Двойственная природа альтернативного образования




Другие школы. В поисках общего

Зачем объединяться альтернативным школам?

Нас спрашивают: «Зачем мы проводим фестиваль «Другие школы»? Думаю, что сначала нужно попробовать дать ответ на вопрос – кто такие эти «мы» и зачем эти «мы» вместе. Попробуем уточнить - в чем особенность «других школ». И зачем им объединяться.

 

Последние несколько лет такое явление общественно-педагогической жизни как альтернативное образование привлекает все больше внимания. Из маргинального явления оно становится частью моды, вокруг него ведутся дискуссии, ему посвящается все больше обсуждений в родительских сетях. Да и государство начинает активно интересоваться альтернативным образованием, поскольку не может допустить, чтобы большие группы людей (и что важно – большие потоки денег) выходили из-под его контроля.

Растет число образовательных проектов, декларирующих, что они выстраивают свой процесс в логике альтернативного образования.

Множатся и различные события, активно посещаемые новым поколением родителей, пытающихся разобраться – что же такое это «другое образование», чему и как будут учить их детей в «альтернативных школах». Перед родителями стоит непростая задача – из множества разнообразных проектов альтернативного образования выбрать тот, который будет родственен их ценностям, и в котором будет хорошо их ребенку. А если учесть что, «что такое хорошо» каждый понимает по–своему…

 

Для того, чтобы заинтересованные родители поближе познакомились с полифонией «других школ», проводится, в частности, и фестиваль «Другие школы», инициированный несколькими альтернативными школами, пытающимися объединить свои усилия с целью формирования сообщества школ. В 2019 году в Санкт-Петербурге успешно прошел первый такой фестиваль. На фестивале 2020 года себя будут представлять уже более 30 альтернативных образовательных проектов, называющих себя «другими школами».

В чем особенность этих «других школ» как явления, в чем их общность и зачем им собираться вместе?

 

***

Двойственная природа альтернативного образования

 

Внимательное исследование альтернативного образования как социально-педагогического явления приводит к пониманию следующего его важного свойства: альтернативное образование имеет двоякую природу своего порождения, и соответственно - двоякую перспективу своего воплощения в относительно массовой практике.

 

«Быть самими собой, быть разными»

С одной стороны, оно принципиально социокультурно (и субкультурно), в том смысле, что чаще всего инициаторами (и носителями) тех или иных практик альтернативного образования являются те или иные социокультурные сообщества.

Так, например, источником, основой, мотором появления в СССР физико-математических школ (в конце 1950-х годов однозначно альтернативных массовой школе) было сообщество академической (научно-технической) интеллигенции, желавшей организовать для своих детей (и с пользой для военно-промышленного комплекса страны) другое образование, чем тогда было массово государством принято.

А основной базой и заказчиками (а чаще всего и исполнителями) сегодняшнего бурного роста в России числа альтернативных школ (свободных, демократических, семейных, самонаправленных…) является новое поколение родителей, во многом люди либо вольных профессий, либо специалисты, связанные с IT-индустрией. И т.п.

Большинство проектов альтернативного образования – это инициатива конкретных людей, желающих (по тем или иным причинам) реализовать свой проект. Эти проекты альтернативного образования произрастают, чаще всего, из желания быть другими, быть разными, БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ, ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО. Для разных – детей и взрослых – создавать разные образовательные проекты.

И в этом смысле проекты альтернативного образования весьма личностны, они чаще всего имеют серьезное влияние своих основателей, для них принципиально быть достаточно автономными, независимыми. Все это довольно сложно реализовать внутри любой большой системы – в частности внутри бюрократической, неповоротливой государственной машины.

 

Опыт показал – альтернативное образование может быть возможным и полезным для разных детей. Но может ли оно быть – для всех?

В той логике, что все – разные, и всем нужно разное - да. Но насколько массовыми могут быть такие инициативы в государстве и обществе, не готовых принимать, поддерживать, обеспечивать такое разнообразие как норму? Ну, видимо, ровно настолько, насколько хватит сил этим самым социокультурным инициативам, и до тех пор, пока государство не закроет возможные лакуны инициативы, самостоятельности, независимости в образовании

 

«Другая педагогика для всех»

С другой стороны, большая часть практик альтернативного образования вырастала (и вырастает) из желания их инициаторов (чаще всего педагогов, психологов, исследователей, социальных деятелей) реализовать другую педагогику, необходимую для выращивания другого поколения людей, культивирования иных ценностей и культурных норм. И для этих людей как раз принципиально было, что они задумывают и реализуют педагогику для всех, которая может быть доступна всем детям. И опыт показал – существует множество альтернативных (с точки зрения педагогики) практик, в которых с успехом могут образовываться и воспитываться все дети, без конкретной привязки к тому или иному социокультурному сообществу (социальному слою, этнокультурной группе).

М.Монтессори, Р.Штайнер, А.Ривин, Д.Дьюи, Е.Шулешко, С.Шацкий, и многие другие не задумывали свои системы для каких-то отобранных элитных детей. Их позыв, их желание было – улучшить жизнь целого поколения детей. И они вели свои поиски ради этого, задумывая их, прежде всего, как способ помочь всем детям.

 

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: