Может ли государственная школа быть альтернативной, ищущей пути реализации другой педагогики?С педагогической точки зрения может. Но тогда она вынуждена быть по факту школой экспериментальной, и для нее важно быть более автономной, иметь возможность собственной инициативы, быть относительно менее зависящей от всеобъемлющего государственного централизованного управления массовым образованием. И тут важно насколько государство давать школе сколько-то степеней свободы. То есть очень зависит от состояния того или иного государства и его отношения к свободе своих граждан.
Так скажем, в 1990-е годы в России многие авторские школы были вполне себе государственными (например, «Школа самоопределения» в Москве или Лицей М.П.Щетинина в Текосе). Но мы знаем, что случилось с этими школами, когда государство сменило свой вектор развития.
Другим примером могут быть демократические школы в Израиле (совершенно «сумасшедшие» с точки зрения традиционного представления о том, какой должна быть школа). Их количество растет и они в большинстве своем вполне муниципальные.
А вдохновившая их основателей на создание таких школ знаменитая английская школа «Sammerhill» по-прежнему остается частной, и некоторое время назад имела серьезные проблемы с государством, которое пыталось ее закрыть из-за того, что дети там были не обязаны посещать все уроки.
Вобщем успешный опыт многих конкретных образовательных организаций (проектов), реализующих эти педагогические подходы на практике, показал – альтернативное образование может работать со всеми детьми.
Другое дело, что для того, чтобы реализовывать эти (поначалу всегда экспериментальные) практики нужно педагогам и родителям желать и уметь рисковать, и много работать, осваивая эти новые подходы. Далеко не все на это готовы.
Кроме того, опыт показывает, что педагогические практики не распространяются по приказу, массовым порядком. Только – через сообщество вовлеченных в новое дело людей, увлеченных этой новой перспективой, помогающих друг другу учителей и исследователей, родителей, методистов и управленцев, составляющих сообщества носителей новой практики, рискнувших войти в новое дело. И таких «первопроходцев» сразу очень много быть не может, но если они будут поддержаны государством и обществом, то альтернативное образование начнет распространяться от сообщества к сообществу, от человека к человеку… и у него будет шанс стать относительно массовым, устойчивым, для всех.
***
«… чтоб не пропасть поодиночке …»
И здесь, на мой взгляд, важно осознать, что самыми заинтересованными в развитии альтернативного образования должны быть, по идее, сами родители, педагоги, предприниматели, которые понимают, что для выращивания нового поколения нужно и новое образование (а совсем не государство). В этом смысле – активно возникающие «другие школы» - и есть ячейки того самого гражданского общества, которое само должно заботиться о собственном росте и устойчивости, поддержке возникающих проектов и сообществ. Но, конечно, это непросто делать поодиночке, нужно объединение усилий.
Так несколько альтернативных школ в 2018 году задумались о том, что стоит потратить некоторое количество усилий на появление сообщества школ. Для формирования сообщества важны общие дела. Так, кстати, и появилась идея фестиваля «Другие школы» – как одного из общих дел формирующегося сообщества альтернативных школ.
Зачем стоит объединять усилия, что сложно делать поодиночке, что можно и нужно попробовать делать совместно?
Ценность многообразия
Очень важно разъяснить людям, что школы могут быть разные и это нормально. Что многообразие – это хорошо. Что право выбора – и в образовании существует. Что разным детям (и родителям) подходят разные школы. Что выбирать место, способ, темп, компанию, маршрут обучения – это нормально. Я уж не говорю про то, что и содержание в разных программах может быть разным, и это не страшно.
Имидж альтернативного образования
Очень важно, чтобы в родительском, педагогическом, предпринимательском сообществах формировался позитивный имидж альтернативного образования; чтобы народ мог узнать о позитивных результатах работы альтернативных школ, да и просто хотя бы чтобы узнал – чтоб бывают альтернативные школы и что это не страшно. Как показывает опыт Фестиваля «Другие школы» - объединение усилий при реализации различных маркетинговых акций – весьма эффективно.
Ресурсы партнерства
Нужно научиться при организации образовательного процесса в школах использовать сетевые возможности - как школ-соратников, так и разнообразных партнеров в городе. Это существенно увеличит ресурсы альтернативных школ (в основном небольших по размеру и бюджетам) и, в том числе, позволит учебному процессу в школах быть еще качественнее.