Задания для практического занятия




1. Становление философской антропологии.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Современные оценки человека.

4. Смысл жизни. Проблема бессмертия.

Задания для самостоятельной работы

1. Человек как многомерное существо.

2. Ценности человеческого бытия.

3. Проблема эвтаназии: за и против.

4. Проблема клонирования человека.

Рекомендуемая литература

1. Веллер М. Все о жизни. – СПб., 2004.

2. Философская антропология: В 2 ч. / Сост. С. М. Васенева, Т. И. Данилова, Г. А. Пурынычева – Йошкар-Ола, 1993–1995.

3. Франк С. Л. Смысл жизни // Хрестоматия по философии. – М., 1997. – С. 522–539.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

5. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

6. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. – М., 1991.

7. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

8. Человек античности: идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк, – М., 1992.

9. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991.

10. Юнг К. Г. Психологические типы. – СПб., 1995.

11. Человек перед лицом неопределенности / ред. Илья Пригожин; пер. с фр. В. В. Шуликовской. – М.: Ижевск, 2003.

12. Коган Л. А. Свобода – самость созидания // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 78–90.

13. Мареев С. Н. От Канта и Кассирера к Ильенкову: проблема идеальности человеческих чувств // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 142–152.

14. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / под общ. ред. Б.Г. Юдина. – М.: Прогресс-Традиция, 2007.

15. Вильданов У. С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. – Уфа: РИО БашГУ, 2006.

 

Тестовые задания

1. Осмысление человека как микрокосм свойственно для философии эпохи …


1) Возрождения

2) Средневековья

3) Античности

4) Нового времени


 

2. Ведущая проблематика философии человека – …

1) онтологическая

2) гносеологическая

3) эстетическая

4) аксиопраксилогическая

 

3. Человек – «мыслящий тростник», в котором сходятся мощь разумности и хрупкость телесности, – считал


1) Л. Толстой

2) П.Д. Мирандолла

3) Б. Паскаль

4) А. Данте


 

4. Э. Кассирер определял человека как существо …

1) общественное и производящее

2) создающее символы

3) верующее

4) играющее

 

5. Отсутствие страдания, переживание счастья характерно для концепции …


1) аскетизма

2) гедонизма

3) эвдемонизма

4) утилитаризма


 

6. Место человека в системе общественных отношений выражает понятие

1) социальный статус

2) социальная роль

3) социальная направленность

4) социальное действие

 

7. Согласно А. Шелеру человека отличает от животного

1) строение тела

2) духовная сущность

3) потребности

4) способность к мышлению

 

8. Наивысшей ценностью в эпоху Нового времени признается

1) жизнь

2) человек

3) материальные блага

4) произведения искусства

 

9. В древневосточной философии человек

1) занимает центральное место в мире

2) является частью космоса

3) является богоподобным существом

4) признается абсолютной ценностью

 

10. Гордость, страсть и стремление к власти в качестве главных мотивов человеческих поступков признает

1) рационализм

2) волюнтаризм

3) креационизм

4) мистицизм

 

11. Верно утверждение: «Человек – это существо, бытийствующее в мире, переживающее свою временность и конечность» для следующего направления

1) экзистенциализм

2) прагматизм

3) феноменология

4) герменевтика

 

12. Человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, обозначается понятием

1) индивид

2) индивидуальность

3) личность

4) гражданин

 

13. Специфические черты человека, отличающие его от других людей, обозначаются понятием

1) индивид

2) индивидуальность

3) личность

4) уникум

 

14. Сущностным свойством личности является

1) характер

2) темперамент

3) интеллект

4) самосознание

 

15. Изречение «Свобода есть познанная необходимость» означает

1) обладание абсолютной свободой

2) сознательное принятие решений

3) преимущество интересов общества над личностью

4) избавление от ограничений и принуждений

 

16. Изречение «Человек человеку волк» выявляет

1) материальные потребности человека

2) эгоистическую природу человека

3) стремление к свободе

4) моральную сущность человека

 

17. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность, называется

1) интересом

2) убеждением

3) влечением

4) установкой

 

18. Самостоятельность, автономность, независимость личности обозначается понятием

1) свобода

2) индивидуальность

3) мировоззрение

4) жизненная позиция

.

19. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза:

1) сознание, способность к познанию

2) наличие в человеке инстинкта самосохранения

3) труд

4) абстрактное мышление

20.Сущность человека …

1) закодирована в генах и передается по наследству с рождения человека

2) есть совокупность всех общественных отношений

3) творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности

4) зависит от божественной благости

 

 

Модуль 6

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

План лекционного занятия

1. Социальная философия: история и современные концепции.

2. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.

3. Общество как система. Общественное бытие и общественное сознание.

4. Культура и цивилизация. Запад, Восток, Россия как геосоциокультурные системы.

5. Типологии общества. «Традиционное», «индустриальное», «постиндустриальное» общество.

6. Проблема цели и смысла общественной жизни в философии истории.

7. Глобальные проблемы человечества. Будущее человечества.

 

Основные понятия

Общество, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, класс, этнос, нация, государство, власть, право, закон, культура, цивилизация, культурно-исторический тип, формация, прогресс, регресс, эволюция, революция. Традиционное, индустриальное постиндустриальное (информационное) общество. Глобализация, глобальные проблемы, биосфера, ноосфера, эсхатология, утопия, антиутопия.

 

Краткие сведения

1. Социальная философия – философская дисциплина, предметом которой является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. Историческая наука исследует прошлое как последовательность конкретных и уникальных событий, ситуаций и процессов. Функцию выработки общих принципов исследования истории берет на себя социальная философия.

Социология и социальная философия тесно связаны. Социология сложилась в качестве самостоятельной области знания в XIX в. Это наука о системной организации общества. Общая социологическая теория входит в социальную философию как один из основных компонентов. Философская подсистема обществознания нацелена на логику социального развития, социология – на структурный аспект.

Общество – это исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др.

Понимание общества в философии:

§ Совокупность человеческих индивидов, соединившихся для объединения «социальных инстинктов» (Аристотель)

§ Совокупность индивидов, связанных общественным договором (Гоббс, Руссо)

§ Совокупность общественных отношений (Маркс)

§ Система разделения социальных ролей (Мертон, Парсонс).

В философии истории вплоть до 2-й пол. XX в. акцент делался на одном или нескольких факторах, что придавало философско-историческим, концепциям несколько односторонний характер. Это конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен); технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер); особенности культуры и мировоззрения (Сорокин); культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер); степень своды личности в обществе (Мертон, Фромм). Встречаются теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер, Р. Арон).

Географический детерминизм акцентирует внимание на климатических и в целом на географических условиях, определяющих историческое развитие. В наиболее законченном виде концепция географического детерминизма представлена в работах Ш. Монтескье и Л. Мечникова. Ш. Монтескье рассматривал влияние климатических условий на телесную организацию человека, его характер и склонности, а через это – на социальную организацию общества и форму государственного устройства. Л. Мечников считал, чтопричины возникновения цивилизации кроются в географической среде. Чрезмерное развитие органической жизни в жарком климате приводит к тому, что жители получают все необходимое в изобилии и не имеют стимула к труду, что сказывается и на их умственном развитии. Не жаркий пояс, а великие реки, по мнению Л. Мечникова, стали основным фактором, повлиявшим на зарождение и развитие цивилизации.

В философии К. Маркса и Ф. Энгельса сделан акцент на экономических факторах развития общества. В связи с этим исторический материализм часто относят к концепциям экономического детерминизма. В качестве движущего фактора истории марксизм рассматривает экономические отношения, процесс производства в целом.

Технологический детерминизм: определяющая роль научно-технического прогресса.

Теория факторов: попытка объединить отдельные детерминанты исторического развития в систему факторов; идея равноправности религиозных, экономических, технических и других детерминант.

 

2.В качестве главной детерминанты исторического развития основатели исторического материализма выделили материальное производство. Для характеристики этапов развития общества в историческом материализме была разработана категория общественно-экономической формации.Буржуазная общественно-экономическая формация знаменует собой конец предыстории человечества. Из капиталистического общества, по мнению родоначальников марксизма, неизбежно рождается коммунистическая общественно-экономическая формация.

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Если общественно-экономическую формацию рассматривать как систему общественных отношений, то производственные отношения составляют базис, а политические, идеологические и юридические отношения – надстройку, зависящую и определяемую базисом. Процесс исторического развития представляется в историческом материализме как последовательная смена общественно-экономических формаций. Механизм смены общественно-экономических формаций описывается как развитие противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, а сам процесс перехода от одной формации к другой – как социальная революция.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить типические черты определенных этапов развития общества. Представляя историю как последовательную смену общественно-экономических формаций, исторический материализм представляет историю как постепенное восхождение к коммунизму.

Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса направлен против взгляда на историю как на единый мировой процесс. При цивилизационном подходе историю представляют в виде ряда локальных культур или цивилизаций. О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» гегелевскому европоцентризму и панлогизму противопоставил учение о множестве равноправных культур, каждая из которых развивается подобно живому организму и проходит стадии рождения, юности, зрелости и старости. Рассматривая гибель культуры как закономерный процесс, О. Шпенглер нетрадиционным образом использует понятие цивилизации. Это та стадия развития культуры, когда она начинает клониться к закату, постепенно умирать. В противовес просветительской трактовке цивилизации как общества, основанного на высших, разумных началах, О. Шпенглер придает понятию цивилизации исключительно негативный смысл. Цивилизация, будучи старостью культуры, характеризуется упадком творческих сил, место творческого создания нового занимает повторение старого, рациональность преобладает над творческой интуицией, общество делится на мировой город и провинцию, народ превращается в массу.

В отличие от О. Шпенглера, А. Тойнби выделяет не 8, а 21 цивилизацию. Каждая из них, согласно концепции А. Тойнби, проходит четыре стадии развития: возникновение, рост, надлом, разложение. Цивилизации возникают как ответ на «вызов». Если примитивное общество находит в себе силы адекватно ответить на вызов сурового климата, внешней угрозы и других исключительных обстоятельств, оно породит цивилизацию. В противном случае ему угрожает гибель. Возникшая цивилизация развивается, отвечая на последующие вызовы, если адекватный ответ не найден, возникает задержка в развитии цивилизации, которая приводит ее к гибели. Поиск ответов является делом рук творческого меньшинства. Именно творческие личности, а не технические достижения являются качественной характеристикой цивилизации. Основные причины надлома цивилизации А. Тойнби усматривает во внутренних, а не внешних факторах. Творческое меньшинство, которое в стадии развития цивилизации по праву обретает власть над большинством, со временем превращается в замкнутую касту. Постепенно утрачивая творческие силы, правящее меньшинство теряет способность адекватно отвечать на новые вызовы, вследствие чего цивилизация погибает. А. Тойнби не смог полностью отрицать преемственность цивилизаций, которая выражается в цепи цивилизаций. Связующий принцип – мировые религии. Положительное значение цивилизационного подхода заключается в его направленности на выявление специфики отдельных культур.

 

3.Системный подход к изучению общества сложился во 2 1/3 XIX в. его использовали в своих исследованиях Конт, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Сущность данного похода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода: целостность; элементы системы, т.е. подсистемы, могут рассматриваться как системы; рассмотрение общества как открытой системы.

Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура или «вторая природа». Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Включает: материальные потребности, экономические блага (товары), экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Социальная сфера – область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Состоит из: социальных групп (общностей), социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальных культуры.

Политическая сфера – область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Элементы: политической организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и культуры, политические идеологии.

Духовная сфера – это область усвоения и создания духовных ценностей. Элементы: духовные потребности как источник духовной деятельности общества, духовные ценности, субъекты духовной деятельности, общественное сознание. Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементы общественного сознания:

§ Обыденное сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

§ Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.

§ Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

§ Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политических строй.

1 уровень общественного сознания – обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.

2 уровень – теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология в широком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной.

Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.

Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание имеет различные функции, важнейшими из которых являются: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

4. Культура – это все материальное и духовное, созданное человеком.

Социальная философия выделяет следующие функции культуры.

Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Социализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» – отказ от социально одобренных норм поведения.

Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура – продукт совместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоянно изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

Знаково-коммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты», являются знаками, несущими символическое значение.

Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты

В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом, тогда речь идет о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации, отдельные общества. В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, тендерная, профессиональная и т. д. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Цивилизация (от лат. «гражданский, государственный»):

§ синоним культуры;

§ определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;

§ социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация – это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. В таком случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира, необходимая для их изучения. Н. Я. Данилевский называл их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер – «высокими культурами», А. Тойнби – «цивилизациями», П. Сорокин – «социокультурными суперсистемами», Н. Бердяев – «великими культурами».

В качестве цивилизационных типов выделяются Запад и Восток. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество. Запад – это новационное общество, техническая цивилизация. Если для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, то на Западе преобладало новаторство и существовали высокие темпы исторического развития.

Восток – это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой. Для Востока характерна деспотия как форма правления, для запада – демократия и республика. Западное общество – это общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное.

На Востоке преобладает образное мышление, а картину мира формируют религиозно-мифологические системы. На Западе развивается рациональное мышление, высшим выражением которого становится наука, претендующая на то, чтобы формировать собственную картину мира.

На Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай).

5.В теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества в качестве движущей силы рассматривался научно-технический прогресс, внедрение научных технологий в производство и социальное управление. Насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые разрабатывали Ростоу, Гэлбрейт, Белл, Тоффлер, Несбитт и другие.

У. Ростоу принадлежит концепция «стадий экономического роста», распространившаяся в 50–60-х годах XX в. Ростоу пытался создать теорию, альтернативную марксистскому учению об общественно-экономических формациях. У. Ростоу выделяет пять этапов развития общества, различающихся между собой уровнем технологического развития. Стадия «традиционного общества» (аграрного общества) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и «доньютоновским» уровнем науки и техники. На стадии «переходного общества» создаются предпосылки «сдвига» – перехода к новому типу общества, основанному на промышленной революции. Предпосылки: 1) рост производительности сельского хозяйства, 2) появление «нового типа – предпринимателей», выступающих как движущая сила общества, 3) рост «национализма», возникновение централизованного государства. Стадия «сдвига» – это эпоха «промышленной революции», в которой осуществляется быстрый рост основных отраслей промышленности и радикальное изменение методов производства. Стадия «зрелости» – индустриальное общество, характеризующееся широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости. Заключительная стадия – «эра высокого массового потребления». Основными проблемами этого общества становятся потребление, а не производство, основными отраслями промышленности – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Дж. Гэлбрейт выдвинул концепцию нового индустриального общества, в котором основную роль играют крупные корпорации и «техноструктура», сообщество специалистов разного уровня, работающих с информацией. В новом индустриальном обществе рынок не играет главной роли в экономике. Крупные корпорации руководствуются не законом получения максимальной прибыли, а скорее законом выживания. Разрабатывая стратегию выживания, корпорации вынуждены согласовывать свои цели с общими социальными целями. Здесь становится необходимой выработка долгосрочных стратегий и планирования производства. Индустриальное общество должно перейти к планомерно функционирующей экономике в сфере крупного производства, т.е. там, где господствует техноструктура. С точки зрения политической Дж. Гэлбрейт оценивает индустриальное общество как «мягкое рабство». Государство не в состоянии обеспечить свободу, потому что цели государства и цели гражданского общества не совпадают. Политические деятели не могут решить этот вопрос, поскольку их персональные цели часто противоречат общественным целям. Индустриальная система, основанная на внедрении достижений науки в производство, вызывает к жизни новую социальную силу – интеллектуалов (ученых, профессоров университета, художников). В отличие от техноструктуры, эти люди не связаны однозначно с какой-то организацией. Они по сути своей индивидуальности. Они, в отличие от политиков, не могут избавиться от чувства ответственности за судьбы общества в целом. Они способны улавливать истинные цели общества, истинное понимание свободы.

В 70-е годы XX в. начинает развиваться концепция постиндустриального общества, одним из первых теоретиков которой стал Д. Белл. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: экология, информированность о человеке и обществе; развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Совершенство технологии снизит энерго- и материалоемкость производства. На первое место выйдет развитие экологически чистых технологий, телекоммуникаций, способов передачи информации.

В теориях информационного общества использование информации становится главным фактором общественного развития. Так, например, в работах А. Тоффлера динамика мировой цивилизации представлена как волновые всплески, которые подталкивают человечество на новый, более высокий уровень единства и взаимозависимости. Первая волна – аграрная культура. Вторая волна – индустриальная культура. Третья волна – информационная стадия. Для последней характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основанной на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

 

6.Н. А. Бердяев справедливо считал, что проблема смысла истории начинает волновать человека в те периоды, когда рушится традиционный уклад. В относительно спокойные исторические эпохи вопрос о смысле истории уходит на второй план. Поиск смысла в истории связан с желанием человека увидеть, что его существование – не случайность, что история – не бессмысленное нагромождение событий. Существует ли цель истории, которая придавала бы смысл каждому событию, выстраивая эти события в определенном порядке?

Религиозная философия связывает смысл истории с Божественным провидением. Бог задает направленность историческому процессу, он определяет цель и смысл истории. Все исторические события объединяются в осмысленную последовательность шагов к заданной цели – концу истории. Религиозная философия истории является эсхатологией. (Августин, Г. Гегель, Н, Бердяев, А. Тойнби.) Цель существует в другом, трансцендентном мире, но определяет смысл этого мира. Критика этих концепций ведется с точки зрения принципа историзма: характеризуя историю, не следует примысливать ничего внеисторического, трансцендентного.

Среди современных позиций по вопросу о смысле истории наиболее завершенной является концепция К. Ясперса. В концепции К. Ясперса мировая история является единым путем всего человечества. Рациональными, научными аргументами нельзя доказать единство мировой истории. Этот вопрос является предметом философской веры. Истолковывая философскую веру как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научным знанием, К. Ясперс «философски» верит в единство истории. Начало мировой истории как единого, общего пути человечества К. Ясперс видит в так называемой осевой эпохе. В период с 800 по 200 г. до н. э. в разных уголках земли, независимо друг от друга рождаются все мировые религии и появляется философия. Все возникшие религии и философские системы волнуют одни и те же вопросы, сливающиеся в проблему смысла человеческого бытия. Осевая эпоха становится пограничной, отделяющей мифологическое прошлое человечества, характеризующееся существованием локальных культур и полагающей начало общей мировой истории. Отмечая явный трансцендентный характер причины возникновения осевой эпохи, К. Ясперс не связывает ее с Богом. Место религиозного понятия Бога должна занять философская вера, признающая трансцендентное, но не связывающая его с религиозными представлениями о Боге. Духовное единство человечества, от которого зависит и реальное историческое единство, возможно, с точки зрения К. Ясперса, лишь на пути формирования единой философской веры, снимающей противоречия между различными религиями. Таким образом, осевое время задает общемировое духовное направление. С этого момента история является процессом постепенного формирования общих духовных ценностей, единой философской веры. Духовное единство народов, определяющее их историческую связь, рассматривается в концепции К. Ясперса как цель и смысл истории.

Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом – об историческом прогрессе. Во многом исследование прогресса в истории является оборотной стороной поиска смысла в истории. Довольно часто философско-исторические теории прогресса содержат в себе элементы эсхатологии.

 

7.Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

§ Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

§ Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

§ Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.

§ Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

§ Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым глобальным проблемам, которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед государством, обществом. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Не случайно академик В.И. Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы – новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.

1. Интерсоциальные: войны и мира, социально-экономические, преодоления отсталости тех или иных стран.

2. Проблемы системы человек – общество: проблемы здравоохранения, народонаселения, образования, культуры, компьютеризации и научно-технического прогресса, человека и его будущего.

3. Проблемы системы природа – общество: ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Суть их в том, что обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: