Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации




Становление бюджетной системы характеризуется также и становлением принципов ее функционирования, которые отражены в БК РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

Принцип единства бюджетной системы означает, что:

- в основе разработки и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;

- бюджеты всех уровней исполняются на основе единого измерителя (национальная денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;

- используется единая классификация доходов и расходов бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

1.Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.

2.Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.

3.Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный).

Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

- принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

- принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

- принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

- принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в бюджетной системе субъектов РФ.

 

1.4. Состав бюджетной классификации

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджетов, а также источников покрытия их дефицитов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 19) бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию операций публично – правовых образований.

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В связи с изменениями внесенными в БК РФ в апреле 2007 г., все вопросы, касаемо классификации регулируются в ст. 18 – 23. Закон, действовавший с 1996 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» утратил силу. Бюджетная классификация имеет примерно тоже значение, что и план счетов бухгалтерского учета. Благодаря этому обеспечивается единство методологии учета всех доходов, всех расходов, источников покрытия дефицита и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: