ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для практических занятий
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов всех специальностей и форм обучения
г. Тюмень
2008 г.
Утверждено редакционно-издательским советом
ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Старикова, Г. В., Исследование индивидуально-психологических свойств личности: Методические указания к практической работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и форм обучения / Г. В. Старикова, Т. Ю. Телушкина – Тюмень: «Нефтегазовый университет», 2008 – 32 с.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет
2008 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Цели работы:
1. Изучить индивидуально-психологических свойства личности
2. Познакомится с методом обобщенных независимых характеристик
3. Построить психограммы личности и профессии, выявить профессионально-значимые свойства, сделать вывод о соответствии личности требованиям профессии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Метод обобщенных независимых характеристик", разработанный К.К. Платоновым, заключается в обобщении суждений о личностных свойствах изучаемого человека. По этому методу ряду лиц, хорошо его знающих – коллег, одногруппников – ставятся вопросы об особенностях деятельности, поведения, с опорой на типичные случаи из жизни оцениваемого работника. Обобщение оценок позволяет нейтрализовать случайные суждения, в то же время устойчивые формы поведения отражаются в стабильности оценок. В конечном счете здесь имеет место способ оценки свойств "по жизненным показателям", получивший давнее признание в психологии труда.
Определение индивидуально-психологических свойств личности
В исследовании используется "Модифицированная карта личности" (таблица 3), построенная по принципу полярных профилей, в которой отражены индивидуально-психологические профессионально важные свойства. Каждое свойство оценивается по десятибалльной шкале.
Проводящий исследование не предлагает эксперту "поставить оценку" за то или иное свойство личности, а выясняет, насколько выражено это свойство, как часто проявляется и на этом основании определяет место по шкале.
Одного человека оценивают несколько хорошо знающих его людей (обычно 5-7 человек). При этом уменьшается роль случайности, усредняются крайние оценки. Результаты анкетирования можно оформить в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Протокол результатов экспертных оценок свойств личности
Пункты по карте | Баллы | Средний балл | Свойства личности | |||||
2а | 6,6 | 6,95 | психомоторные | |||||
2б | 6,6 | |||||||
2в | 6,0 | |||||||
2г | 8,6 | |||||||
9а | коммуникативные | |||||||
9б | ||||||||
… |
Таблица 3 – Модифицированная карта личности
Подвижный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Медлительный (2 а) |
Ловкий | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неуклюжий (2 б) |
Пластичный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Резкий, угловатый(2 в) |
Движения рассчитаны | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Суетлив (2 г) |
Общительный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Замкнутый (9 а) |
Красноречивый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Косноязычный (9 б) |
Тактичный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Бестактный (9 в) |
Разговорчивый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Молчаливый (9 г) |
Непринужденный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Скованный (9 д) |
Решительный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Нерешительный (8 а) |
Настойчивый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уступчивый (8 б) |
Мужественный, смелый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Робкий, малодушный(8 в) |
Стабильный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Импульсивный (8 г) |
Целеустремленный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Разбросанный (8 д) |
Дисциплинированный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неорганизованный(8 е) |
Спокойный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Нетерпеливый (8 ж) |
Энергичный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Вялый (8 з) |
Речь содержательная | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Речь малосодержательная (10 а) |
Речь выразительная | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Речь бледная (10 б) |
Умеет логично доказать | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Нелогичен (10 в) |
Жизнерадостный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Унылый (7 а) |
Невозмутимый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Вспыльчивый (7 б) |
Спокойный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Тревожный (7 в) |
"Толстокожий" | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Обидчивый (7 г) |
Впечатлительный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Равнодушный (7 д) |
Быстро запоминает | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Медленно запоминает (4 а) |
Долго помнит | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Быстро забывает (4 б) |
Точно вспоминает | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Вспоминает общий смысл (4в) |
Умеет быстро вспоминать | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Не умеет быстро вспоминать (4 г) |
Понятливый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Бестолковый (6 а) |
Вдумчивый | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Поверхностный (6 б) |
Критичный ум | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Некритичный ум(6 в) |
Сообразительный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Тупой (6 г) |
Рассудительный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Легкомысленный (6 д) |
Гибкое мышление | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Инертное мышление(6 е) |
Сосредоточенный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Рассеянный (3 а) |
Внимательный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Невнимательный (3 б) |
Высокое распределение внимания | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохое распределение внимания(3в) |
Хорошее переключение внимания | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохое переключение внимания(3г) |
Яркое воображение | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Бледное воображение (5 а) |
Богатое воображение | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Бедное воображение (5 б) |
Мечтательный | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Практичный (5 в) |
Хороший глазомер | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохой глазомер (1 а) |
Острое зрение | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохое зрение (1 б) |
Острый слух | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Плохой слух (1 в) |
Есть музыкальный слух | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Нет музыкального слуха (1 г) |
Тонкое обоняние | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Притупленное обоняние (1 д) |
Тонкая вкусовая чувствительность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Притупленный вкус (1 е) |
Тонкое осязание | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Низкая чувствительность осязания (1ж) |
Свойства личности, соответствующие пунктам по карте, представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Свойства личности
Пункты по карте | Свойства личности |
1 а - 1 ж | сенсорные |
2 а - 2 г | психомоторные |
3 а - 3 г | аттенционные |
4 а - 4 г | мнемические |
5 а - 5 в | имажинитивные |
6 а - 6 е | мыслительные |
7 а - 7 д | эмоциональные |
8 а - 8 з | волевые |
9 а - 10 в | коммуникативные |
Оценка профессионально значимых свойств
Профессионально значимые свойства субъекта труда - это такие характеристики человека, от которых зависит успешность и безопасность его профессиональной деятельности. В качестве профессионально-значимых свойств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности, т.е. свойства индивида, опосредованные отношениями личности.
Группе студентов, выбравших данную специальность, предлагается анкета, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Испытуемые должны оценить значение каждого из названных свойств для своего вида деятельности (своей будущей профессии).
На каждый вопрос следует дать ответ при помощи шкалы от 1 до 10: 10 – если данное свойство совершенно необходимо для работы данной специальности и соответственно 1 – если оно безразлично. Результаты оформляются в виде таблицы 5.
Таблица 5. Протокол результатов оценки профессиональных свойств
№ вопр. | Баллы | Средний балл | Свойство |
1-10 | 10,8,9,7…. | аттенционные | |
11-19 | мнемические | ||
20-29 | психомоторные | ||
30-34 | сенсорные | ||
35-39 | имажинитивные | ||
40-48 | мыслительные | ||
49-55 | эмоциональные | ||
56-66 | волевые | ||
67-81 | коммуникативные |
Анкета
1. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
2. Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач.
3. Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете.
4. Способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
5. Способность вести наблюдения за большим количеством переменных исследуемого объекта одновременно.
6. Умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте.
7. Умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы.
8. Тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека.
9. Способность к самонаблюдению.
10. Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание.
11. Способность тут же точно передать раз услышанное.
12. Способность легко запоминать словесно-логический материал (термины, даты, цифры).
13. Способность легко запоминать наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения, графики).
14. Способность к непроизвольному запоминанию материала.
15. Способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала.
16. Общая память на внешность и поведение человека.
17. Способность точно воспроизводить материал в нужный момент.
18. Способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков.
19. Способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала.
20. Согласованность движений с процессами восприятия.
21. Устойчивость к статическим нагрузкам.
22. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.
23. Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений.
24. Красивый почерк.
25. Согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях (синхронные, последовательные, разнотипные).
26. Быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления посредством определенных движений.
27. Быстрота и точность пальцев рук.
28. Пластичность и выразительность движений.
29. Умение быстро записывать.
30. Умение узнавать и отличать различные цвета.
31. Глазомерное определение расстояний, углов, размеров.
32. Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру.
33. Способность к различению перепадов температуры.
34. Способность к быстрому распознаванию небольших отклонений от заданной формы.
35. Способность наглядно представить себе новое, ранее не встречающееся в опыте, или старое, но в новых условиях.
36. Способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности.
37. Способность находить новые и необычные решения.
38. Способность видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный.
39. Способность к переводу образа из одной модальности в другую, к воссозданию образа по словесному описанию.
40. Способность рассматривать проблему с нескольких различных точек зрения.
41. Аргументированность критического анализа.
42. Способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме.
43. Способность отбросить обычные, стандартные методы и решения, ставшие негодными, и искать новые, оригинальные решения.
44. Умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения данной задачи.
45. Чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено.
46. Способность видеть дальше непосредственно данного и очевидного.
47. Умение определять характер информации, недостающий для принятия решения.
48. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации или отсутствии времени на ее осмысление.
49. Постоянство хорошего настроения.
50. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
51. Умение найти привлекательные стороны в любой работе.
52. Увлеченность поиском решения вопроса.
53. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.
54. Уравновешенность, самообладание при конфликтах.
55. Способность передавать другим людям свое настроение, эмоциональный заряд.
56. Быстрая адаптация к новым условиям.
57. Умение заставить себя делать неинтересную, но необходимую работу.
58. Умение отстаивать свою точку зрения.
59. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания.
60. Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества и снижения темпа.
61. Упорство в преодолении возникающих трудностей.
62. Способность к длительному сохранению высокой активности (энергичность).
63. Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц.
64. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях.
65. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности.
66. Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение.
67. Умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса).
68. Умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме (отчет, доклад, выступление).
69. Умение вести научную беседу, спор, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения.
70. Сильный, звучный и выносливый голос.
71. Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция.
72. Способность произвольной передачи своих представлений или чувств с помощью жестов, мимики, изменения голоса.
73. Способность понимать подтекст речи (иронию, шутку).
74. Умение вести деловую беседу, переговоры.
75. Умение доходчиво довести до слушателя свои мысли и намерения.
76. Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния индивидуальных особенностей собеседника.
77. Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.
78. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие.
79. Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.
80. Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
81. Умение дать объективную оценку действиям других людей.