Чтобы ребенку было легче освоиться в школе, подготовку к первому классу нужно начинать заранее. Постарайтесь сделать так, чтобы будущий первоклассник заранее познакомился с особенностями школьной жизни и принимал активное участие в подготовке к учебному году. Ведь если человек знает, что он в состоянии влиять на ситуацию, ему легче справиться с серьезными переменами в своей жизни.
Возьмите ребенка с собой в магазин, когда надо будет приобрести школьные принадлежности. Пусть он сам выберет себе пенал, ранец, ручки и тетрадки. Ненавязчиво направляйте выбор ребенка, объясняйте, что ему пригодится, а что нет, чем удобнее будет пользоваться - так он будет постепенно осваивать мир школьных вещей.
Расскажите о распорядке дня школьника, об уроках и переменах, о необходимости выполнять домашние задания.
Постарайтесь привлекать внимание ребенка к практическим деталям - что и как он будет делать. Помните - иногда то, что кажется нам, взрослым само собой разумеющимся, для детей далеко не очевидно. Спросите, что он сам хотел бы узнать о школе. Не удивляйтесь, если вопрос будет задан спустя несколько дней -детям нужно время, чтобы "переварить" информацию.
Если ваш ребенок ходил в детский сад, ему будет легче освоиться с распорядком школьной жизни. Если же нет, объяснений потребуется больше, к новым порядкам придется привыкать с первых дней в школе. Объясните ребенку важность учебы, расскажите о том, что он узнает много интересного и многому научится.
Ваше отношение к школе будет определять и отношение к ней ребенка, поэтому, прежде чем начать беседовать о школе, вспомните приятные моменты из своей школьной жизни, учителей, которые вам помогали, и разговаривайте с ребенком, основываясь на этом положительном опыте.
Начало учебного года требует повышенного внимания родителей. Можно сказать без преувеличения, что от вашей помощи ребенку в первой четверти и особенно в первый месяц учебы будет во многом зависеть его школьная жизнь. Вселяйте в ребенка веру в себя, поддерживайте в трудной ситуации.
Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что на ошибках учатся и что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.
Перед началом учебного года можно зайти с ребенком в школу, попросить показать класс, где он будет учиться. Чем больше будет для него знакомого, ожидаемого, тем ему будет легче.
Если у ребенка есть какие-либо особенности, которые важно учитывать в школьной жизни (заикание, плохое зрение, леворукость), сообщите об этом лично учителю до начала учебного года.
Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего, надо следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать, для этого возраста подходящее время отхода ко сну - 21.00-21.30. Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это именно потребностями школьной жизни. Можно сказать так:"Тебе надо будет рано вставать, тебе потребуется много сил для учебы, тебе столько предстоит узнать интересного, так многому научиться, что, конечно же, надо спать побольше". Переходить на другой режим лучше за неделю-две до начала занятий в школе. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.
Тестирование будущих первоклассников как основание для приема или отказа в приеме в первый класс, конечно, недопустимо, и законодательство справедливо его запрещает. Однако предварительная диагностика умений и навыков необходима. Родителям желательно заранее объяснить, что это никак не влияет на сам факт пребывания в первом классе, но требуется для выявления индивидуальных особенностей детей: кто-то лучше владеет моторикой, пишет; у кого-то лучше развит устный счет и т. д. Учителю лучше узнать эти особенности заранее, чтобы помочь детям.
Помимо проверки навыков чтения, общих знаний об окружающем мире, умения считать и решать простые задачи желательно заранее оценить моторные
навыки и умение следовать образцу. Для этого существуют различные тесты, диагностические материалы (многим опытным учителям начальной школы они, конечно, знакомы).
Тест Керна-Йерасека обладает рядом существенных преимуществ для первоначального обследования детей:
• не требует продолжительного времени для проведения;
• может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
• имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
• не требует специальных средств и условий для проведения. Тест состоит из трех заданий:
1. Рисование мужской фигуры по представлению.
Эта часть связана с заданием нарисовать человека. Здесь важна прорисовка деталей - чем их больше, тем лучше. Ребенок, собирающийся в школу и рисующий человека по принципу "точка, точка, запятая", изображающий человека без существенных признаков (без рук, или ног, или глаз), скорее всего, отстает в своем развитии от сверстников.