Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем вместе» имеет социально-педагогическую направленность, стартовый уровень сложности содержания.
Программа ориентирована на решение практической задачи подготовки подростков к работе вожатыми, в частности, организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста, посещающих лагерь с дневным пребыванием.
Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста - 12-16 лет. Срок реализации программы – 1 месяц, трудоёмкость – 27 часов (18 аудиторных, 9 внеаудиторных часов).
Цель программы - развитие социальнойкомпетентности учащихся подросткового возраста посредством вкючения в специально организованное социальное действие.
В результате обучения, у подростков разовъётся способность самостоятельной организации деятельности (способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цель и планировать результат, анализировать и корректировать); будут сформированы навыки выстраивания эффективных межличностных и социальных отношений с учётом интересов, целей, потребностей собственных и других участников деятельности; они получат опыт успешного социального действия, позитивную мотивацию к саморазвитию, готовность использовать личностный ресурс в социально значимой деятельности.
Оглавление
Стр. | |
Пояснительная записка ……………………………………………………. | |
Актуальность программы……………………………………………… | |
Цель и задачи программы……………………………………………… | |
Планируемые результаты……………………………………………… | |
Учебно-тематический план ……………………………………………….. | |
Содержание программы ……………………………………………….….. | |
Контрольно-оценочные средства…………………………………………. | |
Условия реализации программы …………………………………………. | |
Список литературы ………………………………………………………… |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем вместе» (далее - программа) имеет социально-педагогическую направленность, стартовый уровень сложности содержания.
Актуальность программы определяется несколькими факторами. Во-первых, она ориентирована на достижение одной из приоритетных задач современного образования, зафиксированной в ФГОС, - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина, способного к организации собственной деятельности и сотрудничеству, владеющего навыками социальной деятельности. Программа «Играем вместе» позволяет подготовить и включить учащихся в социальную практику, в процессе которой они используют и развивают метапредметные навыки, личностные качества, составляющих основу социальной компетентности учащихся.
Программа «Играем вместе» разработана в рамках компетентностного подхода в образовании, её содержание представляет собой дидактический адаптированный социальный опыт решения проблем.
Во-вторых, программа удовлетворяет запросам системы образования города: в организации летнего отдыха детей города Омска сложилась практика привлечения старших подростков в качестве отрядных вожатых в пришкольных лагерях. Программа ориентирована на решение практической задачи подготовки подростков к работе вожатыми, в частности, организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста, посещающих лагерь с дневным пребыванием.
В-третьих, программа актуальна для подростков, поскольку позволяет удовлетворить возрастные потребности - в уважении и признании, в развитии и обучении через жизненную практику, в умении уверенно отстаивать своё мнение, в самовыражении и самореализации.
Отличительные особенности программы заключается в том, что она имеет модульную организацию содержания, предусмотривает внеаудиторную самостоятельную работу учащихся, реализуется с применением дистанционного обучения, обеспечивает нтенсивное погружение за счёт применения современных образовательных технологий.
Программа рассчитана на учащихся подросткового возраста - 12-16 лет, мотивированных на работу вожатыми в пришкольных лагерях. Для учащихся обозначенного возрастного диапазона характерно становление личности, чувство взрослости, выражающееся в стремлении к равноправию со взрослыми, к самостоятельности. Авторы-составители при разработке программы учитывали, что учащиеся освоили ФГОС начального общего образования, поэтому имеют опыт работы с информацией, начальные навыки рефлексии, опыт решения проблемных ситуаций, учебного сотрудничества. Кроме того, адресатом программы являются активные подростки, с высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, ориентированные на работу вожатыми в детских пришкольных лагерях.
Для освоения программы принимаются все желающие дети в обозначенном возрастном, диапазоне без предварительного отбора. Программа может быть реализована также для организованных групп учащихся, планирующих работу вожатыми (по заявкам общеобразовательных учреждений).
Срок реализации программы – 1 месяц, трудоёмкость – 27 часов (18 аудиторных, 9 внеаудиторных часов).
Аудиторные занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся чередуется с аудиторными занятиями.
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Форма организации детского объединения – учебная группа.
В процессе реализации программы гибко сочетаются различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая (в т.ч. мелкогрупповая), фронтальная.
Формы организации образовательного процесса: учебное занятие, дискуссия, мозговой штурм, исследование, защита, практикум, встреча с мастером, аукцион идей, стажировка, круглый стол, самостоятельная работа учащихся. Сообразно формам организации образовательного процесса, учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности: в ходе решения практических и теоретических задач, учащиеся занимаются поиском информации, анализируют, осмысливают, интерпретируют информацию, рассуждают, генерируют идеи, планируют, участвуют в обсуждении, формулируют и отстаивают собственное мнение, вырабатывают групповое решение, защищают продукт своей деятельности, оценивают себя и другого, включаются в практическую работу по организации и проведению игр в детском коллекиве.
Реализуя принципы деятельностного подхода, в процессе реализации программы используются педагогические технологии и приёмы, обеспечивающие активную субъектную позицию учащихся, в том числе – технология взаимообучения, исследования частного случая, проблемное обучение, кейс-технология, учебная дискуссия, портфолио. В связи с тем, что в освоении программы участвуют мотивированные, активные, обладающие опытом работы с информацией учащиеся, предусмотрен большой объём самостоятельной внеаудиторной работы учащихся. После первой встречи учащимся даётся задание, результаты которого понадобятся им в течение следующих занятий. В дальнейшей работе используется технолоогия «перевернутого» обучения - новый материал учащиеся осваивают самостоятельно, на очном занятии осуществляется работа с освоенным содержанием – интерпретация, применение и пр, происходит отработка практических навыков. Дистанционное взаимодействие в рамках реализации программы, обеспечивающее внеаудиторную самостоятельную работу учащихся, осуществляется с использованием сетевых ресурсов (онлайн сервисы, группа в контакте), а также посредством электронной почты и мессенджеров.
Состав учебной группы постоянный, количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Структурно программа включает два образовательных модуля, стажировку и итоговое занятие. Модуль «Основы игротехники» направлен на формирование компетенций в области организации игровой деятельности, модуль «Мастерство общения» ориентирован на формирование компетенций, связанных с организацией игрового взаимодействия, разрешения конфликтов. Стажировка направлена на отработку практических навыков, проводится на учебных группах (младшего школьного возраста) детских объединенияй Дома тетского творчества, либо (в случае реализации программы в летний период) в отрядах пришкольного лагеря.
Цель: развитие социальнойкомпетентности учащихся подросткового возраста посредством вкючения в специально организованное социальное действие.
Задачи:
- развивать способность самостоятельной организации деятельности (способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цель и планировать результат, анализировать и корректировать);
- развивать навыки выстраивания эффективных межличностных и социальных отношений с учётом интересов, целей, потребностей собственных и других участников деятельности;
- формировать опыт успешного социального действия подростков, позитивную мотивацию к саморазвитию, готовность использовать личностный ресурс в социально значимой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты: после окончания обучения по программе учащийся:
- будет иметь позитивную мотивацию к саморазвитию, установку на социально одобряемые формы самовыражения и самореализации;
- будет проявлять готовность использовать личностный ресурс в социально значимой деятельности.
Метапредметные результаты: после окончания обучения по программе учащийся:
- получит опыт группового и самостоятельного определения целей, составления планов деятельности, принятия решений;
- будет критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из разных источников;
- будет применять средства информационных и коммуникационных технологий в решении учебных задач;
- научится учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- будет успешно выстраивать речевые всказывания с учётом вербальных и невербальных средств общения, научится аргументировать собственную позицию;
- освоит навыки рефлексии собственных действий, осознания ответственности за свои деятельность.
Предметные результаты: после окончания обучения по программе учащийся:
- освоит способы эффективного взаимодействия с детьми младшего возраста;
- освоит технологию организации игровой деятельности (подбор игры с учётом возраста, подготовка инвентаря и реквизита, места проведения игры, мотивация на участие в игре, объяснение правил игры и техники безопасности, организация участников (распределение ролей, деление на команды), руководство игрой (наблюдение за действиями участников, исправление ошибок, решение конфликтов), подведение итогов).
По итогам реализации программы учащиеся получают сертификат о прохождении обучения по ДООП «Играем вместе».
Учебно-тематический план
№ | Название учебного элемента | Количество часов | ||
Всего | Внеауди-торных | Ауди-торных | ||
1. | Модуль 1. Основы игротехники | |||
У.Э.1.1. | Вводное занятие. Кто такой игротехник? | |||
У.Э.1.2. | Игры на знакомство, игры-кричалки | |||
У.Э.1.3. | Игры на сплочение | |||
У.Э.1.4. | Подвижные игры | |||
У.Э.1.5. | Игры на внимание, логику, мышление | |||
2. | Модуль 2. Мастерство общения | |||
У.Э.2.1. | Секреты успешного общения | |||
У.Э.2.2. | Организация игрового взаимодействия | |||
3. | Стажировка | |||
4. | Итоговое занятие | - | ||
Итого часов: |
Содержание программы
Модуль 1. Основы игротехники.