Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.
Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.
Первое – целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.
Второе – ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т.д. Речь – о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.
Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.
|
(Н.Н. Моисеев, текст адаптирован)
(С1) |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) Чему люди должны посвятить свои коллективные усилия; 2) Противоречие между условиями жизни и сознанием людей; 3) Пути преодоления сложившихся противоречий; 4) Что будет определять потребности общества в современных условиях. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
|
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы |
(С2) |
Назовите два фактора, которые, по мнению Н.Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы два фактора: 1) произведённый продукт; 2) использование природосберегающих технологий. Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно названы два фактора | |
Правильно назван только один фактор | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы |
(С3) |
О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: противоречие между условиями жизни и сознанием людей; 2) объяснение, допустим: уже близки к исчерпанию многие виды природных ресурсов, загрязнена природная среда, что не только отражается в экономической сфере, но и причиняет вред здоровью людей; в перспективе среда обитания может стать непригодной для человека, но человечество ещё не до конца осознало эти перспективы и продолжает эксплуатировать природу. Все элементы ответа могут быть даны в иных формулировках | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведено объяснение | |
Дан только правильный ответ на вопрос | |
Приведено только объяснение. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
|
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы |
(С4) |
Для выживания человечества, по мнению Н.Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должны быть приведены три проявления, допустим: 1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью ограничиваться необходимыми предметами; 2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится отношением к вещи как к средству жизни; 3) люди будут стремиться производить вещи из материалов, которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке. Могут быть приведены другие проявления | |
Приведены три проявления | |
Приведены два проявления | |
Приведено только одно проявление | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы |
(С5) |
Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проблема по тексту – экологическая (проблема экологии); 2) другие проблемы: опасность новой мировой войны, проблема международного терроризма, проблемы «Север – Юг», проблемы народонаселения и др. Могут быть указаны иные проблемы не по тексту | |
Правильно названы три проблемы | |
Правильно названы любые две проблемы | |
Правильно названа только одна любая проблема. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы | |
(С6) |
В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др.), известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть высказаны следующие предположения: 1) если люди хотят выжить, то они должны позаботиться об окружающем мире, а сделать это можно лишь сообща; 2) только совместными усилиями можно перестроить сознание людей на экологические установки, так как проблема имеет глобальный характер. Могут быть высказаны другие предположения | |
Высказаны два предположения | |
Высказано только одно предположение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
№ п/п | Ответы учащихся | Баллы |
4.2. Тренировочные варианты
Вариант 1
Прочтите текст и выполните задания 26 31 |
Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает
о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)
26 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) просвещённый патриотизм и его сущность; 2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом; 3) отношение патриота к истории своей страны. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
27 |
Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей: 1) простые люди, которые делают добро; 2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом; 3) защитники Отечества. Типы людей могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно названы три типа людей | |
Правильно названы только два типа людей | |
Правильно назван только один тип людей. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
28 |
В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны черты и дано пояснение одной из ни х, например: 1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны); 2) жизнь не для людей, а за их счёт (патриотизм предполагает, что человек полезен для своей страны, соотечественников, а такое поведение явно противоречит патриотизму); 3) унижение иностранцев и «инородцев» (патриотизм предполагает бескорыстную любовь к своей стране, а не унижение других народов и стран); 4) консервация отживших порядков (это мешает развитию страны); 5) навязывание обществу ложных идей и целей (препятствует нормальному развитию страны, может даже причинить ей значительный ущерб). Черты могут быть указаны в иных, близких смыслах формулировках. Может быть дано другое пояснение | |
Правильно названы три черты, дано пояснение | |
Правильно названы одна–две черты, дано пояснение. ИЛИ Правильно названы три черты без пояснения | |
Правильно названы только одна–две черты. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
29 |
Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам; 2) инициативная группа граждан после лесных пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии. 3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту. Могут быть приведены другие уместные примеры | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведён только один пример | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
30 |
В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв в ходе Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и помогают им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: эта деятельность является патриотической; 2) объяснения, например: - школьники лучше узнают о героических страницах истории своей Родины; - школьники помогают сохранять память о защитниках отечества; - школьники оказывают бескорыстную помощь ветеранам. Могут быть даны другие объяснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены два объяснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведено одно объяснение | |
Дан неправильный ответ на вопрос/или ответ на вопрос отсутствует при любом количестве объяснений. ИЛИ Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
31 |
Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены такие объяснения: 1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред; 2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации. Могут быть приведены иные объяснения | |
Приведены два объяснения | |
Приведено только одно объяснение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Вариант 1
Работа 1
Работа 1 (продолжение)
Работа 1 (продолжение)
Работа 2
Работа 2 (продолжение)
Работа 3
Работа 3 (продолжение)
Работа 3 (продолжение)
Работа 4
Работа 4 (продолжение)
Работа 4 (продолжение)
Работа 5.
Работа 5 (продолжение).
Работа 5 (продолжение).
Вариант 2
См. задания и критерии оценивания на стр. 54-58
Работа 1
Работа 2
Работа 2 (продолжение)
Работа 3
Работа 3 (продолжение)
Работа 4
Работа 4 (продолжение)
Работа 5.
Зачёты
Вариант 1.
Прочтите текст и выполните задания 26 31 |
Люди, в основном, стараются избегать ситуаций, когда им приходится принимать решение. Сменить ли мне место работы? Человек, с которым я встречаюсь, — тот ли это человек, который мне нужен, или нам стоит разойтись? Куда поехать в отпуск? Как мне реализовать себя в жизни? Всё это на вид очень серьёзные решения. Для большинства людей они и в самом деле серьёзные.
«Как же тяжело принимать такие ответственные решения!» — думаем мы. Но гораздо более тягостным будет отсутствие решения. В жизни нет правильных и неправильных решений. Есть просто решения. Когда мы оказываемся на развилке дорог, мы слишком долго думаем о выборе направления. Мы размышляем примерно так: «У меня есть возможность создать новый бизнес, новое предприятие, но…». И мы следуем прежним курсом. Или бывает так: вы выбираете путь, но впоследствии вновь и вновь мысленно возвращаетесь к принятому решению.
У нас есть к этому склонность: мы оглядываемся назад и думаем, что принятое нами решение было неверным. Но ведь решение, которое мы принимаем в конкретный момент, всегда принимается на основании той информации, которой мы на данный момент владеем, и неважно, каким будет результат, — на данный момент это правильное решение. Мы никогда не знаем, куда бы нас завело, прими мы другое решение, не знаем, насколько ужасен был бы тотпуть, избери мы его. Надо перестать оглядываться на принятые решения. Смотрите вперёд и берите всё, что несёт вам тот путь, который вы избрали. Не навсегда — только на данный момент. Движение в любом направлении лучше, чем бездействие и нерешительность.
Одной из причин того, что мы столь сильно беспокоимся, насколько верен избранный нами путь, является наше отношение к решениям: нам кажется, что эти решения принимаются на очень долгий срок, практически навсегда. Но представьте, что вы едете по красивой дороге в сельской местности, дорога вьётся, и на каждом километре пути вы можете куда-нибудь съехать с неё. Тогда принятие решения уже не превращается в такой стресс, так как у вас всегда есть возможность сменить направление. Если вы именно так воспринимаете свою жизнь, вы скорее будете получать удовольствие от самого процесса путешествия. Каждый крюк — это на самом деле новый опыт.
(По С. М. Шапиро)
26 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) отношение людей к ситуации принятия решений; 2) трудности выбора решений; 3) стоит ли возвращаться к уже принятому решению; 4) как не беспокоиться об уже принятых решениях. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
27 |
Почему, по мнению автора, люди избегают ситуации принятия решений? (Используя текст, укажите две причины.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указаны следующие причины: 1) серьёзность решений для многих людей; 2) людям кажется, что решения принимаются на очень долгий срок, практически навсегда. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Могут быть указаны иные причины | |
Правильно указаны две причины | |
Правильно указана только одна причина | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
28 |
Используя содержание текста и обществоведческие знания, дайте два объяснения призыву автора «смотреть вперёд и брать всё, что несёт избранный путь».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть даны следующие объяснения: 1) человек должен планировать свою жизнь: ставить определённые жизненные цели и постепенно достигать их, тогда он сможет максимально раскрыть и реализовать свой личностный потенциал; 2) открывается возможность овладеть новым опытом. Могут быть даны другие объяснения | |
Правильно даны два объяснения | |
Правильно дано только одно объяснение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
29 |
Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора: «Движение в любом направлении лучше, чем бездействие и нерешительность».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены такие примеры: 1) Пётр и Василий мечтали стать врачами, но боялись, что не пройдут в медицинский институт по конкурсу. Пётр ничего не предпринимал, сетуя, что его мечта так и останется мечтой. А Василий пошёл сначала в медицинское училище, затем в институт и стал хорошим специалистом. 2) Девушку не приняли в балетную школу, но она не опустила руки и начала заниматься живописью, стала довольно известной художницей. 3) После неудачи с собственным бизнесом Иван нашёл себе работу в другой сфере, а его бывший партнёр Павел не захотел менять статус хозяина фирмы (пускай бывшего) на статус наёмного работника и испытывает серьёзные материальные трудности. Могут быть приведены иные уместные примеры | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведён только один пример | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
30 |
Студентка университета сменила несколько вузов и различных специальностей, прежде чем поняла, что хочет стать дизайнером. Объясните действия девушки. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.