Лекция Товарные запасы и оборачиваемость вложенных средств




План.

1. Понятие и состав товарных запасов.

2. Показатели состояния товарных запасов.

3.Факторы, определяющие размер товарных запасов.

 

1. Понятие и состав товарных запасов.

В торговле товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.

Необходимость образования товарных запасов объясняется следующими причинами:

- непрерывностью процесса обращения;

- сезонностью производства и потребления;

- несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров

- неравномерностью размещения производства и районов потребления;

- необходимостью образования страховых резервов и т.д.

 

Классификация товарных запасов.

1. По назначению:

- товарные запасы текущего хранения;

- товарные запасы сезонного хранения

- товарные запасы досрочного завоза;

- товарные запасы целевого назначения.

2. В зависимости от места нахождения:

- товарные запасы в розничной торговле;

- товарные запасы на складах оптовых организаций;

- товарные запасы в пути.

3. В зависимости от ассортиментной структуры:

- запасы продовольственных товаров;

- запасы непродовольственных товаров.

4. В зависимости от момента и характера оценки:

- товарные запасы на начало периода;

- товарные запасы на конец периода;

- средние товарные запасы;

- плановые (прогнозные).

5. В зависимости от изменения товарооборота предприятия:

- условно-переменные;

- условно-постоянные.

6. В зависимости от регулярности пополнения:

- запасы товаров регулярного обновления и использования;

- запасы товаров регулярного пополнения, но сезонного использования;

- запасы сезонного формирования и регулярного использования;

- запасы периодического обновления (как правило, целевого назначения).

 

7. В зависимости от спроса на потребительские товары:

- товарные запасы, пользующиеся спросом;

- товарные запасы, не пользующиеся спросом в свою очередь делятся на неходовые и залежалые;

- сверхзавезенные.

8. В зависимости от соответствия нормативу:

- запасы в пределах норматива;

- сверхнормативные запасы товаров.

 

2.Показатели состояния товарных запасов.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели выражаются в натуральных единицах измерения (кг, тонны, литры и т.д.), и в стоимостных единицах измерения (денежные единицы). Абсолютный размер товарных запасов в денежной форме выражается в действующих и сопоставимых ценах и используется в учете, отчетности, анализе и планировании, а также при определении потребности в оборотных средствах, связанных с ними объемов товарооборота и издержек обращения.

Абсолютная величина товарных запасов не постоянна. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров, Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях к товарообороту. Это – относительный показатель, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату, и показывает на сколько дней хватит товарных запасов. Товарный запас в днях к товарообороту рассчитывается как отношение суммы запаса на определенную дату к однодневному товарообороту предстоящего периода.

Т/з в днях = сумма товарных запасов на определенную дату

однодневный товарооборот планируемого периода

Пример.

Запасы товаров по универсальному магазину на 1 апреля составили 360 тыс.руб. Товарооборот II квартала планируется в сумме 675,0 тыс.руб. Рассчитать товарный запас в днях к товарообороту.

Решение.

1. Однодневный товарооборот II квартала = 675,0/90=7,5 тыс.руб.

2. Товарный запас в днях к товарообороту = 360/7,5=48 дней

3. Это значит, что имеющихся товарных запасов на 1 апреля хватит для реализации на 48 дней.

Размер товарных запасов непосредственно связан со скоростью обращения товаров, товарооборачиваемостью.

Товарооборачиваемость – это время, в течение которого, товарные массы находятся в торговой организации с момента поступления и до момента реализации.

Товарооборачиваемость является показателем эффективности использования оборотных средств и выражается в днях и в числе оборотов (в разах).

 

Товарооборачиваемость = средний товарный запас за период

в днях однодневный товарооборот за этот же период

 

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической

 

Ххр = Х1/2 + Х2 + Х3 … + Хn /2

n - 1

где Х1, Х2, Х3 … Хn – товарный запас на определенную дату;

n – количество показателей.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз обернулся средний товарный запас в отчетном периоде.

 

Товарооборачиваемость = количество дней в периоде = товарооборот

в разах оборачиваемость в днях средний товарный запас

Пример.

Товарные запасы на предприятии в отчетном году составили (тыс.руб.):

На 1.01 – 122,8

На 1.04 – 148,6

На 1.07 – 180,9

На 1.10 – 226,5

На 1.01 – следующего года – 266,4.

Товарооборот за год составил 1080 тыс.руб

Рассчитать товарооборачиваемость в днях и в числе оборотов.

Решение.

1. Средний товарный запас 122,8/2+148,6+180,9+226,5+266,4/2 = 187,7тыс.руб.

5-1

2. Однодневный товарооборот отчетного года = 1080/360=3 тыс.руб.

3. Товарооборачиваемость в днях = 187,7/3=62,6 дня

4. Товарооборачиваемость в числе оборотов (разах)=360/62,6=1080/187,7=5,8 дня

Это значит, что средний товарный запас оборачивается в отчетном году за 62,6 дня, в течение года пополнять средний товарный запас надо 5,8 раз.

3.Факторы, определяющие размер товарных запасов.

Для разработки стратегии управления важно выявить какие факторы оказывают влияние на товарные запасы и товарооборачиваемость.

Изучение характера факторов и механизма их влияния является необходимой предпосылкой для обоснованной оценки состояния товарных запасов, планирования их размера, разработки и принятия конкретных мероприятий по их регулированию.

Внешние факторы.

1. Соотношение между спросом и предложением – если предложение товарных ресурсов превышает спрос, то запасы необоснованное увеличиваются и наоборот. Коммерческие и маркетинговые службы должны изучать конъюнктуру рынка и принимать оперативные решения по сокращению или увеличению закупок отдельных товаров.

2. Равномерность и стабильность потребления отдельных товаров – чем стабильнее и устойчивее спрос потребителей на отдельные товары, тем меньше потребность в создании товарных запасов не случай непредвиденных колебаний спроса.

3. Ритмичность производства отдельных товаров – производства и закупка отдельных потребительских товаров имеет сезонный характер. В сезон производства (например, крупы, овощи) можно закупить товар непосредственно у производителя по минимальным ценам. После завершения сезона основным поставщиком являются посредники, чьи цены значительно выше Наличие этого фактора обуславливает экономическую заинтересованность торговых предприятий в создании товарных запасов сезонного хранения.

4. Состояние конкуренции на рынке товарных ресурсов – чем выше степень конкуренции, тем большую свободу в выборе поставщиков и согласовании выгодных условий поставки имеет предприятие.

5. Добросовестность поставщиков по выполнению договоров поставки товарных ресурсов, состояние дисциплины поставок – чем добросовестнее поставщик товаров, тем меньше вероятность срыва графика поставок товаров, и соответственно и потребности в создании товарных запасов.

6. Уровень инфляционных ожиданий – чем выше темпы инфляции, тем больше заинтересованность предприятий в повышении размера запасов с целью защиты оборотных средств от инфляции и получения дополнительного дохода от опережающего роста цен на отдельные товары по сравнению с ростом инфляции.

Внутренние факторы.

1. Местонахождение торгового предприятия – чем «выгоднее» местонахождение предприятия (интенсивность потребительских потоков), тем выше скорость реализации товарных запасов и меньше потребность в них.

2. Объем товарооборота торгового предприятия – относительно большие торговые предприятия имеют возможность осуществлять торговую деятельность с меньшим уровнем товарных запасов, так как имеют возможность чаще завозить товар от поставщика, минуя посредников.

3. Специализация предприятия и структура товарооборота – товары имеют разное время обращения, количество разновидностей, поэтому увеличение в розничном товарообороте части непродовольственных товаров, товаров сложного ассортимента при прочих других условиях является фактором роста общего уровня товарных запасов.

4. Организация и частота завоза товаров – чем чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими запасами можно обеспечивать выполнение плана товарооборота и наоборот.

5. Площадь торгового зала и форма торгового обслуживания – чем больше площадь торгового зала, тем больший размер товарных запасов должен находиться непосредственно в торговом зале. При самообслуживании потребность в товарных запасах в торговом зале выше, чем через прилавок.

6. Состояние складского хозяйства – большая площадь складских помещений, наличие специализированного складского оборудования, соблюдение товарного соседства, специальные условия для хранения отдельных товаров позволяет создаваться (при необходимости) товарные запасы в больших размерах.

7. Организация коммерческой работы – состояние работы по изучению спроса, компетентность кадров, организация контроля за поступлением, реализацией и остатками товаров позволяет сократить расходы, связанные с формированием и хранением товарных запасов.

8. Финансовое состояние предприятия – формирование товарных запасов зависит от финансового состояния предприятия, его платежеспособности, финансовой стойкости, степени доверия партнеров.

 

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятия «товарный запас».

2. Какие причины обуславливают необходимость формирования товарных запасов?

3. Назовите показатели, которые используются для оценки состояния товарных запасов.

4. Перечислите факторы, оказывающие влияние на формирование товарных запасов.

5. Что представляет собой показатель уровня товарных запасов и времени обращения товаров?

 

Литература.

1. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.211-219)

2. Статистика [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО / В. С. Мхитарян, Т. А. Дуброва, В. Г. Минашкин; ред. В. С. Мхитарян. – 14-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. (с. 117-120).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: