Философская антропология




 

План лекционного занятия

1. Проблема человека в истории философской мысли.

2. Происхождение человека и его природа.

3. Человек как биосоциальный феномен. Сущность и существование человека.

4. Человек и общество. Социальная роль. Человек как субъект истории. Индивид, индивидуальность, личность.

5. Свобода личности. Фатализм и волюнтаризм.

6. Проблема смысла человеческой жизни. Смерть и бессмертие.

 

Основные понятия

Человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, биологическое, психологическое, социальное, микрокосм, «Я», «Не-Я», «Другой», сознание, подсознание, бессознательное, самосознание, экзистенция, абсурд, отчуждение, либидо, эрос, архетип, сублимация, рефлексия, воля, разум, свобода, творчество, фатализм, необходимость, ответственность, нравственность, совесть, счастье, эгоизм, гедонизм, гуманизм, стоицизм, аскетизм, бессмертие.

 

Краткие сведения

1.В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека,– «философская антропология» (направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности). Под тем же названием и с теми же целями существует основанная в 20-х годах XX в. философская школа, главными представителями которой являются немецкие философы М. Шелер (1874–1922), Г. Плеснер (1892–1985) и А. Гелен (1904–1976). Проблема человека – центральная в философском мировоззрении, средоточием которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе. Первые философы Индии, Китая, Греции обращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться?»; все они охватываются последним: «4. Что такое человек?» Ведущая проблематика философии человека – ценностно-практическая (аксиопраксиологическая).

В истории европейской культуры выделяются три типа мировоззрения, каждый из которых несет свой образ человека, идеал жизни, свои философские трактовки природы и сущности человека: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. В античном мировоззрении ценностный абсолют – космос – божественная и безличная мировая целостность. В космосе действуют две противоположные силы: разумная, гармонизирующая – логос и неразумная – хаос, источник вещественности, изменчивости, несовершенства в мире. В космосе в целом хаос подчинен логосу. В природе человека соединяются обе эти силы: в наибольшей степени воздействие хаоса испытывают тело и страсти, хаос – причина смертности человека; в разуме же его представлен космический логос. По назначению своему человек – микрокосм, он должен, опираясь на разум, следуя космической рациональной необходимости, сделать свою индивидуальную и социальную жизнь гармоничной, «космичной», ограничивая, насколько это в его возможностях, разрушительную силу хаоса. Человек, по Аристотелю, существо «логическое» и «полисное», таково его предназначение – разумная деятельность в обществе. Высший образец человека, идеал его воплощается в жизни философа, мудреца-созерцателя, способного в наибольшей степени следовать логосу. Для греков человек мыслит всем телом, поэтому он должен быть физически развитым.

В средневековом христианском мировоззрении абсолют – Божественная духовная личность, Создатель всего сущего. Природа человека, его противоречивость определяется тем, что он, с одной стороны, творится Богом из «праха земного», а с другой – «по образу и подобию Божьему». Наделяется индивидуальной душой, разумом, речью, творческой силой, способностью к выбору, к свободе. Грехопадение искажает божественный образ в личности, природа ее оказывается поврежденной, душа – отягощенной первородным грехом, тело – несовершенным и смертным. Происходит отпадение, отчуждение от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение к Богу, спасение от греха, восстановление божественного образа в себе. Сущность человека – в его отношении к Богу: в вере, надежде и любви. Идеалы жизни представлены в образах Христа и святых подвижников. В мировоззрении эпохи Просвещения начинает утверждаться новый абсолют – идущее по пути прогресса «Человечество в лице каждого» (Кант). Основное противоречие человеческой природы состоит в том, что в отдельном человеке соединяется ограниченный, преследующий свои частичные, во многом эгоистические, цели «эмпирический индивид» и универсальная, свободная личность, способствующая прогрессу человечества. По сути своей человек – существо культурно-историческое, свободное, творческое, открытое универсальному развитию. Антропоцентристское мировоззрение выдвигает в качестве высших образцов идеалы просветителя, преобразователя природы и общества, борца за права человека, защитника и хранителя природы и культуры.

В современной философии множатся трактовки сущности человека: существо верующее (С. Кьеркегор, Л. Шестов), общественное и производящее (марксизм), «сверхчеловеческое» (Ф. Ницше), свободное (Ж. П. Сартр), духовно-творческое (М. Шелер. Н. А. Бердяев), играющее (И. Хейзинга), создающее символы (Э. Кассирер), диалогичное (М. Бахтин, М. Бубер), самоактуализирующееся и любящее (Э. Фромм), словесное (герменевтики, постмодернисты).

 

2. Антропогенез – происхождение человека как биологического вида.

Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Трудовая теория происхождения человека (XIX в.). Труд, начинающийся с изготовлений орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Развивался мозг, люди жили совместно, возникла потребность что-то сказать друг другу. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др. моменты становления человека. Как вы считаете, правы ли сторонники диалектического материализма, выдвигая данную теорию? Найдите положительные и отрицательные ее стороны.

Теория символизации (Л. Уайт). В отличие от животных, человек способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимая на более высоком уровне. Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. Способность создавать символы, оперировать ими – исключительно человеческая способность к символизации и является необходимым условием для развития человеческой культуры.

Природа человека видится противоречивой (антиномичной), заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности. Человек – «малый мирострой» (Демокрит). В философии используется термин – «антропологическая антиномия», обозначающий противоречие человеческой природы. Положительная сторона антиномии указывает на качества и потенции человека, способствующие его совершенствованию, приближению к Абсолюту. В ней выражается достоинство человека, его превосходство над предметами и существами природы, способность трансцендировать мир – охватывать его своим духом как целое, развиваться, осваивая действительность и преобразуя ее. Отрицательная сторона антропологической антиномии выражает то в человеке, что препятствует его возвышению,– слабость, ограниченность, телесную уязвимость, конечность, смертность. Наиболее остро дихотомия (раздвоенность) человека проявляется в разладе между его духом и телом.

Смысла человеческой жизни, ее общей цели, идеала определяют высшее назначение человека, составляющего его сущность. Природа и сущность человека взаимосвязаны, ценностно наполнены; разница между ними в том, что природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы. Французский мыслитель Блез Паскаль (1623 – 1662) раскрывает в своей философии трагизм человеческой двойственности. Для него человек – сочетание величия и ничтожества – «мыслящий тростник», в котором сходятся мощь разумности и хрупкость телесности. Человек – «король, лишенный трона». Величие разума состоит в осознании бытийного и познавательного ничтожества человека. Сущность человека, как ее понимает Паскаль, в единении с Христом.

 

3.Как явление человек значительно богаче сущности, он – биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать с его существованием. 1-ое означает его главное качество, относительно стабильное, 2-ое способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет единство 3-х составляющих:

§ Биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности);

§ Психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер);

§ Социального (мировоззрение, ценностные ориентиры, моральные черты, знания и умения).

Человек – представитель Homo sapiens, генетически связан с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе психические, физические и духовные начала). Человек – это живая система.

Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое/ социальное» ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм), либо – к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски»), что в обоих случаях определенные сомнения.

4.Человек – существо родовое. Как отдельный представитель рода, он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими свойствами, целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию человека как личности. Вторая ступень понятие «индивидуальность» – совокупность черт, образующих своеобразие индивида, его отличие от других. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе.

Личность – это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни. Человек как личность – это человек, имеющий определенное мировоззрение, нравственные позиции, уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу о природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека.

Личность – субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осуществление того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое положительной самооценкой личности, выражающей удовлетворенность общим течением своей жизни, составляет счастье в его широком философском осмыслении.

Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями. Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, является субъект-субъектное отношение – общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге. Личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д.

Социальную структуру личности (по Г. Смирнову) составляют:

§ Социальный статус (место человека в системе общественных отношений);

§ Социальная роль (конкретные виды жизнедеятельности человека);

§ Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социального опыта.

Формы социализации:

1) предметно-вещественная (раскодирование накопленного социального опыта. Например, мать показывает ребенку, как едят суп ложкой, а не вилкой).

2) социальные институты (школы, университеты)

3) биосоциальная;

4) язык (искусственная и вещественная передача социального опыта).

 

5.Ценность свободы – это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности). Свобода есть гуманистическая ценность, поскольку она утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами, оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Рационалист Г. Лейбниц пишет: «Детерминироваться разумом к лучшему – это и значит быть наиболее свободным». В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Для античной философии – это необходимость космического порядка – логоса, средневековой – воли и разума Бога, Нового времени – законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе – свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации.

Философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная – «свобода от» – это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающего волеизъявление принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) и/или через изменения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека – ведущей начиная с Нового времени в западной гуманитарной мысли, качеством свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Существует еще одна трактовка отрицательной (негативной) свободы как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской философии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свободной только волю к добру. Положительная – «свобода для» – это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных обстоятельств в благоприятные (свои), наращивания многообразия и целостности личного существования. В этом духе строится идеал Просвещения – свободное развитое каждого как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» недостижима.

Возможности свободы соразмерны степени ответственности. Чем могущественнее человек, чем шире его возможности, тем больше ответственности за последствия его выбора; чем больше его «авторство» в мире, тем больше ответственность. Многие мыслители (Б. Паскаль, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер и др.) рассматривают свободу и как основу достоинства человека, и как бремя, отягощающее грузом ответственности. Ж. П. Сартр даже говорит об «обреченности человека на свободу». Э. Фромм, исследовавший феномен «бегства от свободы», утверждает, что от нее можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи.

Философы различают внутреннюю свободу воли (самоопределение, автономия воли) и внешнюю свободу действия (волеизъявления, осуществления воли). Наиболее спорной является проблема свободы воли. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленности человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следование некой внешней по отношению к человеческой воле необходимости. Для объяснения того, как при этом можно что-либо ставить в вину или заслугу человеку, некоторые философы (Т. Гоббс, П. Гольбах) отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание норм, исполнение или неисполнение которых поощряется или осуждается, влияет на волю, склоняя ее в определенном направлении. Крайнее проявление детерминизма – фатализм (Кальвин, Лаплас) – представление о жесткой, исключающей вероятность и случайность предопределенности (судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин) всех событий. Фатализм сводит на нет саму свободу, лишает человека творческого начала, ответственности за выбор.

Волюнтаризм утверждает самодостаточность, безусловность воли. Остается открытым вопрос о том, может ли существовать такая воля, не сообразованная ни с ценностями, ни с возможностями субъекта и внешними обстоятельствами, совершенно неопределенная, бессодержательная. Будет ли она вообще волей, а если будет, можно ли считать ее свободной, так как ее действие – чистый произвол? Полюса детерминизма (все неизбежно) и индетерминизма (все случайно) совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. В видении большинства философов пространство свободы располагается между этими полюсами. Необходимость имеет вероятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать, в соответствии со своими идеалами, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. И. Кант полагал, что воля человека автономна, т.к. он руководствуется внутренним нравственным законом – категорическим императивом.

 

6.Смысл жизни не дан человеку извне. Он сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий, но и от возрастных особенностей. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация), будущее (проспекция). Реализация смысл жизни зависит от наличия в обществе многих условий.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

§ Гедонизм (жить – значит наслаждаться).

§ Аскетизм (жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов).

§ Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).

§ Эвдемонизм (жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека).

§ Этика долга (жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу).

§ Прагматизм (цель жизни оправдывает любые средства ее достижения).

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Смысл жизни в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей и социокультурную среду. Эти общие представления должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность человека? Раскройте антропологические концепции Древнего Востока, Античности, Средневековья, Нового времени? Когда и почему человек стал предметом философского осмысления?

2. Укажите различия концепций человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме.

3. Что такое «индивид», «индивидуальность», «личность»? Какова их взаимосвязь и основные различия?

4. Что в философии понимается под сущностью человека?

5. Раскройте проблему творчества. Какова взаимосвязь творчества и свободы, разума, воли?

6. Как соотносятся свобода и необходимость в бытии личности? Возможна ли абсолютная свобода?

7. Каково соотношение понятий личность и общество? Что такое социальная роль? Что такое конформизм? Насколько велика роль личности в историческом процессе, в развитии цивилизации?

8. Почему перед человеком возникает проблема смысла жизни? Как вы думаете, имеет ли смысл вечная жизнь?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: