Снижение себестоимости продукции. Специфика российских предприятий




Среди основных методов и резервов снижения себестоимости продукции можно выделить следующие:

1. Внедрение новой техники, механизация и автоматизация производственного процесса, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов: как можно более дешевых и одновременно более качественных по своим физическим и потребительским свойствам. Речь здесь идет о так называемых инновациях на предприятиях: продуктовые, технологические и организационные инновации, тем или иным образом предполагающие получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направленные на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение продукции на рынок. Это основной метод уменьшения себестоимости и все последующие методы непосредственно связаны с ним.

2. Расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово – поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

3. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно уменьшается удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

4. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

5. Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов, которые заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских средств. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

6. Создание эффективной внутрифирменной системы коммуникаций путем применения различных информационных технологий (IT).

Помимо традиционных издержек, которые несут предприятия, российские предприятия сталкиваются с двумя специфичными видами издержек, имеющими важное значение в условиях России, которые часто бывают довольно обременительными и снижение которых может привести к значительному приросту прибыли:

7. объекты социальной сферы:

· Квартиры · Рабочие общежития · Предприятия общ. питания · Бани · Школы и детские сады · Учреждения здравоохранения · Коммунальные услуги   · Дома отдыха · Детские лагеря · Дома культуры · Спортивные сооружения · Магазины · Киоски · Ателье · Подсобные хозяйства  

Для поддержания этих убыточных объектов требуется большая часть прибыли, которую приносит основная деятельность. Это может оказаться очень накладно для предприятий, которые в противном случае были бы благополучными.

8. Низкий коэффициент использования активов, находящихся в собственности предприятий. Согласно некоторым подсчетам, минимум 20% производственных зданий в России не используются. Другие объекты загружены, согласно оценкам, еще меньше; это особенно касается станков и оборудования. Данная ситуация приводит к следующим последствиям:

· Увеличение расходов на содержание, текущее обслуживание, отопление, электроэнергию и других расходов без соответствующего увеличения дохода

· Потери рабочего времени и, соответственно, рост затрат на оплату труда из-за неиспользуемых и плохо используемых активов

· Прямые убытки предприятия из-за обязательств по уплате налога на имущество, которые возникают независимо от простоя или плохого использования активов

Рассмотрим специфику снижения издержек на конкретных предприятиях (в организациях) России. Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий (ИТ), имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки.

Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование ИТ может таить в себе "скрытые резервы", подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, что применение ИТ в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое "удовольствие": помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения (ПО), развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата ИТ-сотрудников: несколько человек в центральном офисе (ИТ-отдел) и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и пр. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом - около $300-350), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней - для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала - ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и т.п.), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое - прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует - в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.

Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети).

Вот они, "скрытые резервы", которые таятся даже в технологиях автоматизации. "Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, - считает Всеволод Михайлов, продакт-менеджер по оборудованию компании "Сервис Плюс", - и сделать это помогут те же ИТ, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования - в первую очередь, за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера".

Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и т.д. обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (т.е. весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации).

Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования - для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления - и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы.

Уже есть конкретные примеры. Одним из них является Группа компаний "Контур", имеющая сеть магазинов в Москве и области.

Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности. Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается несколько факторов, как внутренних, так и внешних. Внешние факторы: спрос на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены, затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п. Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция, осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства. Именно эти факторы оцениваются в первую очередь и являются решающими при принятии решения о внедрении нового изделия в производство. Конкурентоспособность продукции определяется ее качеством и ценой. Ясно, что повышение качества предполагает использование более дорогостоящего сырья и материалов, дорогих технологий и т.п. Снижение себестоимости продукции при сохранении уровня качества имеет предел. При принятии решения о производстве новой продукции всегда решается дилемма "себестоимость-качество", выбираются такие проекты, которые обеспечивают "лучшее качество меньшей ценой".

Конкретные пути снижения себестоимости новой продукции для предприятий разных отраслей разные, но схемы примерно однотипные: использование более дешевого сырья, поиск более дешевых технологий производства продукции, экономия энергоресурсов, воды, тепла и т.п., экономия труда (увеличение функций на одном рабочем месте и норм выработки). Так, например, на заводе "Механизм" при освоении производства нового вида дверных петель технологический процесс литья был заменен штамповкой, что дало значительную экономию без ухудшения, а в некоторых случаях и улучшение, качества готовой продукции. На предприятии "Химик" г. Самара проблема удешевления нового продукта решалась путем замены дорогого сырья более дешевым. При этом рассматривались несколько вариантов смесей и рецептур и отбирались более дешевые рецептуры не в ущерб качеству. При определении цены нового продукта ориентировались на цены конкурентов. Аналогичным образом проблема снижения цены на новую продукцию решается в пищевой отрасли. Многие предприятия отказываются от использования импортных ингредиентов и заменяют их на более дешевые отечественные. В ряде случаев производился переход на новую более дешевую упаковку (предприятие МК-5 и др.). На комбинате "Костюмные ткани" при разработке новой коллекции тканей решено заменить дорогое синтетическое волокно лавсан более дешевым пропиленом.

В пищевой промышленности в условиях сильной конкуренции и низкого платежеспособного спроса населения на дорогую продукцию основная задача производителей: "…наладить выпуск более конкурентоспособной продукции с улучшением качества и товарным видом, с более длительным сроком хранения при одновременном удешевлении продукции" (из интервью директора молочного комбината Грузии). Эта же задача решается и на других предприятиях отрасли. Руководитель завода "Маргарин" г. Самары формулирует ее так: "В условиях ценовой конкуренции необходимо выпускать новую продукцию, и, одновременно с этим, не увеличивать цену как уже на выпускаемый товар, так и на новый" (интервью с гл. инженером).

На фирме "Корма" проблема снижения себестоимости продукции решается путем снижения издержек хранения, так как данное предприятие использует помещение зерновой базы сезонно, и период, когда она пустует, составляет 6 месяцев. Для сокращения издержек хранения было принято решение использовать помещение зерновой базы под новое производство - выработку крупы.

В двух отчетах (завод "Стеклотара" и фабрика "Ткацкая") описаны инновации, позволяющие снизить себестоимость продукции за счет использования отходов производства при производстве продукции в качестве сырья. На заводе "Стеклотара" внедрена технология варки стекла, при которой используется больший процент боя. При этом установлено специальное оборудование для обогащения боя (до 50%), стоимость которого быстро окупается. На фабрике "Ткацкая" г. Иваново проведена инновация, состоящая в организации участка прядения. Для производства пряжи предполагается использовать большой процент угаров - отходов ткацкого производства, которые ранее утилизировались по бросовой цене. Таким образом, при высоких ценах на хлопковое волокно, себестоимость пряжи, произведенной на этом участке, уменьшится вдвое и объем произведенной пряжи на собственном прядильном оборудовании позволит загрузить значительную часть мощностей ткацкого производства.

Технологические и технические инновации. Внедрение новых технологий в производство на многих предприятиях обеспечивает решение следующих задач:

· улучшение качества продукции и наращивание объемов производства за счет освоения новых видов продукции;

· обеспечение соблюдения экологических норм производства и улучшение условий труда;

· ресурсосбережение, экономия энергии, воды, сырья, сокращение потерь.

В условиях постоянного роста цен на энергию и энергоносители многие предприятия стараются удешевить производство за счет использования альтернативных источников энергии, более дешевых и доступных предприятию. Известны случаи таких нововведений, когда предприятие для удешевления производства при увеличении стоимости электроэнергии переходило на использование газа ("Спагетти", Грузия, "Иваптица" г. Иваново), или пыталось производить более дешевую электроэнергию на самом предприятии из собственного пара (г. Иваново, фабрика "Ткацкая"). На комбинате "Костюмные ткани" для выработки пара была построена собственная котельная, что позволило сократить расходы и обеспечить независимость предприятия от городских энергетиков.

Другим направлением снижения издержек производства является использование более дешевого сырья, как правило, это замена импортного сырья на отечественное. При этом для поддержания качества на должном уровне внедряются специальные технологии для улучшения качества отечественного сырья. Так, например, на комбинате "Текстильщик", производящем ковровые изделия в Московской области, при замене импортной шерсти на отечественную, более засоренную растительными примесями, внедряется технология очистки шерсти криогенным способом, что само является новым словом в технологии очистки шерсти. При этом способе очистки сокращается энергоемкость и материалоемкость процесса обработки шерсти.

На некоторых предприятиях, например, ОАО "Механизм", в целях экономии расхода воды, энергии, топлива, газа и т.п. инновации состоят в установке счетчиков на их потребление, и это расценивается руководителями предприятий как нововведение. А на комбинате "Костюмные ткани" в целях снижения затрат на использование воды для технических целей проектируется бурение собственной скважины.

Внедрение новых технологий направлено на улучшение экологической обстановки на предприятии. При этом внедрение технологий, не дающих других результатов, кроме экологических и улучшений условий труда, тем не менее, также положительно сказывается на экономии средств предприятия. Например, на заводе "Огни" целый комплекс нововведений, направленных на улучшение условий труда работников основного производства, позволил сократить процент брака продукции, потери сырья при транспортировке, за счет установки фильтров на плавильные печи сократились потери сырья. На других предприятиях отмечается очевидная выгода от внедрения таких нововведений за счет сокращения штрафов за загрязнение окружающей среды и сокращения средств на содержание очистных сооружений (ОАО "Механизм", ОАО "СЛПК", "Текстильщик" и др.).

Снижение материалоемкости готовой продукции на примере предприятия ОАО "СЛПК" – это внедрение технологии, позволяющей снизить массоемкость газетной бумаги. На комбинате "Костюмные ткани" эта проблема решается за счет экономии красителей при отделке тканей путем уменьшения объемов заполнения камер в красильном производстве. На предприятии "Иваптица" внедрение новой технологии напольного содержания птицы привело к снижению расходов корма на 1 кг привеса.

Новые технологии направлены также на снижение трудозатрат, например, на шахте "Угольная" внедрена технология, позволяющая при прокладке конвейера одновременно прокладывать рельсовый путь. Причем, авторами и инициаторами данной инновации являются работники шахты.

Организационные инновации. Инновации в области организации производства и управления предприятием направлены на повышение эффективности работы предприятия и также предполагают сокращение издержек предприятия на:

· организацию снабжения предприятия сырьем и комплектующими изделиями;

· сбыт готовой продукции и увеличение объемов сбыта;

· уменьшение числа уровней управления и повышение его эффективности;

· экономию затрат на оплату труда работающих.

На шахте "Угольная" организационные инновации направлены на повышение централизации управления компанией, уменьшение числа звеньев управления, переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой. Централизация управления поставками сырья и материалов позволила сократить расходы на снабжение предприятия за счет увеличения размера партий закупаемых материалов и комплектующих. Централизация сбыта позволила снизить издержки на сбыт готовой продукции. Централизация управления позволила повысить эффективность управления финансовыми потоками, аккумулированные финансовые средства направлять на развитие предприятий, входящих в компанию, проводить единую техническую политику. На ОАО "СЛПК" с целью снижения издержек производства проведена реструктуризация основного производства, переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой, создание на основе цехов основного производства дочерних предприятий. Реструктуризация предприятий, как правило, предполагает сокращение числа работающих, в основном, управленцев всех уровней. При этом неизбежно происходит экономия фонда оплаты труда. Хотя в явном виде такие последствия в отчетах не описаны, но это неизбежное следствие.

На заводе "Сибхлеб" внедрена новая система оплаты труда для стимуляции сбыта продукции, при которой заработная плата директоров фирменных магазинов поставлена в зависимость от объемов продаж, что должно сказаться на финансовых результатах предприятия.

К организационным инновациям относится и выделение вспомогательных производств в дочерние фирмы крупных предприятий, что позволяет снизить затраты в основном производстве, а этим вновь образованным фирмам - вести и собственную производственную деятельность. Инновации такого рода поддерживаются работниками предприятий (комбинат "Костюмные ткани").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, зная разнообразные классификации издержек предприятия, методы построения себестоимости готовой продукции, эффективные модели управления затратами и опыт российских фирм по их снижению, можно сделать определенные выводы. Выделяют три группы отечественных компаний в зависимости от того, как они относятся к управлению себестоимостью. Первая группа - это те, которые вообще не считают затрат. Вторая группа занимается снижением затрат. Большой эффект дают оптимизация складских запасов, контроль за расходом материалов, а также сокращение затрат на транспортировку продукции или выход на новые рынки, где доставка обойдется дешевле. Мысль о продажах это прерогатива третьей группы предприятий. Главное - это аккуратно разделить издержки на постоянные и переменные. Проблема заключается в том, что даже для двух схожих предприятий одинаковые статьи могут быть разнесены по - разному.

Часто при управлении себестоимостью приходится учитывать фактор времени. На короткой временной дистанции самый доступный способ управления издержками - снижение. В среднесрочной перспективе для управления затратами используются механизмы мотивации. Этому служат модели хозрасчета. Если руководство смотрит еще дальше, на первый план выходит повышение производительности. Тут ключевыми элементами выступают инвестиции.

Хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их, но и увеличив отдачу этих затрат. Увеличение отдачи при фиксированном уровне затрат требует оптимизации складских запасов, поставки just in time, различных методик производственного планирования, управления ассортиментом, например, на основе финансовой привлекательности продуктов.

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Богатова Татьяна Снижение издержек и повышение качества. Возможно ли это? // Торговое оборудование в России № 2, 2002 г.

2) Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

3) Заянчуковская Н.В., Пухова Г.В. Новая продукция и снижение издержек производства - главные элементы инвестиционной деятельности предприятий в современных экономических условиях

4) Осипова Е. Н., доц. Малютина Л. И. Пути оптимизации издержек предприятия

5) Савчук В. П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности // Корпоративный менеджмент

6) Скоромник В. И. Организация системы управления издержками

7) По материалам книги Д.Г. Бойетта и Д.Т. Бойетта "Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления" Роль издержек в стратегии лидерства на рынке

8) Составляющие элементы модели управления издержками // NewEconomic 14.09.2002

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: