­довательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

• потребность в разработке методов (технологиий), имеющих бо­лее широкие возможности (эффективности психологического воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

• потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологи­ческих знаний. Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, харак­теризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские пер­спективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладно­го исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, кото­рую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практи­ческой деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры его формулировок: «Апробированный в работе комплекс психодиагностических ме­тодик может быть использован при изучении особенностей личност­ного самоопределения лиц пожилого возраста». «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной деза­ даптации».

Объект исследования

Объект исследования — это фрагмент, часть реальности, на кото­рую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объек­том могут выступать индивиды как носители психики (группы лю­дей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это — эмпирическая база исследо­вания, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого про­цесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определя­ются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают не­сколько основных типов исследования. Одна из классификаций стро­ится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и приклад­ные [Андреева, 1999, с. 318-336]. В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскры­тие законов развития изучаемого предмета, в то время как приклад­ное — на способы применения знания об этих законах на практике. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Цель всякого прикладного исследования— непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон матери­альной или духовной деятельности общества.

Предмет исследования

Предмет исследования — сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить сле­дующим образом

Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В. А. Ядову, 1979). Напомним, что предмет познания невозможно выделить и опи­сать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотноситель­но к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. В качестве предмета психологического исследования могут высту­пить любые аспекты психологической реальности: психические свой­ства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики от­ дельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — ожидаемый результат вашей работы, кото­рый позволит разрешить обозначенную проблему.

Возможными целя­ми психологического исследования могут быть:

• Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном об­зоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или несколь­ким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практи­ческое, прикладное.

• Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психоло­гии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

• Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики все­гда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведе­ние исследований, ориентированных на переменную «возраст», но­ сит специфический характер и предполагает использование двух ос­новных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, про­верки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожи­даем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследовате­лем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их ус­тойчивости, теоретическое объяснение феномена.

• Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчи­вает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущ­ности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуж­дение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встреча­ется в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ра­ нее было отведено рядовое, подчиненное положение.

• Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классифи­кации, очерчивание области явлений, охватываемых классификаци­ей, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с опреде­ленной теорией.

• Создание психологической методики. Необходимость разработки но­ вой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомнен­ную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явле­ния, повышения точности и надежности измерений, сокращения вре­мени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к ши­рокому применению можно лишь в том случае, за редким исключени­ем, если осуществлены все эти этапы опробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

• Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной про­цедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении дру­гих требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидае­мые изменения, и что эти изменения действительно отражают улуч­шение в той или иной области психических процессов.

 

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последо­вательности действий — шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспе­чат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­ умения различать задачи исследования и этапы его организации. Ко­нечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпири­ческих данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а рас­крывать, для него Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.

Три группы задач

Теоретические

Методические

Эмпирические

Гипотеза исследования

Гипотеза — это не только догадка, но и логически теоретически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д. Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое — в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из проведенного теоретического ана­лиза проблемы. Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

• не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;

• не должна содержать ценностных суждений;

• не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;

• должна быть проверяемой.

Неправильная формулировка: «Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­ тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разреше­ ния конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера». Правильная формулирока: «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и изби­ раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

Планирование исследования.

На данном этапе строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации. Это наиболее творческий момент исследования, так как именно от автора зависит выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться исследование.

Выбираются место и время проведения исследования, определяется порядок экспериментальных воздействий, разрабатываются способы контроля за помехами, влияющими на результат исследования.

Методы исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и коли­ чественные, среди последних — специальные методы математичес­ кой статистики). Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на пони­ мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

Проведение исследования по намеченному плану

– следующий этап. В ходе реального исследования всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта. На этом этапе также осуществляется фиксация результатов.

Анализ и интерпретация полученных данных проводятся после реализации намеченного плана исследования. На данном этапе ведутся первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Обобщаются новые факты или формулируются закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные.

Формулирование выводов заключительный этап исследования. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

 

 

...





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.