Плюсы и минусы вступления России в ГАТТ




Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член» организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО.

Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция и будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей, Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна: во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами - членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на. 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

 

Итоги присоеденения

Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.

Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.

После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.

Среди “плюсов” присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых “правил игры” для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 149 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.

В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.

Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза.

Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.

Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) давно является частью нашей правовой системы.

Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.

Эти предположения далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.

 

Заключение

Вступление в ВТО потребует общего оздоровления внешнеэкономической деятельности, что будет только способствовать улучшению имиджа России. Решение этой задачи потребует применения комплекса мер, среди которых называются следующие:

• создание механизма эффективного контроля и участия государства в ценообразовании естественных монополий;

• обеспечение «прозрачности» естественных монополий, их тарифной политики и финансовых потоков;

• повышение эффективности контроля за экспортом энергоносителей и металлов, в том числе, возможно, и через обязательное осуществление внешних расчетов по этим товарам через банки с государственным участием;

• создание механизма противодействия занижению экспортных цен российскими экспортерами, в том числе - через восстановление государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставление с издержками и ценами конкурентов (это может облегчить переговоры с ВТО по антидемпинговым процедурам для российского экспорта).

Российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения других стран, если они нарушают справедливую тарифную политику. Например, устанавливают высокие импортные и сертификационные пошлины на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к потере их конкурентоспособности.

Присоединение России к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям. Прежде всего, это — защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг. Прежде всего, по оценкам аналитиков, пострадают от наплыва западных конкурентов российский агропромышленный комплекс, текстильная промышленность и авиастроение. Ведущие страны-члены ВТО заинтересованы в принятии России в свой круг, поскольку это облегчит доступ их предприятиям на рынок РФ и к ее природным ресурсам. При этом они стремятся добиться от России максимальных уступок по открытию ее внутреннего рынка и возможно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний.

 

3.Список используемой литературы:

[1] Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, – 2006. – С. 25.

[2] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С. 67.

[3] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С. 70.

[4] Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, –2007. – С.12.

[5] Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, –2007. –С.14.

[6] Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, – 2006. – С.32.

[7] Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, – 2006. – С. 33.

[8] Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, – 2006. – С. 34.

[9] Ливенцев Н.Н. Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Приор. 2002. – 287с.;

[10] Шевченко И.В. Возможные последствия вхождения России в ВТО для малого бизнеса // Финансы и кредит. 2004. №27. с.27-33;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: