История независимого кино в США




Понятие независимого кино

Как уже говорилось, независимым может называться любое кино, снимаемое вне сложившейся системы кинопроизводства. Так что вообще термин «независимое кино» (а также «подпольное кино» и «экспериментальное кино») можно отнести к части кинематографа любой страны мира. Например, «новая волна» 1960-х годов во Франции и неореализм в итальянском кино после войны могут быть отнесены к этой категории. Также туда может быть смело отнесена и солидная часть советского (а затем и российского) кино, претендующая на особый «авторский» взгляд. Например, к независимым можно отнести питерских некрореалистов во главе с Евгением Юфитом, а также мастеров безбюджетных жанровых лент времён перестройки вроде Анатолия Эйрамджана.

Но всё-таки эпитет «независимое кино» уместнее употреблять в отношении американской киноиндустрии, поскольку именно в США так очевиден контраст между огромным и богатейшим голливудским кинематографом, ежемесячно издающим сверкающие блокбастеры, и маленьким, бедным, но от того не менее талантливым независимым кино. И здесь важно не запутаться. Ведь формально к независимому кино можно отнести даже космические саги Джорджа Лукаса, поскольку они производятся на собственной студии Лукаса, и Лукас гордится тем, что в последний раз был в Голливуде в студенческие времена. Но всё-таки бюджет фильмов является тоже важным критерием при определении «независимости». И Лукас со своими «Звёздными войнами» под этот критерий не подходит.

Настоящие «независимые» — это те, кто смело экспериментируют и зачастую очень вольно обходятся с консервативными ценностями. Никакого ханжества, никаких предрассудков, никаких политических и религиозных табу — всё должно быть естественно, повседневно, или наоборот, полностью сюрреалистично и абсурдно. Не секрет, что сцены насилия и секса в независимом кино часто переходят грань допустимого в кино массовом. Вероятно, что именно по этой причине многие звёзды обычного голливудского кино не соглашаются сниматься в кино независимом. Впрочем, некоторые актёры наоборот считают за честь сняться у «независимых».

История независимого кино в США

Для целого поколения киноманов независимое кино началось тогда, когда в моду вошли фильмы Квентина Тарантино. И, хотя точную дату зарождения независимого американского кино определить сложно, но всё же оно уходит корнями в 1940-е годы, когда начались эксперименты «мастера оккультизма» Кеннета Энгера и Майи Дерен. Также одним из самых значимых режиссёров так называемого киноавангарда 40-х и 50-х годов является Йонас Мекас.

Другой «крёстный отец» современных независимых, Джон Кассаветис, вкладывал в свои режиссёрские работы деньги, добытые актёрским трудом. Другой «иконой» для независимых стал Энди Уорхол, малообразованный выходец из рабочих кварталов Питсбурга, свято веривший в то, что любой человек имеет право на 15 минут славы. При просмотре «Кинопроб» Уорхола (это серия трёхминутных чёрно-белых кинопортретов) создаётся впечатление интерактивности, характерное и для некоторых фильмов Кассаветиса. Хотя сегодня Энди Уорхола всё же принято считать скорее представителем киноавангарда. Из сегодняшних независимых режиссёров такие смелые эксперименты характерны в большей степени для Гаса Ван Сента.

Отдельной вехой в истории независимого кинематографа США стало течение New Queer Cinema.

Чуть позже Роджер Корман снял дорожный триллер «Дикие ангелы», предвосхитивший бунтарскую волну в кино 1960-х. Одним из главных событий, повлиявших на развитие независимого кино, стал выход картины «Беспечный ездок», которую спродюсировал Роджер Корман, а поставил актёр Деннис Хоппер. После этой работы кинематографисты в США осознали одну вещь — зритель в кинотеатрах изменился. На студии AIP, из мастерских Роджера Кормана вышли множество знаменитых сегодня режиссёров - таких, как Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и другие…

Фрэнсис Форд Коппола — человек, который работал и учился у Роджера Кормана, также повлиял на развитие американского независимого кино. Он и его единомышленники — среди них были такие кинематографисты как Джордж Лукас, Джон Милиус, Уолтер Мёрч — основали в Сан-Франциско студию American Zoetrope. Первой картиной этой студии стал фильм Джорджа Лукаса «THX 1138». Сегодня эта работа является не только примером хорошей и часто цитируемой кинофантастики, но также и этапным фильмом в развитии американского независимого кино. Фрэнсис Форд Коппола и его единомышленники увлекались работами европейских режиссёров, в частности работами, снятыми режиссёрами французской «новой волны». Именно их решительные киноэксперименты, призванные сломать старые принципы кинопроизводства, вдохновили Копполу.

Ещё одной знаковой фигурой для независимого кино стал Сэмюэл Фуллер, создатель разножанровых киношедевров, повлиявших и на творчество Мартина Скорсезе в США, и на творчество Вима Вендерса в Германии, и даже на работы Годара во Франции. Так что связи между европейскими и американскими независимыми режиссёрами намного теснее, чем можно подумать: например, без работ ученика Уорхола Пола Моррисси не могло быть «Догмы» Ларса фон Триера; а многие современные киноработы американских независимых финансируются французами.

Начиная с 80-х годов культовой фигурой стал мистик и фантазёр Дэвид Линч, последнее время находящий в своих фильмах необычный баланс между авангардностью деталей и размахом повествования в целом. В стилистике его работ пытаются делать триллеры многие другие авторы, но пока достичь уровня Линча мало кому удалось.

Параллельно с восхождением Линча появились такие известные режиссёры, как Джим Джармуш, Абель Феррара и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: