Причины глобальных кризисов нашего времени




Отто Эстерле

Что такое «золотая середина»?

Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения.

Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э.) и Аристотель (384...322 до н.э.). Тем не менее эта концепция еще не нашла широкого применения в жизни, что объясняется целым рядом причин: неупорядоченностью, раздробленностью и противоречивостью наших знаний, большим числом заблуждений, а также неопределенностью области применения и нечеткостью самой формулировки концепции, утверждающей, что истина обычно посредине. Часто можно слышать: «Правило золотой середины неверно. Что хорошего, если в политике или науке сидят посредственности, т.е. люди со средними способностями? Или школьник учится посредственно? Однако эти примеры неудачны. Правило, точнее, закон золотой середины (ЗЗС) не применим к степени совершенства, например, к мере оценки красоты, ума, правдивости, честности, прилежности, здоровья, справедливости. Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменим он и к чисто геометрическим параметрам, например, к середине Европы, центру Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий (рост человека) и т.д. Таких параметров в мире очень много и поэтому ЗЗС достаточно универсален. А степень совершенства достигает максимума, как я покажу ниже, именно при средних параметрах интенсивности. Но чтобы эффективно применять ЗЗС, нужно наше знание сначала упорядочить, т.е. освободить от противоречий и сделать его целостным.


 

Причины глобальных кризисов нашего времени

На рубеже 2-го и 3-го тысячелетия мы вынуждены констатировать, что наше «древо знаний» все больше разветвляется и дробится на изолированные друг от друга части. Пропасти растут не только между естествознанием и гуманитарными науками, но и между отдельными научными направлениями внутри этих областей знания. Мы являемся свидетелями (и участниками) ведущего в тупик строительства новой, теперь уже научной, «Вавилонской башни». В чем же причина такой ситуации?

Фридрих Ницше еще в конце прошлого века предсказывал, что 20-й век будет веком переоценки всех ценностей. С одной стороны, многочисленные религиозные и трансцендентальные мировоззренческие системы постепенно теряют под давлением науки и фактов реальной жизни свою убедительность. С другой стороны, раздробленная наука не в состоянии предложить новые морально-этические нормы жизни. Устаревшие религиозные моральные заповеди (точнее: запреты) заменяются не новыми, научно обоснованными нормами, а пустотой, вакуумом, аморальностью. Отсюда потеря ориентировки, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности и нигилизма, жизнь по принципу «после нас хоть потоп».

Но такое переходное состояние общества не может продолжаться долго. Жгучие глобальные мировоззренческие, экологические и энергетические проблемы должны как можно быстрее найти свои решения в новом целостном мировоззрении, иначе мир окончательно погрязнет в хаосе «конца света». Реальный мир целостен, все части его причинно связаны, сплетены между собой, поэтому и знания, представления об этом мире, отражения этого мира должны быть целостными. Человек же является составной частью природы и поэтому может развиваться лишь по тем же законам, что и сама природа, а не по законам, изобретенным священнослужителями, политиками или жаждущими власти сумасшедшими. Законы развития общества – это продолжение законов эволюции природы, которые однако окончательно еще не выявлены и не сформулированы (и здесь, как будет показано ниже, может помочь ЗЗС).

Наше сегодняшнее знание кажется безбрежным океаном, который не вместить в одну голову. Или гигантским деревом с бесконечным числом листочков-фактов. Но если перейти с листочков ближе к стволу дерева знаний, то можно убедиться, что число фундаментальных принципов естествознания и гуманитарных наук ограниченно и вполне поддается анализу. И этот анализ выявляет следующее фундаментальное противоречие.

Наше знание, включая и научное, является произвольной смесью из противоречащих друг другу абсолютных (идеальных, неограниченных, независимых) и относительных (сравнимых, конечных, взаимозависимых, т.е. связанных между собой) представлений. Однако абсолютное (напр. абсолютный нуль температуры, абсолютная пустота, абсолютно твердое, абсолютно черное или абсолютно прозрачное тело, идеальное зеркало, идеальный преобразователь одного вида энергии в другой, т.е. вечный двигатель, и т.д.) никогда не наблюдалось и не было обнаружено или достигнуто в экспериментах. К тому же абсолютное противоречит принципу причинности, оно рвет причинно-следственные связи (напр. абсолютно твердое тело совершенно не деформируется, на нем не остается следов воздействий на него). И если мы хотим оставаться на почве реальности, мы должны признать, что абсолютное в реальном мире не существует (а лишь в голове, в воображении, в математике). Если проследить историю под этим углом зрения, можно убедиться, что в процессе развития человечества доля его абсолютных представлений постепенно уменьшается и заменяется относительными, сравнимыми, причинно связанными, целостными. Человечество постепенно, методом проб и ошибок, приближается к Истине.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: