III. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ




ФГОС основной целью определяет создание условий, позволяющих повысить качество образования, достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. А отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер, ориентированный не только на достижение предметных результатов, но и на развитие личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (далее – УУД). Конечным результатом обучения выпускника школы становятся готовность к самоопределению, способность к рефлексии своего труда, умение находить выход из любой ситуации. [3]

Системно-деятельностный подход предполагает формирование опыта самостоятельного познания, путь от самостоятельной деятельности школьников к их самоорганизации, от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

В связи с этим требования к учителю тоже иные: от умения «транслировать» учебный материал – к умениям решать творческие задачи, развивать способности путём сочетания творческого, личностноориентированного и проектного подходов.

Таким образом, учителю необходимо на уроке создать условия для развития личности обучающихся, формирования у них универсальных учебных действий, творческих способностей и создать условия для приобретения опыта деятельности. Отсюда возникает необходимость внедрения в образовательный процесс таких методик и педагогических технологий, которые наиболее оптимально позволят обеспечить достижения целей, поставленных ФГОС [1].

Наиболее оптимальными на современном уроке являются методы интерактивные. Как известно, методами обучения называется система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержание образования. Методы обучения делят на пассивные, активные и интерактивные. Пассивные методы предполагают в образовательном процессе доминирующую роль педагога при учащихся, играющих роль пассивных слушателей. Активные методы – это форма взаимодействия учащихся и 45 учителя, при которой учащиеся, активные участники урока, находятся на равных правах с учителем. Между активными и интерактивными методами часто ставят знак равенства. Тем не менее, интерактивные методы являются наиболее современной формой активных методов.

Какие же приёмы, формы и методы интерактивного обучения можно использовать в своей работе? В связи с преподаванием в малокомплектной школе (количество учащихся в классах от 2 до 6), наиболее оптимальной является работа в парах. В паре учащиеся проводят взаимопроверку домашнего задания, проводят 46 взаимодиктанты. На уроке русского языка самостоятельно читают задание к упражнению и одному из «слабых» (у обучающихся слабая техника чтения и «хромает» смысловое чтение) учеников нужно объяснить остальным суть работы, тем самым пытаться решить и другие задачи. Можно проводить словарные объяснительные диктанты на определённые орфограммы у доски, учащиеся комментируют написание слов своих одноклассников, при необходимости исправляют ошибки, рассказывая правила написания. Как подготовку к устной части по русскому языку проводить работу с иллюстрациями. Каждая группа учащихся (в нашем случае из 2 учащихся) создаёт текст (не менее 10 предложений) по одному из типов речи, затем, зачитав свои работы, анализирует и свои «сочинения» и своих одноклассников. [7]

Можно практиковать работу с домашними «мини-проектами». Ребята готовят карточки на какие-либо орфограммы (заранее определяют), на уроке проводят взаимопроверку, учитель советует усложнять свои карточки каким-нибудь «неожиданным» словом. Такая работа развивает орфографическую зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса учащихся. Ребята учатся находить информацию в разных источниках. Эта работа детям очень нравится, они осознают свою значимость и важность. На уроках литературы часто дети готовят мини-тесты, викторины либо по творчеству и биографии писателя, либо по изучаемому произведению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением ФГОС важными становятся не столько конкретные научные знания, сколько знания о способах их приобретения, взаимодействий, коммуникаций в общественной жизни. В соответствии с ФГОС учитель не только дает знания, но и формирует активное к ним отношение.

Урок, построенный в традиционном ключе, не сможет в полном объёме способствовать выполнению столь важных для человека задач. Поэтому в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает активное использование современных образовательных технологий деятельного типа, среди которых важное место занимают интерактивные методы обучения.

В результате внедрения интерактивных методов обучения ребёнок приобретает качества, опыт и знания, прописанные в стандартах: он социализируется как личность, это реализуется посредством рационального сочетания степени трудности материала, дозировкой его по времени урока и объёму, эмоциональному и интеллектуальному напряжению на уроке, двигательной активности на уроке. [4]

Использованные методы проектируют познавательную деятельность обучающихся. Именно с помощью интерактивных методов оптимально сочетаются современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Применение интерактивных методов обучения на уроках русского языка способствует становлению и развитию у обучающихся лидерских качеств, умения работать в команде, принимать решения. За счет использования интерактивных методов осуществлялась совместная проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой обучающиеся отстаивали свою позицию и формировали толерантное отношение к чужому мнению.

Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивных методов изменяется психологический климат на уроке. Занятие перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнера при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад.

В ходе применения интерактивных методов школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с 53 другими людьми.

Существенным образом меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Но при всем этом учителю необходимо учитывать систематичность и уместность использования того или иного интерактивного метода, цели урока и цели использования метода, а так же соотнесенность с этапами урока, в противном случае польза может превратиться во вред.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Васильева, Ф.И, Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие [Текст] / Ф.И. Васильева, Н.В. Лихошерст.- Чебоксары: «Слово», 2006- 119 с. 4.

2. Вербицкий, Л.Л. Активное обучение [Текст]: контекстный подход / А.А. Вербицкой. - М., 1990.- 147 с.

3. Ермолева, М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолева.- М.: Просвещение, 2014.- 142 с.

4. Зобернюс, О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка [Текст] / О.П. Зоберюс // Русский язык в школе, 2014.- № 7.- С. 8-9.

5. Коновалова, М.В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы [Текст] М.В. Коновалова // Школа педагога, 2016.- № 2.- С. 2-11.

6. Сальникова, О.А. «А теперь поиграем». Об использовании игровых форм на уроках русского языка [Текст] / О.А. Сальникова // Русская словесность, 2015, № 7.- С.42 – 46.

7. Щенкина, О.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] / О.В. Щенкина // Русский язык в школе, 2015.- № 6.- С. 21-23.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: