РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ




 

12 – 13 мес. К началу второго года та подготовительная работа по развитию речи, которая происходила в первые месяцы жизни ребенка, уже дает зримые плоды. Это время начала и развития ходьбы, в результате чего у ребенка расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь.

Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых, быстро растет количество слов, которые он понимает. Появляется «слово-фраза». Например, ребенок говорит слово «мама» и показывает на ее новый наряд. В его интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание. Говорит «дай» и тянет взрослого гулять.

Ребенок уже знает название многих предметов, слова, обозначающие движения и действия (сядь, встань, возьми, отнеси). Но пока еще малыш пользуется односложными предложениями. Так, произнесенное ребенком слово «дай» в зависимости от ситуации может обозначать просьбу, чтобы ему дали игрушку, книгу, печенье. Произнося слово «Ляля», он тем самым хочет сказать? «Дай мне Лялю» или «Посмотри, какие у Ляли глазки (платье)». При этом нередко показывает на глаза, платье куклы.

В речи ребенка наблюдаются фонематические искажения, употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеют место перестановки слогов.

1 г. 2 мес. – 1 г. 3 мес. Ребенок отвечает на вопросы при отсутствии предмета: «Хочешь молока?» - «Да, ням, ням». Словами и звуками он сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, наблюдения за окружающими, рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими малышами словами, звуками, смехом, повторяет за ними те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные ему комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, состоящие из предмета и действия («Вова ам»), предмета и дополнения объекта («ам кашу»). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например, «мама» изменяется в «мамика» и переносит на «бабика», «папика», «катика», «лялика».

В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль – «ту-ту», лошадь – «ньо-ньо», птица – «гага», кошка – «кс-кс», собака – «ав-ав». В речи повторяется только первый слог (окошко – «ко»); нередко пропускаются звуки (собака – «бака»).

Ребенок любит рассматривать картинки в книжках, перелистывает страницы, произносит много нечленораздельных звуков – «читает», часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога.

1 г. 4 мес. Слова начинают носить обобщенный характер, например ребенок говорит «ляля» про любую куклу. Словарный запас составляет 30-4- слов.

1 г. 5 мес. Словом пользуется в момент сильной заинтересованности: «Дай то-то».

1 г. 5 мес. – 1 г. 6 мес. Окружающие обычно не замечают больших изменений развитии речи детей. Однако имеются следующие особенности.

Начиная с 1 г. 5 мес. Ребенок может одним и тем же словом называть разные предметы: «пи» - чашка, чайник, блюдце, другая посуда, содержимое – чай; действие – пить. Может переносить название одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: «гага» - все птицы или «гага» - желтый чайник и желтая утка; «му-му» - корова, носорог, слон (ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки).

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – М, П, Б, К, Г, Т, Д, Н, В, Ф, Й. Многие согласные звук часто произносятся им смягченно (дяй вместо дай).

В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, слогов: «ки» - киска, «ба» - собака, «ко» - молоко, «ка» - каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но по – прежнему широко используются жесты, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (от 1 г. 6 мес.), который называют «автономным», имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.

1г. 6 мес. – 1г. 7 мес. Происходит скачок в формировании речи, которая начинает развиваться ускоренными темпами. Вместо того, чтобы непосредственно тянуться к предмету, ребенок обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взрослого принимает вид веселой игры. Ребенок, называя предмет, требует его, обращаясь к взрослому, поворачивается к нему лицом: «Мама, яблоко!», «Аня, шапка!», «Абиль ту» (автомобиль поехал).

Малыш часто изменяет слова в фразу: «Дай ку» (Дай куклу), «Вова «би-би» (Вова хочет машину). Одни и те же слова могут произноситься неоднократно.

Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов.

1г. 8мес. – 1г. 9 мес. Ребенок научается заменять облегченные слова правильными. Теперь вместо «би-би» он говорит «машина», вместо «ав-ав» - «собака» и т.п. Усложняется слоговая структура: ребенок воспроизводит двухсложные слова, в трехсложных опускает один из слогов. К 1 г. 9 мес. В его словаре имеется около 175 слов, во фразе 3 – 4 слова.

1 г. 9 мес. Продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между малышом и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку он подчиняется собственным приказам: «Маша, сиди тут. Пока тетя Оля пидет (придет)». Возникает описательная речь. Например, ребенок смотрит в окно и говорит: «Мальчик катается», «Машина гудит», «Самолет летит». Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное, может что-то присочинить к происшедшему.

1 г. 10 мес. Правильно называет собственные действия в игре – «упал, поехал». Использует предложения из 2 – 3 слов. В предложениях начинает употреблять местоимения и прилагательные.

1 г. 10 мес. – 2 года. Продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах иногда пропускается один слог, чаще предударный, при этом может сохраняться количество слов в четырехсложных словах: «Папа, Витя катаьца».Во фразе употребляется глагол в неопределенной форме или в повелительном наклонении: «Двей закить» (дверь закрыть), «Котлету поежь»; фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

1 г. 11 мес. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками, изображающими животных. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: «Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя».

Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает примерно 300-400 слов (в основном это имена существительное и глаголы, причем глаголы встречаются примерно в 2-3 раза реже, чем существительные. Появляются наречия: тут, там, здесь. К этому времени ребенок учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые еще, как правило, не согласованы между собой: «Вета бай- бай» (Света хочет спать); предлоги в большинстве случаев отсутствуют: «Вова мика» (У Вовы мишка).

2 года. Если к полутора годам малыш составлял в основном предложения их двух слов, то к концу второго года – их трех – четырех и более слов.

Характерной особенностью ребенка этого возраста является потребность в речевом общении, а также накопление впечатлений, происходящее в предметной деятельности. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться и получить помощь он может, только овладевая речевым обращением. Это и является главным стимулом в усвоении речи.

Малыш задает вопросы типа «Что это?» Он умеет ответить на поставленный вопрос, пользуется фразами из двух слов и более, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Ребенок четко произносит почти все гласные звуки, правильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытими слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно произносит все звуки; в то же время в словах, состоящих из трех и более слогов, он часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина – «паина», вместо велосипед – «апипед»). Пропуск звуков наблюдается и в словах со стечением согласных (два согласных звука находятся вместе). Например, ребенок произносит слово «дверь» как «вей» и т.д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произнести их правильно, в других – неправильно.

Если на первом году жизни малыша часто называют по имени, то на втором году он уже откликается на него. Он знает и правильно называет близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ребенок этого возраста повторяет вслед за взрослым звуки, отдельные звукосочетания, слова – даже сложные – непонятные для него. Правда, у него это не всегда удачно получается – возникает множество забавных детских слов, которые так смешат и умиляют взрослых. Но уже к концу второго года жизни ребенок легко и правильно повторяет слова и фразы, состоящие из двух-трех и более слогов.

Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется – речевые указания взрослых начинают регулировать поведение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: