Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами. В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины». Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе. В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик. В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества. Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. (По материалам интернет-энциклопедии) |
ЗАДАНИЕ 26 (С1)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) Смысл понятия «средний класс»; 2) Группы населения, относящиеся к среднему классу; 3) Критерии выделения среднего класса; 4) Социальные функции среднего класса. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | Баллы |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Пример 1.
Комментарий. Это полный правильный ответ: выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 2.
Комментарий. Это полный правильный ответ: выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 3.
Комментарий. Это полный правильный ответ: выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 4.
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Выпускник выделил более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 5.
Комментарий. Это неправильный ответ. Вероятно, ориентируясь на структуру текста, школьник увидел основные смысловые фрагменты, но не смог сформулировать их основные идеи.
|
Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 27 (С2).
Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должны быть названы следующие группы критериев: 1) объективные; 2) субъективное восприятие человеком своего положения | |
Правильно названы две группы критериев | |
Правильно названа только одна группа критериев | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Пример 6.
Комментарий. Это полный правильный ответ: приведены (из текста) две группы критериев (также приведены примеры каждой группы).
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 7.
Комментарий. Это полный правильный ответ.
В отличие от предыдущей работы, в данном примере приведены (из текста) две группы критериев, без указания примеров.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 8.
Комментарий. Это неправильный ответ. Ученик не понял смысла задания.
Ответ оценен 0 баллами.
Пример 9.
Комментарий. Данный ответ содержит ошибку: в п.2) объективным критерием названо субъективное восприятие человеком своего положения. При этом одна группа критериев (объективные) в п.1) названо верно.
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 10.
Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп критериев, ограничиваясь неполным перечислением примеров.
Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 28 (С3)
Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие функции: 1) социальный стабилизатор; 2) экономический донор; 3) хранитель и распространитель ценностей культуры; 4) поставщик кадров чиновников и управленцев | |
Правильно названы четыре функции | |
Правильно названы две-три функции | |
Правильно названа только одна функция. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Пример 11.
Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 12.
Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 13.
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно названы три функции.
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 14.
Комментарий. Это неправильный ответ. Выпускник не понял требование задания.
Ответ оценен 0 баллов.
Пример 15.
Комментарий Правильно названа только одна функция (п 4).
Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 29 (С4)
Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим: 1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну; 2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка; 3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники. Могут быть приведены другие примеры | |
Правильно приведены три примера | |
Правильно приведены два примера | |
Правильно приведён только один пример | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Пример 16.
Комментарий. Это правильный ответ. Все приведённые примеры иллюстрируют социальную мобильность представителей среднего класса.
Ответ оценен 3 баллами.
Пример 17.
Комментарий. Это правильный полный ответ. Приведены три примера, иллюстрирующие социальную мобильность представителей среднего класса.
Ответ оценен 3 баллами.
Пример 18.
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно приведёны один пример, иллюстрирующий социальную мобильность представителей среднего класса (п. 1); формулировка п. 2) не позволяет сделать вывода о социальной мобильности
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 19.
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно приведён один пример.
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 20.
Комментарий. Это неправильный ответ. Примеры мобильности представителей среднего класса не приведены.
Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 30 (С5)
Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть высказаны такие предположения: 1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества; 2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе; 3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами. Могут быть высказаны другие предположения | |
Выказаны два уместных предположения | |
Высказано одно уместное предположение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Пример 21.
Комментарий. Это правильный полный ответ: выказаны два уместных предположения
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 22.
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно высказано одно предположение о ведущей роли среднего класса в деятельности гражданского общества.
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 23.
Комментарий. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
Ответ оценен 0 баллов.
Пример 24.
Комментарий. Ответ неправильный..
Ответ оценен 0 баллов
Пример 25.
Комментарий. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 31 (С6)
В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть сформулированы следующие вопросы: 1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса? 2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности? Могут быть сформулированы другие уместные вопросы | |
Сформулированы два уместных вопроса | |
Сформулирован один уместный вопрос | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Пример 26.
Комментарий. Это неправильный ответ.
Сформулированные вопросы никак не отражают дебаты о критериях выделения среднего класса. Выпускник просто скопировал материла предыдущих заданий.
Ответ оценен 0 баллов.
Пример 27.
Комментарий.. Сформулирован один вопрос(п.2).
Ответ оценен 1 баллом.
Пример 28.
Комментарий. Данный вопрос не является дискуссионным.
Ответ оценен 0 баллов.
Пример 29
Комментарий. Сформулированы два уместных вопроса.
Ответ оценен 2 баллами.
Пример 30.
Комментарий.. Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уровень образования и доходов всего общества) относится к малореалистичным. Формулировка вопроса 2) не позволяет понять его смысла.
Ответ оценен 0 баллов.
4. Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке
и оценке выполнения заданий с развернутым ответом
Мы предлагаем вам при проверке ответов школьников следующую последовательность действий. 1. Ознакомьтесь с текстом задания и критериями его оценивания. 2.Уясните, какие элементы ответа, и в каком количестве являются объектом проверки. 3. Обратите внимание на формулировку критериев – открытый или закрытый ряд требований предложен. В первом случае («Правильный ответ может содержать… Могут быть приведены иные правильные позиции ») целесообразно спроектировать возможный веер ответов экзаменуемых и в дальнейшем анализировать правильность каждого имеющегося в ответе выпускника варианта. Если предложены закрытые критерии («Правильный ответ должен содержать следующие позиции »), в ответе выпускника необходимо отслеживать только указанные разработчиками заданий позиции и формулировки. 4. На основе анализа предложенных критериев целесообразно выстроить собственную модель ответа, соблюдая ряд условий: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни или личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей. 5. В случае несогласия с предложенными разработчиками заданий критериями оценивания или каких-либо сомнений обращайтесь к председателю территориальной предметной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, свяжется с разработчиками заданий и получит необходимые разъяснения. Желаем успешной работы! |
Вам предстоит оценить несколько ответов учащихся на каждое задание, используя критерии оценивания. Примеры ответов учащихся даны в таблице. В графе оценивание (баллы) проставьте оценку.