Анализ финансового положения предприятия




Глава 8

ПЛАНИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВ

8.1. Цели, задачи и функции
финансового планирования

Финансовый план предприятия — это документ, отражающий
объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую-
щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая
платежи в бюджет на планируемый период [9].

Рыночная экономика существенно изменила методологию фи-
нансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном ме-
ханизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая
роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной
деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный ха-
рактер. Процессы формирования, распределения и использования
фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой са-
мих предприятий. Новая методология финансового планирования и
контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъек-
тами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры фи-
нансового планирования упростились. В то же время значительно по-
высилась ответственность финансовых работников предприятий за
качество принятых плановых решений. Увеличился риск при форми-
ровании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или
стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансо-
вых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и
тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных
инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.
Рыночная концепция управления предприятиями вызвала подлин-
ный интерес руководителей и специалистов к зарубежным моделям
финансового планирования. Владение этими моделями, средствами и
методами финансового планирования вошло в число основных про-
фессиональных требований, предъявляемых к руководителям и спе-
циалистам предприятий и объединений.

финансовое планирование охватывает широкий спектр фи-
нансовых отношений. Сюда входят следующие отношения:

• между предприятием и различными субъектами хозяйство-
вания в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при ком-
мерческом кредитовании;

• собственниками предприятия, трудовыми коллективами и от-
дельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

• субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и
самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и
хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и
распределении централизованных фондов финансовых ресурсов,
предназначенных для решения общих задач;

• предприятиями, объединениями и Государственным бюдже-
том при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и по-
лучении ассигнований из бюджета;

• предприятиями и коммерческими банками при получении и
погашении ссуд и при уплате процентов за кредит;

• предприятиями и страховыми организациями при страхова-
нии имущества предприятий.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет за-
ранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприя-
тия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они
служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и
тактическим планами. Основная цель финансового планирования
состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы пред-
приятия с финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие
задачи:

• определяются источники и размеры собственных финансо-
вых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисле-
ния, устойчивые пассивы и др.);

• принимаются решения о необходимости привлечения внеш-
них финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получе-
ния кредитов, займов;

• определяется потребность предприятия в финансовых ре-
сурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации
пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нуж-

 

 

Глава 8 \

ды или вложение их в другие предприятия и организации с целью
получения дивидендов, процентов, прибыли;

• уточняется целесообразность и экономическая эффектив-
ность планируемых инвестиций;

• выявляются резервы рационального использования про-
изводственных мощностей, основных фондов и оборотных
средств в целях максимально возможного повышения эффектив-
ности производства, его рентабельности, получения прибыли;

• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с Го-
сударственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется
планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятель-
ные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на
крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить
подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования,
анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации
расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

Функции финансового отдела в области планирования:

составление проектов финансовых планов предприятия со
всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобили-
зации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального
использования ресурсов;

• составление и представление в установленные сроки кредит-
ных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их
рассмотрении;

• участие в составлении плана реализации продукции в денеж-
ном выражении. Определение плановой суммы балансовой при-
были на год и по кварталам и показателей рентабельности;

• составление совместно с планово-экономическим отделом
плановых расчетов различных фондов, образуемых из чистой при-
были, и участию в составлении смет их расходования;

• определение плановой суммы амортизационных отчислений
с разделением их на полное восстановление (реновацию) основ-
ных фондов и капитальный ремонт;

• участие в определении потребности собственных оборотных
средств по элементам и расчету нормативов оборотных средств;

• составление плана финансирования капитального ремонта
основных фондов;

Планирование финансов 291

• составление плана распределения балансовой прибыли и аморти-
зационных отчислений;

• участие в составлении плана финансирования НИОКР;

• выполнение расчетов по предъявлению претензий поставщикам
и подрядчикам;

• распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;

• доведение показателей финансового плана и вытекающих из него
заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия;

• составление на месяц и внутримесячные периоды оперативных
финансовых планов;

• составление оперативных планов реализации продукции в денеж-
ном выражении и планов по прибыли;

• участие в составлении оперативных графиков отгрузки товарной
продукции;

• контроль за завозом товарно-материальных ценностей с целью
предупреждения накапливания сверхнормативных запасов;

• обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов;

• обеспечение платежей в Государственный бюджет; уплата про-
центов по ссудам; взносы собственных средств в централизованные от-
раслевые фонды; выдача заработной платы персоналу предприятия; оп-
лата счетов поставщиков и подрядчиков; финансирование затрат, пред-
усмотренных планом; осуществление операций по счетам предприятия
в банках;

• ведение ежедневного оперативного учета: реализация продукции,
прибыль от реализации и других финансовых показателей; отказ поку-
пателей от акцепта платежных требований; выполнение других показа-
телей финансового плана.

8.2. Содержание финансового плана

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса дохо-
дов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

• доходы и поступления средств;

• расходы и отчисления средств;

• платежи в бюджет;

• ассигнования из бюджета.

Структура финансового плана приведена в табл. 8.1.

 

В связи с тем, что состав показателей финансового плана мо-
жет быть различной степени детализации, форму финансового
плана рекомендуется согласовать с вышестоящей организацией, а
также органами, куда он может представляться (финансовые и на-
логовые органы). При этом следует помнить, что чем детальнее
раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обос-
нованность принятых финансовых плановых решений.

Финансовый план составляется на основе следующих
данных:

• фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число пла-
нируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируе-
мому периоду;

• показателей плана производства и реализации продукции;

• сметы затрат на производство или свода расходов предприя-
тия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-
бытовой сферы предприятия,

• данных об объемах планируемых инвестиций и капиталь-
ных вложений;

• сведений о движении основных фондов и оборотных
средств;

• расчетов отпускных цен;

294 Глава 8

• норм амортизационных отчислении;

• нормативов собственных оборотных средств;

• ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные
фонды;

• лимитов расходов по отдельным статьям, например, на фир-
менную одежду, представительские и командировочные расходы,
плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду;

• результатов анализа выполнения плана за предшествующий
период;

• условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками
материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам.

8.3. Методика разработки финансового плана

Алгоритм составления финансового плана включает следую-
щие этапы:

• анализ финансового положения предприятия;

• планирование доходов и поступлений;

• планирование расходов и отчислений;

• проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).
Рассмотрим содержание указанных этапов.

Анализ финансового положения предприятия

Основные задачи анализа финансового положения предприятия:

• определение меры влияния объективных и субъективных
факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

• оценка финансового положения предприятия и факторов его
изменения;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделе-
ний по выполнению показателей финансового плана;

• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дис-
циплины;

• выявление резервов повышения рентабельности и разработ-
ка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Планирование финансов 295

В процессе финансового анализа исследуются:

• наличие, состав и структура средств предприятия, причины
и последствия их изменения; наличие, состав и структура источни-
ков средств предприятия, причины и последствия их изменения;

• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных
активов;

• дебиторская задолженность;

• эффективность использования средств.

• В конечном счете такой анализ должен позволить прогнози-
рование возможных финансовых результатов, исходя из реальных
условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Основным источником информации для анализа финансового
положения предприятия является бухгалтерский баланс, формы
бухгалтерской отчетности: "Отчет о прибылях и убытках" (форма
№ 2); "Приложение к балансу предприятия" (форма № 3); а также
данные текущего учета.

Финансовое положение характеризуется системой таких пока-
зателей, как текущая и перспективная платежеспособность, обора-
чиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффектив-
ность их использования и др. Методика финансового анализа под-
робно изложена в работах [2, 8, 12]. Следует отметить, что
финансовый анализ, проводимый в процессе обоснования плано-
вых решений, имеет свои особенности. Начинается он с анализа
активов предприятия.

В процессе анализа активов предприятия исследуется их на-
личие, состав, структура, динамика. Выясняется, насколько увели-
чилась или уменьшилась общая сумма средств предприятия в
предплановом году, как изменилось распределение средств между
долгосрочными и текущими активами.

Долгосрочные активы это вложение средств в недвижи-
мость, ценные бумаги (акции, облигации других субъектов хозяй-
ствования и государства), уставные капиталы совместных пред-
приятий. К долгосрочным активам относятся и нематериальные
активы. Их анализ позволяет оценить степень риска вложения в
них средств, гудвилл (превышение покупной цены над балансо-
вой), а также их ликвидность.

 

 

296 Глава 8

Особый акцент необходимо сделать на анализе структуры те-
кущих активов.
Следует установить, как изменился в структуре
удельный вес материальных оборотных средств (производствен-
ных запасов, незавершенного производства, готовой продукции,
товаров отгруженных); денежных средств (наличности, краткос-
рочных ценных бумаг); дебиторской задолженности и прочих ак-
тивов (расходов будущих периодов и др.). В процессе анализа важ-
но выявить негативные факторы, ухудшившие их структуру в от-
четном периоде, для того чтобы устранить действие этих факторов
в планируемом периоде и разработать эффективную финансовую
стратегию.

Финансовый план должен иметь свою стратегию, которая
формируется под воздействием множества внешних и внутренних
факторов. К числу важнейших из них следует отнести следующие:

• инфляцию. С инфляционным изменением цен связана обо-
рачиваемость оборотных фондов: чем медленнее их оборачивае-

мость, тем больше будет завышена прибыль;

• структуру активов (распределение на денежные и неденеж-
ные). В период инфляции выгоден рост денежных пассивов и не-
выгоден рост денежных активов. Поэтому выгодно занимать день-
ги и вкладывать их в материальные средства;

• способы финансирования. Чем больше долг под фиксиро-
ванные проценты и чем больше срок, тем надежнее защита акти-
вов предприятия от инфляции.

• уровень производственных запасов. Увеличение удельного
веса производственных запасов может привести к потере потреби-
тельских свойств сырья, материалов, полуфабрикатов и снижению
качества продукции. Кроме того, отвлечение средств в запасы яв-
ляется одной из причин неустойчивого финансового положения.
Уменьшение запасов приводит к дефициту сырья, материалов,;

комплектующих изделий и срывов производственного графика.;

Поэтому эффективная стратегия базируется на оптимизации уров-
ня материальных запасов.

Важное место при анализе текущих активов отводится деби-?
•горской задолженности, поскольку она является иногда значи-е|
тельной частью оборотных средств. Здесь необходимо изучить из-

 

Планирование финансов 297

менение как абсолютной суммы, так и структуры дебиторской за-
долженности. Анализ должен проводиться в разрезе следующих
статей дебиторской задолженности: расчет с покупателями и за-
казчиками; расчеты по векселям полученным; расчеты по авансам
выданным; расчеты по претензиям; расчеты по внебюджетным
платежам; расчеты по оплате труда; расчеты с дочерними пред-
приятиями и другие расчеты. В ходе анализа необходимо устано-
вить возможность возврата дебиторской задолженности в плани-
руемом периоде. Эта возможность характеризуется качеством де-
биторской задолженности (вероятность получения в полном.
объеме) и ликвидностью (скорость превращения задолженности в
денежные средства).

Анализ пассивов. В процессе анализа пассивов должна быть да-
на оценка собственных и заемных источников средств предприятия.
Данный анализ должен проводиться в разрезе следующих источни-
ков средств: собственные (уставный капитал, резервный фонд, фон-
ды специального назначения, резервы по сомнительным долгам, ре-
зервы предстоящих расходов и платежей, целевое финансирование,
арендные обязательства, расчеты с учредителями, нераспределен-
ная прибыль); заемные (долгосрочные финансовые обязательства,
долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, краткосроч-
ные финансовые обязательства, краткосрочные кредиты, краткос-
рочные займы, расчеты и прочие краткосрочные пассивы).

Необходимо выяснить, насколько выросли или уменьшились
источники, как изменилось соотношение собственных и заемных
источников средств. Следует иметь в виду, что в условиях рыночной
экономики нормальной считается доля собственных источников в
общей величине источников, равная 60 %. Отношение собствен-
ных источников к их общей величине принято называть коэффи-
циентом собственности. Именно такая величина этого коэффици-
ента делает предприятие привлекательным для инвесторов.

Важной составляющей анализа является установление соот-
ветствия долгосрочных и нематериальных активов источни-
кам их покрытия,
а также изучение источников финансирования
текущих активов. Необходимо выявить, снизилась или увеличи-
лась доля собственных источников в формировании основных и

 

298 Глава 8

оборотных средств, на какую сумму в качестве недостающих ис-
точников были привлечены краткосрочные финансовые обяза-
тельства, т.е. кредиторская задолженность.

Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда уставный капи-
тал используется для финансирования оборотных активов. Сумма
уставного капитала, направленная на финансирование оборотных
средств, определяется как разность между уставным капиталом и
суммой собственных источников, вложенных в долгосрочные и не-
материальные активы. Конечной процедурой анализа является уста-
новление факторов, повлиявших на изменение величины собствен-
ных оборотных средств, с целью отражения их в финансовом плане.

Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задол-
женности.
Необходимо четко сформулировать причины креди-
торской задолженности.

Для этого кредиторскую задолженность целесообразно струк-
турировать на следующие составляющие:

• за товары, работы и услуги;

• по векселям выданным;

• по авансам полученным;

• по страхованию;

• по внебюджетным платежам;

• с бюджетом;

• по оплате труда и отчислениям на социальные нужды; •

• с дочерними предприятиями.

Сказанное позволяет сделать сравнительный анализ дебитор-
ской и кредиторской задолженности на начало планируемого пе-
риода и наметить мероприятия по их снижению.

В заключение проводится оценка платежеспособности и фи-
нансовой устойчивости предприятия.

Платежеспособность может быть оценена с помощью следу-
ющих показателей:

• коэффициента текущей ликвидности;

• коэффициента критической ликвидности;

• коэффициента абсолютной ликвидности;

• коэффициента обеспеченности собственными средствами;

• коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.

 

Финансовая устойчивость отражает перспективную плате-
жеспособность предприятия, что очень важно для планирования
финансов, и оценивается рядом коэффициентов, характеризую-
щих соотношение заемного, собственного и общего капитала.

Сюда входят следующие показатели:

• удельный вес заемных средств в общем капитале;

• удельный вес заемных средств в собственном капитале;

• доля привлечения долгосрочных кредитов и займов для фи-
нансирования активов наряду с собственными средствами;

• коэффициент маневренности собственных средств;

• коэффициент накопления амортизации;

• коэффициент соотношения реальной стоимости основных
средств к общей сумме средств;

• коэффициент соотношения реальной стоимости основных
средств и материальных оборотных с общей суммой средств;

• способность предприятия оплатить проценты по кредитам.
Методика расчета указанных показателей приведена в книге

"Анализ хозяйственной деятельности в промышленности" под

общ. ред. В.И. Стражева [2].

Планирование доходов и поступлений средств

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на
основе расчетов движения денежных потоков предприятия на плани-
руемый период. Расчет планового движения денежных средств в пла-
нируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными
потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной дея-
тельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать
размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на
этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а
также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия
являются:

• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

• амортизационные отчисления;

• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, посто-
янно находящаяся в распоряжении предприятия);

 

 

Глава 8

• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с
временно свободной денежной массой;

• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юри-
дических и физических лиц;

• долгосрочные банковские кредиты;

• займы;

• пожертвования и благотворительные взносы;

• поступления от делового участия в строительстве;

• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительс-
тва (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйствен-
ным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости
этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

Рассмотрим методику планирования основных источников до-
ходов и поступлений.

7. Прибыль.

План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и услови-
ях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с
предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полно-
го и всестороннего учета влияния изменения цен, использования
отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия
между перспективным и текущими планами предприятия расчеты
прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях
предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом
необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения
цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов
на издержки производства и прибыль.

Конечным финансовым результатом является балансовая
прибыль.
Она включает:

• прибыль от реализации продукции, выполнения работ и ока-
зания услуг основного производства;

• прибыль от прочей реализации, в частности основных фон-
дов и другого ненужного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рас-
считывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раз-

 

 

дельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды дея-
тельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную сто-
имость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов
как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пе) можно опре-
делить по следующей формуле:

(8.1)

где Врi — выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных
ценах предприятия, млн р.; Офi — отчисления во внебюджетные
фонды, включаемые в отпускную цену /-и продукции, млн р.; Наi —
акцизный налог, млн р.; НДСi — налог на добавленную стоимость,
млн р.; Сi — полная себестоимость i-й реализуемой продукции,
млн р.; n — количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести мето-
дом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последу-
ющим суммированием результата в целом по предприятию. Ре-
зультаты расчетов следует свести в табл. 8.2.

Показатели в табл. 8.2 отражают последовательность и логику
выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации
конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереа-
лизованной продукции на начало планируемого года (конец отчет-
ного года — года, предшествующего планируемому).

В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактуро-
ванных поставках (не оформленных транспортными и платежны-
ми документами), если такое имеет место, и на ответственном хра-
нении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой
продукции на начало планируемого года можно взять из данных
бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансово-
го плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они,
как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на
конец отчетного года рассчитываются, исходя из прогнозных оце-
нок факторов, влияющих на их уровень, например, изменения
объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бар-
терных поставок, платежеспособного спроса.

 

 

 

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой про-
дукции на конец планируемого года, так называемые выходные
остатки. Они рассчитываются, исходя из среднесуточного выпус-
ка продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по
формуле:

(8.2)

где П т годовой объем товарной продукции в отпускных ценах
предприятия, млн руб.; Но — норматив остатков готовой продук-
ции на складе, дней; 360 —расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и
конец планируемого года и объема товарной продукции, рас-
считанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, оп-
ределяется объем реализованной продукции (по полной себе-
стоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реа-
лизации данного вида продукции. Величина дохода (Дв) рассчи-
тывается как сумма дохода от реализации товарной продукции
(Двт) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируе-
мого года (Двн) за минусом дохода в остатках на конец планируе-
мого года (Двк) по формуле:

(8.3)
Величина дохода по каждому виду продукции (Двi) рассчиты-
вается на основе плана производства, плана изменения остатков
готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы зат-
рат на производство по формуле:

(8.4)

где Bpj — выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных
ценах предприятия; Сi — полная себестоимость, рассчитываемая
на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую
продукцию; производственная и полная себестоимость товарной
продукции; себестоимость реализованной продукции; осущес-
твляется нормирование оборотных средств.

 

 

В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от ре-
ализации данного вида продукции (Пбi) по формуле:

(8.5)

где Офi — отчисления во внебюджетные фонды от i-й продукции;

Наi — акцизный налог от реализации i-и продукции; НДСi — налог
на добавленную стоимость от i-й продукции; Двi — доход от реа-
лизации i-го вида продукции.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции
(работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам
продукции по формуле:

(8.6)

где n — количество видов продукции (работ, услуг), запланиро-
ванных к реализации в плановом году.

Использование метода прямого счета при планировании при-
были предусматривает наличие на момент расчетов широкого кру-
га различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопре-
деленность экономической ситуации иногда не позволяют прогно-
зировать некоторые экономические параметры, влияющие на
финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности.
В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расче-
тами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня при-
были и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по фор-
муле:

(8.7)

где Пбо — фактическая прибыль, полученная в отчетном году; Iu —
прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую про-
дукцию предприятия не совпадает, что имеет место в условиях го-
сударственного регулирования уровня цен, то при расчете прибы-
ли от реализации авторы книги "Финансовые планы предприятий"

Планирование финансов 305

[9] рекомендуют применять дифференцированные поправочные
коэффициенты инфляции. Расчет выполняется по формуле:

(8.8)

где Врi — выручка от реализации i-й продукции в отпускных це-
нах; Офi — отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в
отпускную цену продукции; Наi — акцизы; Сi — полная себестои-
мость реализованной продукции; НДСi — налог на добавленную
стоимость; (1 + m)12 — коэффициент роста инфляции на продук-
цию предприятия; (1 + n)12 — коэффициент роста инфляции на
сырье, используемое предприятием.

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно
в зарубежной практике управления, являются графики рентабель-
ности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками,
объемом реализации, прибылью и ценой. Они позволяют ответить
наряд сложных вопросов: "Что случится с прибылью, если выпуск
уменьшится?" "Что будет с прибылью, если цена увеличится, из-
держки снизятся, а объем реализации упадет?"

На рис. 8.1 приведены две наиболее распространенные моди-
фикации графиков рентабельности. Из них видно, что главная
задача заключается в том, чтобы определить точку, для которой
денежные доходы равны денежным расходам. Для этого необхо-
димо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем
продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска,
объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины извес-
тны, то можно построить график и быстро определить прибыль
и убытки. Точка безубыточности может быть также определена
аналитическим путем. Одна из возможных формул имеет следу-
ющий вид:

(8.9)

где BE — точка безубыточности; Fc — фиксированные издержки;

Vc — переменные издержки; S— соответствующий объем продаж.

 

 

Рассмотрим пример. Пусть фиксированные издержки равны
10 000 долларов, цена единицы продукции равна 5 долларов, пере-
менные издержки составляют 80 % продажной цены. Где лежит
точка безубыточности?

Следовательно, продав 10 000 изделий по цене 5 долларов за
штуку, мы лишь возместим переменные и фиксированные издер-
жки и не получим никакой прибыли.

Формула позволяет проследить влияние различных перемен-
ных на положение точки безубыточности. Например, что произой-
дет, если фиксированные издержки возрастут на 10 %?

 

Каково будет влияние 10 % снижения Vc?

Предположим, увеличение цены на 10 % приведет к уменьше-
нию количества продаваемых изделий на 5 %; как это повлияет на
положение безубыточности?

Эта простая зависимость основывается на целом ряде важных до-
пущений: издержки могут быть разделены на переменные и постоян-
ные; переменные издержки прямо пропорциональны объему про-
изводства, и это отношение не меняется; продажная цена остается
постоянной, так же как остается постоянным общий уровень цен. Ес-
ли выпускаются различные виды продукции, то делается допущение
о том, что структура производства остается неизменной. Исходят так-
же из того, что уровень производительности не меняется, что имеется
надлежащая синхронизация производства со сбытом и что она сохра-
няется для различных объемов выпуска и на различные моменты вре-
мени. Эффективность управления считается постоянной, а условия
конкурентной борьбы принимаются неизменными. Очень редко по-
добные допущения соответствуют действительности.

Если отклонения велики и не могут быть подсчитаны, этот ме-
тод имеет меньшую ценность, чем в случае, когда отклонения незна-
чительны и могут быть скорректированы. Например, если издержки
изменяются при изменении объемов выпуска и зависимость между
ними известна и носит нелинейный характер, то это не значит, что
такая зависимость не может быть отражена на графике.

Линия издержек на рис. 8.1 не обязательно должна быть пря-
мой. Аналогично, если может быть построена кривая спроса, опре-
деляющая объемы продаж, она может быть нанесена на график
вместо прямой линии. Но обычно получение таких данных связано

308 Глава 8

с большими расходами и не практикуется, если это только не ведет
к значительному повышению точности расчетов.

Когда фирма производит продукцию, в себестоимости которой
преобладают издержки на материалы, и цены на материалы колеб-
лются в широком диапазоне, структура производства постоянно
изменяется, норма прибыли для различных видов продукции раз-
лична, расходы на рекламу тесно связаны с объемом продаж, тех-
нология производства быстро изменяется, то графики рентабель-
ности могут принести пользу только в том случае, если имеются
результаты анализа изменения этих факторов в будущем.

Следует отметить, что простые зависимости, показанные на рис.
8.1, действительно имеют место во многих компаниях в пределах
некоторого интервала. В этом интервале, обозначенном на графике
заштрихованной областью, функциональные зависимости можно
рассматривать как линейные. Обычно этот интервал достаточен,
чтобы охватить область прогнозов компании на ближайшее буду-
щее. В этом случае графики рентабельности могут служить про-
стым, но важным инструментом интеграции сложных элементов
систем бюджетов и планирования.

Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализа-
ции продукции, включает также прибыль от прочей реализации,
прибыль от внереализационных операций.

Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый
результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов;

нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых ма-
рок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества
предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпус-
кной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на
реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюд-
жетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Внереализационные прибыли (убытки) характери



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: