Решение данных задач требует привлечения новых методов и подходов. Так, в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Главная цель системно-деятельностного подхода – пробудить у учащегося интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. [6]
Для реализации системно-деятельностного подхода существуют различные методы обучения, среди которых важное место занимают интерактивные методы.
Интерактивные методы работы в образовательном процессе являются наиболее перспективными за счет того, что они представляют возможность организовать активное и открытое обсуждение учебного материала, видоизменить его и дополнить в процессе обсуждения в режиме реального времени.
«Интерактивность – широкое по содержанию понятие, с помощью которого в современной науке раскрывают характер и степень взаимодействия между объектами, а в методике используют для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом» [5].
Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:
· Пассивные методы.
· Активные методы.
· Интерактивные методы.
Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.
Интерактивные методы построены на методике взаимодействия:
- минимум зубрёжки;
-приём «Каждый учит каждого и всех» (тему объясняет не учитель, а сами дети по очереди из урока в урок);
-учащиеся должны получать информацию, на основании которой строится знание. Ребята
должны сами находить ответы и принимать решения;
-анализ тем должен включать в себя обсуждение противоречивых вопросов или алгоритм;
- нельзя требовать от ученика однозначного ответа, того, что ожидает учитель. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения и попробует её доказать.
Цель представленной методики - научить детей учиться самим, самостоятельно приобретать читательский опыт, знания и щедро, открыто обмениваться ими. На уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на принципах доверия и партнёрства, как успешно сотрудничать и формировать команду. Они учатся ДУМАТЬ.
Как это происходит? В процессе дискуссии в малых и больших группах, ролевых игр, разминок, анализа полярных позиций, разыгрывания ситуаций, «ажурной пилы», ранжирования, воображаемых прогулок, обучения друг друга, медиаций, работы с печатными материалами, играми, общения и многого другого. [3]
Метод - блочное повторение изученного материала по русскому языку при подготовке к ЕНТ или работа в малых группах.
Цель - подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.
Повторение и закрепление проходит в несколько этапов:
1. Повторение и обобщение определенной темы на уроке с использованием опорных схем и ТОС.
Способ - Работа в малых группах.
РМГ - максимальное участие каждого в духе сотрудничества.
Способ использования:
1. Выберите проблему.
2. Заложите основу (учащиеся должны овладеть некоторыми предварительными знаниями, навыками и ресурсами).
3. Сформируйте группы методом «Миксера» (3-5 человек).
4. Дайте ясные инструкции, время. Проверьте, все ли поняли задание.
5. Поддерживайте и направляйте. Не оказывайте давление, не выполняйте за них задание.
6. Обсуждение. Подведение итогов. Каждой группе учащиеся могут задавать дополнительные вопросы.
Метод Знакомство
«Ледокол »
Цель: знакомство участников между собой, героями произведения и создание непринуждённой атмосферы.
Упражнение:
1. «Игра в имена ». Первый называет своё имя и добавляет характеристику, которая начинается с той же буквы, что и имя, сопровождая это ещё и движением, которое отображало бы и характеристику. Несколько учеников таким же образом характеризуют героя произведения.
Например: Александр Чацкий- активный, честный, честолюбивый.
Павел Афанасьевич Фамусов- пассивный, формалист, антипрогрессивный и т.д. («Говорящие имена» героев)
Метод - Ожидание
(перед объяснением темы урока)
Цель: определить своё личное ожидание от занятия, а позже и от всего, что собираетесь делать.
1. По кругу, начиная по принципу добровольности, сказать: «Я жду от сегодняшнего
занятия... » (Познакомиться с новой орфограммой, научиться грамотно писать слова на изученное правило...)
Метод - Оценка.
(в конце урока)
Цель: определить, как личное ожидание от занятия совпало с тем, что случилось на занятии. Научиться делать выводы.
1. Заполнить до конца таблицу:
Что я ждал от урока…
Что нового и полезного я узнал, чему научился…