Методика преподавания русского языка




Вопросы к государственной итоговой аттестации

Направление подготовки – 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

профиль «Русский язык и литература»

Год начала подготовки: 2013

(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

1. Согласные звуки. Их классификация. Изменение согласных в речи.

2. Типология бессоюзных сложных предложений. История изучения и принципы классификации. Грамматическая семантика и пунктуация бессоюзного сложного предложения в школьном изучении.

3. Лексическое значение слова. Основные типы лексических значений слов. Полисемия. Виды многозначности.

4. Категория падежа имен существительных. Основные значения падежей.

5. Неполное предложение. Его виды.

6. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Старославянизмы, их судьба в русском языке.

7. Лексика современного русского языка с точки зрения активности и пассивности употребления (устаревшие слова, неологизмы).

8. Фразеология. Типы фразеологизмов в современном русском языке.

9. Типы основ с точки зрения их производности и членимости. Формальное и смысловое соотношение производной и производящей основ.

10. Части речи в современном русском языке. Принципы их выделения. Переходность в области частей речи.

11. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Категория рода имен существительных.

12. Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Переход относительных прилагательных в качественные.

13. Сложносочиненные предложения в современном русском языке.

14. Местоимение в грамматической системе русского языка. Семантическая и грамматическая классификация местоимений. Местоимение в школьных учебниках.

15. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив как форма глагола. Основы глагола и их роль в образовании глагольных форм. Классы глаголов.

16. Глаголы переходные и непереходные. Залог русского глагола (В.В. Виноградов, А.В. Исаченко).

17. Категория вида глагола.

18. Категория времени глагола. История прошедшего времени.

19. Гласные звуки. Их классификация. Изменение гласных звуков.

20. Причастие. Признаки прилагательного и глагола у причастий. Образование причастий. Происхождение причастий на –ущ, -ащ в русском языке. Причастия в школьных учебниках.

21. Наречие как часть речи.

22. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.

23. Предлог как часть речи.

24. Предмет изучения синтаксиса. Типы словосочетаний в русском языке. Виды грамматической связи.

25. Обособленные члены предложения.

26. Сказуемое, его типы.

27. Односоставные предложения в современном русском языке.

28. Сложноподчиненные предложения. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Типы сложноподчиненных предложений в школьных учебниках.

29. Деепричастия современного русского языка. Их образование, грамматические признаки и употребление. Происхождение деепричастий.

30. Основные способы словообразования в современном русском языке.

 

Методика преподавания русского языка

1. Цели обучения русскому языку в средней школе с учетом требований ФГОС.

2. Содержание обучения русскому языку в средней школе. Основные учебно-методические комплексы (раскрыть особенности одного из УМК, по которому работали в школе).

3. Основные образовательные технологии в обучении русскому языку. Технология проблемного диалога (показать на примере одного из уроков, проводимых в школе).

4. Основные образовательные технологии в обучении русскому языку. Технология смыслового чтения. Особенности работы с учебно-научным текстом на уроках русского языка.

5. Контроль и оценка знаний по русскому языку. Технология оценивания учебных достижений. Система тестирования. ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

6. Проектирование урока русского языка с позиции коммуникативно-деятельностного подхода (особенности целеполагания, структура, содержание).

7. Лингвистический разбор и методика его проведения. Виды разборов (показать на двух примерах по выбору).

8. Проектная деятельность по русскому языку. Виды проектов.

9. Информационные технологии в обучении русскому языку.

10. Методика преподавания лексики. Специфика уроков, трудности в обучении и пути их преодоления.

11. Методика преподавания морфемики и словообразования (показать на примере одной из тем).

12. Методика преподавания орфографии. Специфика уроков, трудности в обучении и пути их преодоления.

13. Методика преподавания пунктуации. Специфика уроков, трудности в обучении и пути их преодоления.

14. Методика преподавания грамматики. Специфика уроков, трудности в обучении и пути их преодоления.

15. Методика развития связной речи учащихся (показать на примере обучения сочинению или изложению).

Психология

1. Взаимосвязь обучения и психического развития.

2. Психологическая структура малых групп: социальная роль, социальный статус.

3. Социально-психологические особенности межличностных отношений.

4. Психология знания в школьном обучении. Психологический анализ урока.

5. Периодизация возрастного развития. Учебная деятельность в разных возрастах.

6. Психолого-педагогические требования к школьному обучению. Психическое развитие в условиях традиционного и экспериментального обучения.

7. Теория учения. Понятие учебной деятельности: содержание, структура, мотивы, уровни сформированности, стили и формы организации.

 

 

Педагогика

1. Предмет, задачи педагогики и её основные категории. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

2. Система современных методов, форм и средств воспитания.

3. Методы научно-педагогического исследования.

4. Методы развития сознания и духовного мира школьника. Слово учителя как средство воспитания.

5. Актуальные задачи российской школы и педагогической науки.

6. Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества.

7. Педагогическое общение, структура, виды, функции. Технология управления педагогическим общением.

8. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива, педагогические условия его становления.

 

 

Зав. кафедрой русского языка ___________________ (д.ф.н., проф. А.Н. Еремин)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: