ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ




ГЛАВА 3

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Анализ результатов исследования

В результате проведенного исследования с использованием методики диагностирующей склонность к суицидальным реакциям П.И.Юнацкевич из 205 подростков, составивших генеральную совокупность респондентов проведенного исследования к группе социально-психологического риска со склонностью к суициду мы можем отнести 27,3% испытуемых, что составило в численном эквиваленте 56 человек с различной выраженностью (от средней до высокой) степени склонности к суициду.

Среди данной категории респондентов - подавляющее количество подростков-мальчиков (63,6%) что составило 36 человек, девочки со склонностью к суициду составили 36,4% - 20 человек (см. рисунок 3.1).

Рис. 3.1 Круговая диаграмма распределения мальчиков и девочек подросткового возраста в группе социально-психологического риска

 

Среди данной категории респондентов 53,6% (30 человек) относятся к группе с ярко выраженным социально-психологическим риско по суициду и имеют высокий и очень высокий уровни проявления суицидальных тенденций (19 мальчика и 11 девочек). Среднее значение для данной категории испытуемых составило 4,4 баллов по методике П.И.Юнацкевич.

Остальная часть респондентов в количестве 26 человек, что составило 46,4% относятся к группе со средним проявлением суицидального риска.

Все мальчики и девочки, которые попали в группу с повышенным проявлением суицидального риска, характеризуются тем, что эмоционально остро переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта, сложно адаптируются в сложных жизненных обстоятельствах, характеризуются дефицитом социально продуктивных жизненных ориентаций и поэтому нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи, в усиленном педагогическом надзоре.

Анализ результатов проективной беседы с данной категорией подростков показал, что такие испытуемые характризуются дефицитом жизнеутверждающих социальных представлений о различных сторонах своей жизнедеятельности, например: склонны к пессимистическому восприятию своего будущего, не удовлетворены выбором своей профессии, своим социальным имиджем, культурными и материальными возможностями своей семьи, хараектеризуются заниженной самооценкой и дефицитом правильных социальных представлений (ущербны представления о собственном социально-ролевом репертуаре проявления себя как юноши или девушки в обществе, нарушено представление о «должном» в отношении учебы, родителей, жизненных ориентиров и ценностей). Такие подростки склонны к массивным псевдокомпенсаторным реакциям, которыми они «кромпенсируют» свою несостоятельность в учебе и свой низкий социальный статус: 100% мальчиков и девочек группы суицидального риска употребляет табачные и алкогольные изделия регулярно (сигареты каждый день, алкоголь 3-4 раза в неделю), недобросовестно относятся к учебе (академические прогулы составляют из 40 часов учебной недели 15-20 часов), часто врут, конфликтуют со сверстниками и старшими, характеризуются эпизодическими конфликтами с полицией (задерживались полицией в нетрезвом виде, после комендантского часа, или привлекались за нарушение порядка в общежитии училища).

Можно обобщить, что риск суицида как социально-психологическая характеристика подростка напрямую взаимосвязана с проявлениями в его поведении социальной маргинальности и девиантности.

Количество респондентов со средним уровнем выраженности риска суицида, как было указано выше, составило в группе социально-психологического риска по суициду примерно 46,4% (26 человек) (14 мальчиков и 12 девочек). Среднегрупповой показатель уровня выраженности склонности к суициду составил 3,1 балла. Согласно методике П.И.Юнацкевич «потенциал» склонности к суицидальным реакциям у таких подростков не отличается высокой устойчивостью и может проявиться только в систематических патогенных условиях (постоянные конфликты с окружающими, систематические стрессы, переходящие в затяжной дистресс и депрессию, нервные срывы и эмоциональное перенапряжение, острые травмирующие жизненные обстоятельства (например, развод или смерть родителей), а также постоянная и ярко выраженная социальная неуспешность).

Рассуждая в целом о подростках группы суицидального риска укажем, что мальчики более склонны к суициду и в большей степени остро и эмоционально ярко переживают одиночество как неспособность к установлению продуктивных контактов с окружающими сверстниками и родителями (см. рисунок 3.2). Для мальчиков показатель средний «одиночество» составляет 19,5 баллов, для девочек 17,8 баллов, по показателю «риск суицида» для мальчиков 4,42 балла, для девочек 3,64 балла.

Согласно определению Д.Рассела и М.Фергюсона чувство одиночества такими подростками воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание, окрашенное в эмоционально негативные краски (самоуничижение, тревожность, стыд в отношении собственной несостоятельности, страх быть отверженным).

Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное психологическое состояние на уровне рефлексии.

Рисунок 3.2 - Сравнительная диаграмма проявления чувства одиночества и склонности к суициду у мальчиков и девочек из группы социально-психологического риска

 

Это приводит к возникновению социальной изоляции таких подростков как состояния полной погруженности в самого себя и свои проблемы. Дистанция между родителями и подростками в семье, дефицит продуктивного общения со сверстниками, низкая академическая успеваемость и сложности во взаимоотнолшениях с педагогами формируют вокруг таких подростков «социальный вакуум», что обостряет риск суицида.

Анализируя в целом группу социально-психологического риска по суициду в количестве 56 человек можно сказать, что у мальчиков-подростков ярче выражены психологические отрицательных последствия переживания жизненных трудностей, что рассматривается как более ярко выраженная по сравнению с девочками преддиспозиция суицида.

Так, мальчики чаще чем девочки характеризуются негативным настроением, настороженно-враждебных или пассивно-агрессивным отношением к окружающим, в большей мере склонны к проявлениям аутоагрессии (порезы, экстремальное поведение (лазание по крышам домов, посещение заброшенных жилых объектов, неоконченных строек, чрезмерное употребление алкоголя, табака), к проявлениям девиантности (кустарные татуировки, шрамирование лезвием, употребление психоактивных веществ, драки, бесцельное время препровождение на улице до наступления ночи и пр.). Мальчики в большей мере ощущают себя неэффективными и бесполезными, они глубже переживают отвержение в собственной семье, склонны «эмоционально заострять» негативное субъективное отношение к родителям, к семейным проблемам, к собственным учебных трудностям, жизненным неудачам.

Согласно результатам методики Опросник детской депресси (автор М.Ковач) мальчики глубже воспринимают позицию социального аутсайдерства, имеют по сравнению с девочками-подростками более высокие количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Подростки-мальчики из группы суицидального риска характеризуются более высоким уровнем переживания депрессии чем девочки из данной группы (см. рисунок 3.3).

На рисунке используются сокращения:

НН - негативное настроение;

НСм - негативная самооценка;

Н – неэффективность;

А – ангедонизм;

МП – межличностные проблемы;

ОПДе - общий показатель депрессии

Рис. 3.3 Сравнительная диаграмма выраженности качественных показателей спектра депрессивных симптомов у мальсиков и девоческ подростков из группы суицидального риска

 

Анализируя рисунок 3.3 можно говорить, что мальчики из группы суицидального риска в большей степени склонны к негативной оценке собственной жизненной эффективности, вследствие чего чаще воспринимают себя как бесполезных, неудачников, «лишних» в семье и в жизни. Легко идентифицируются с ролью агрессивного и плохого человека, по причине чего характеризуются высоким уровнем негативизма и непослушания (социальный эффект «самооправдывающихся прогнозов»), по сравнению с девочками мальчики не могут «гибко» приспосабливаться к временным жизненным трудностям (конфликты в семье, безденежье, вредные привычки родителей, узкие социальные и культурные собственные возможности).

В таких случаях мальчики-подростки радикально смиряются со своим социальным аутсайдерствыом и начинают себя вести в соответствии с социальными ожиданиями, что проявляется в том, что они часто самооправдывают себя: «Да, я такой плохой, с этим уже ничего не сделаешь…», «Я пропащий и законченный неудачник…» и т.п. Анализ результатов беседы (см. таблица 3.1.) позволяет говорить о том, что социальные представления таких подростков также формируются под воздействие негативного жизненного опыта, отрицательного примера семьи и в целом социальные представления подростков из группы суицидального риска характеризуются моральной, этической дефективностью инфантильностью и личностной незрелостью.

Данные таблицы 3.1. хорошо перекликаются с данными диаграммы на рисунке 3.3 и показателями шкал В и С методики Опросник детской депрессии М.Ковач, где Шкала В (степень выраженности межличностных проблем) показывает, что подростки из группы суицидального риска значимо идентифицируют себя с ролью плохого, агрессивного человека, склонны к демонстрации асоциального, враждебного поведения как псевдокомпенсации собственной несостоятельности.

Шкала С (оценка неэффективности) показывает что подростки не только рассматривают себя как неудачника в жизни и в учебе, но и в целом убеждены в неэффективности получения образования, так как избранная профессия или работа в будущем не может материально обеспечить.

Таблица 3.1.

Анализ социальных представлений подростков группы суицидального риска по результата проективной беседы и анкетного опроса

Содержание социальных представлений Частота репрезентации (кол-во упоминаний, тенденции в высказываниях)
часто и спонтанно иногда в контексте вопроса полностью отсутсТвуют
О себе как о человеке в уничижительном ключе (неудачник, невезучий, плохой, «чужой среди всех» и т.п.)     +     _     _
О собственных возможностях в жизни (мне не повезло, все против меня, я бедный, мне «ничего не светит», «жизнь это социальные джунгли», «кто сильнее тот и прав», «все решают деньги» и пр. т.п.)   +   _   _
Отношение к семье и родителям (семья «конченая», родители ничего не могут, отец «отпетый алкоголик», мать глупая и беспомощная, семья «как все - пашем и выжываем», я не буду создавать семью, «семья это ярмо», «все обманывают друг друга» и т.п.)   +   _   _
Отношение к работе в будущем как к рутинной необходимости, без радости и творчества, работа «не кормит», трудиться не престижно, «работа любит дураков», «с работы всегда надо что-то принести в дом», украсть с работы не стыдно, «прогулять не преступление», «на работе можно выпить» и т.п.   _   +   _
Социальное отношение к алкоголю и наркотикам как к возможному средству выхода из сложной жизненной ситуации, («допустимо», «в молодости можно», «знаю где достать», «так легче жить и не о чем не думать» и т.п.)
Продолжение табл.3.1

 

_

    +   _

 

Центральным в системе социальных представлений подростков склонных к суициду является сочетание социальной инфантильности с крайне узким культурным и мировоззренческим потенциалом их личности, что в совокупности делает личность подростка социальным изгоем, сужает продуктивные возможности для социализации, порождает последующие ущербные социальные представления.

Полностью ослаблена направляющая и корректирующая роль семьи, так как низкий социальный, материальный и культурный статус семьи не позволяет родителям передать социально конструктивный жизненный опыт своим детям, обрекая их на жизненный дистресс, социальное аутсайдерство, формируя ложную перспективу невозможности «вырваться» обстоятельств и формируя субъективное представление у подростков относительно невозможности повлиять на жизнь в целом. В подтверждение сказанного выступают показатели по шкалам Д (ангедония) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества, и Е (негативная самооценка) – негативная оценка собственной неэффетивности, наличие суицидальных мыслей, что позволяет понять социально-психологические причины повышенной склонности к суициду.

Как было показано ранее, подростки из группы риска суицида характеризуются дефицитом позитивных представлений в отношении собственной семьи. Анализ результатов использования Опросника ADOR (модификация З.Матейчика и П.Ржичан) показал, что социальные установки, поведения внутри семьи и методы воспитания, которые применяются родителями детей группы риска суицида, воспринимаются самими подростками негативно. Невысокие показатели по шкале методики «позитивный интерес» показывает, что подростки с высоким риском суицида крайне редко являются объектом внимания своих родителей, что их детско-родительские отношения отличаются формализмом, отсутствием интимности и выраженного позитивного интереса как со стороны родителей к детям, так и наоборот (см. рисунок 3.4.).

На рисунке используются сокращения:

ПИ - позитивный интерес;

Д - директивность;

В – враждебность;

А – автономия;

Н – нелогичность;

Рис. 3.4 Сравнительная диаграмма выраженности качественных показателей субъективного отношения подростков из группы суицидального риска к своим родителям

 

Так, согласно рисунку 3.4 можно утверждать, что девочки со склонностью к суициду склонны более эмоционально остро воспринимать недостаток внимания к себе в своих семьях - средние значения по шкале «позитивный интерес» для девочек 2,0 балла, а для мальчиков 1,78 баллов.

По шкале «психологическая автономия» для мальчиков был получен средний показатель 4,1 балл, для девочек 3,32 балла. Данные показатели свидетельствуют о том, что мальчики со склонностью к суициду чаще обращают внимание на психологическую автономию (дистанцирование) в отношениях между собой и своими родителями, следовательно, острее чем девочки, реагируют на недостаток родительского внимания к своим проблемам и чаще прибегают к ложным компенсаторным формам поведения в форме поиска сторонней компании (чаще с антисоциальной направленностью) где они будут пользоваться вниманием. Поэтому мальчики склонные к суициду чаще находятся не в семье, а предпочитают статусное членство в дворовых компаниях с ориентацией на химически аддиктивное поведение, ложные моральные и социальные ценности.

Поэтому мальчики со склонностью к суициду чаще по сравнению с девочками выделяют «психологическую автономность» как негативно значимый для них признак собственных семей.

Девочки же, напротив, чаще реагируют на эмоциональные характеристики семейного общения. Поэтому девочки со склонностью к суициду чаще в качестве недостатков семейного взаимодействия выделяют такие характеристики как директивность (психологическое давление на себя со стороны родителей) для девочек составляет 5,57 баллов, а для мальчиков - 4,3 балла, враждебность как проявление эмоциональной отверженности себя родителями (для девочек в среднем 3,9 балла, для мальчиков - 3,7 балла) и нелогичность как несистематичность и непоследовательность родительских требований к себе (девочки средний показатель «нелогичность» 2,75 балла, мальчики - 1,78 балла). Поэтому девочки с повышенной склонностью к суициду чаще ложно компенсируются и заняты поиском интимности и эмоционального признания вне семьи.

Можно говорить о том, что в неблагополучной семье девочка в большей степени чем мальчик склонна к поиску эмоциональной защиты «на стороне», вследствие чего, свыше 80% девочек из группы суицидального риска (независимо от степени его выраженности) стремяться к псевдокомпенсации недостатка семейного внимания в ориентированы на раннее замужество, стремятся дружить исключительно с мальчиками, чтобы чувствовать свою защищенность, ориентированы на паразитарно-приспособительную модель социального поведения в юношеской компании. Однако, в случае распада таких компенсаторных связей, девочка эмоционально острее реагирует на потерю социального окружения чем мальчик, она более эмоционально нестабильна, зависима от внимания юношей и имеет более ярко выраженный суицидальный риск.

Мальчики менее остро воспринимают такие недостатки родительского поведения в семье как директивность (как проявление психологического давления), враждебность как отвержение и раздражительность в поведении родителей, а также нелогичность и непоследовательность в реализации воспитательных принципов, однако, мальчики в большей степени склонны нервничать и остро переживать по поводу отсутствия доверительных отношений с родителями в семье, и гораздо чаще констатируют большую психологическую дистанцированность своих родителей от своих проблем (средний показатель для группы мальчиков по шкале «психологическая автономия» 4,1 балл по сравнению с девочками, где этот показатель составляет 3,32 балла).

Таким образом, мальчики с риском по суицида чаще являются объектом психологического дистанцирования родителей в отношении своих детей, в то самое время как девочки в риском суицида чаще являются в своих семьях объектом психологического давления и контроля, родительской критики, эмоционального отвержения и неупорядоченности системы педагогических требований со стороны родителей.

Можно обобщить, что в целом для всех мальчиков и девочек из группы суицидального риска семья рассматривается в той или иной степени как стресс-фактор запуска отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональное отвержение рассматривается подростками как отрицательное отношение к себе, отсутствие любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование методики для изучения личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан показывает (см. рисунок 3.5), что среди подростков, склонных к суициду, наиболее тревожной является категория девочек (показатель по шкале «общая тревожность» составляет 10,0 баллов по сравнению с мальчиками данной категории составляет 9,3 балла).

На рисунке используются сокращения:

ШТр – школьная тревожность;

СмТр – самооценка тревожность;

МлТр - межличностная тревожность;

МагТр - магическая тревожность;

Отр - общая тревожность.

Рис. 3.5 Сравнительная диаграмма выраженности качественных показателей тревожности подростков из группы суицидального риска

 

Как показывает рис.3.5 девочки из группы суицидального риска являются более тревожными, чем мальчики (средний показатель по «общая тревожность» для девочек составляет 10,0 баллов, для мальчиков - 9,3 баллов).

Статистически значимо в соответствии с критерием Стьюдента на уровне доверительного интервала Р-level ≤5% Tрасчт= 6,734 при Т табл = 7,645 по тревожности мальчики и девочки не отличаются. В целом девочки больше склонны переживать относительно себя, собственной самооценки, в процессе межличностных взаимодействий, а также чаще обращают внимание на различные приметы и чаще более тревожно ведут себя в различных жизненных ситуациях не связанных со школой и учебой в целом.

Мальчики, напротив, в большей степени склонны тревожиться из-за успехов в обучении. Мальчики с риском по суициду в отличие от девочек глубже переживают ситуации информационно-учебной неопределенности, неуспешности, невостребованности, высокие показатели по параметру «академическая (школьная) тревожность» (мальчики – 10,57 баллов, девочки - 9,5 баллов) свидетельствует о том, что мальчики с риском по суициду чаще испытывают негативные эмоции в отношении ситуаций пребывания в школе или в училище, эмоционально острее реагируют на учебные неудачи, которые в большей степени чем у девочек, формируют негативный эмоциональный фон в виде депрессии.

В сравнении с мальчиками, девочки в меньшей степени тревожатся из-за учебных успехов, однако, эмоционально острее воспринимают социальные ситуации, склонны в большей мере обращать внимание на эмоциональные особенности социальных ситуаций (глубина и интимность межличностных взаимодействий, степень принятия себя окружающими, внешняя оценка своего имиджа и физических данных), что рассматривается как психологическое основание для формирования депрессивной симптоматики.

Таким образом, зоной наибольшего напряжения для девочек с риском суицида является сфера эмоций и социальных контактов, для мальчиков – сфера учебно-деловых отношений со сверстниками.

Анализ результатов беседы с испытуемыми группы суицидального риска показал, что риск тревожного напряжения для девочек в основном локализуется в сферах оценки жизнедеятельности «будущее», для мальчиков - в сфере оценки «продуктивность настоящего». Общим для всех респондентов данной группы является видение бесперспективности своего жизненного будущего в силу тех или иных причин (см. таблица 3.2.).

 

Таблица 3.2.

Анализ субъективных представлений мальчиков и девочек из группы социального риска про свое жизненное будущее

 

Содержание социальных представлений Частота репрезентации (кол-во встречаемости тенденций в высказываниях)
часто и спонтанно иногда в контексте вопроса полностью отсуттсвуют
Будущее неопределенно, туманно, отсутствие четких перспектив и представлений о том, как жить дальше     +     _     _
Пессимизм и неуверенность в том, что будущее будет лучше чем сегодня   +   _   _
Убежденность в том, что существующие сегодня жизненные сложности испортят будущее   +   _   _
Обвинение родителей или других близких (братья или сестры, любимые люди) людей в том, что они испортили будущее     _     +     _
Представление о будущем как о социальном или психологическом тупике   +   _   _

 

Общим для мальчиков и девочек из группы суицидального риска является восприятие своей семьи как отягощающего жизненного обстоятельства, а самих своих родителей, как людей, которые только портят настроение и жизнь (см. рисунок 3.6).

Так, как видно из анализа диаграммы на рис. 3.6 девочки чаще обращают внимание и склонны более критически относиться к социальным возможностям своей семьи (неудовлетворительное отношение к социальным и культурным возможностям своей семьи, неудовлетворенность уровнем образования своих родителей, восприятие своих родителей как людей недостаточно светстких, с низким уровнем культуры и даже как алкоголиков). По сравнению с мальчиками девочки более критически настроены и по отношению к численному составу семьи, полагая, что рождение второго и третьего ребенка в их семьях (то есть, рождение брата или сестры) испортило им жизненные возможности, создало дополнительные материальные трудности (средний показатель по субъективному отношению к количеству детей и необходимости их иметь для мальчиков составляет 1,45 балла, для девочек 2,25 балла).

На рисунке используются сокращения:

НС - субъективное восприятие своей семьи как неполной;

СокКД - субъективное отношение к количеству детей и необходимости иметь братьев или сестер;

НМОС – субъективное восприятие своих материальных возможностей как неудовлетворительных;

НОС - субъективнон восприятие образования своих родитедей как низкого, субъективное всоприятие собственных культурных возможностей как недостаточных;

АЛК - восприятие своих родителей как людей с алкогольной зависимостью;

ЖоСР - субъективное восприятие отношения к себе со стороны родителей как несправедливого и жестокого представление о семье как осемье с жестоким обращением с детьми;

ВКС - восприятие своих родителей как конфликтных людей, с низким уровнем коммуникативной культуры.

 

 

Рис. 3.6 Сравнительная диаграмма выраженности социальных представлений подростков из группы суицидального риска относительно своей семьи

 

По этой причине, многие девочки из группы суицидального риска не хотят в будущем иметь семью, а детей рассматривают как обузу в жизни. Большее 50% девочек из группы суицидального риска рассматривают как возможный выход из неудачных личных отношений или отказ от ребенка, или аборт.

Мальчики же напротив, чаще воспринимают свою семью как неполную и страдают в большей степени от жестокого обращения со стороны своих родителей (средний показатель по жестокому обращению с ребенком для мальчиков составляет 7,51 балла, для девочек – 4,75 балла; средний показатель по субъективному восриятию своей семьи как неполной для мальчиков составляет 6,8 баллов, для девочки - 6,1 балла).

Поскольку столбчатая диаграмма на рисунке 3.6 отражает качественные и содержательно-эмоциональные характеристики социальных представлений респондентов относительно своей семьи и составлена по результатам анкетного опроса, можно обобщить, что полученные баллы, которые превышают значение 4 балла могут рассматриваться как сигналы о неблагополучном субъективном отношении мальчиков и девочек из группы суицидального риска к своим семьям, чем выше такой балл, тем в большей степени респонденты враждебно и критически относятся к своим родителям, тем ярче семья воспринимается в сознании подростков как причина их негативного настроения и депрессии.

Так, можно к таким причинам, одинаково общим, как для мальчиков, так и для девочек отнести:

- субъективное восприятие материальных возможностей семьи как неудовлетворительных (для мальчиков средний балл 6,35, для девочек - 9,63 балла);

- субъективное восприятие культурного и образовательного статуса своих родителей как низкого (для мальчиков средний балл 6,8 баллов, для девочки – 9,8 баллов);

- восприятие своих родителей как людей с алкогольной зависимостью (для мальчиков – 8,1 балл, для девочек - 9,9 баллов);

- субъективное восприятие отношения к себе со стороны родителей как несправедливого и жестокого (для мальчиков 7, 51 балл, для девочек - 4,75 балла);

- восприятие своих родителей как людей конфликтных, не умеющих мирно разрешать жизненные сложные ситуации (для мальчиков - 6,07 баллов, для девочек - 6,5 баллов).

В целом можно сказать, что девочки более болезненно, чем мальчики воспринимают нежелательные социальные характеристики своей семьи. Мальчики в большей степени склонны беспокоиться по поводу отсутствия значимого взрослого, чаще отца, вследствие чего острее переживают субъективное восприятие собственной семьи как неполной.

Применение методики Модифицированного патодиагностического опросника А.Е.Личко показало, что чаще всего риск суицида сочетается с определенными патохарактерологическими особенностями (или их сочетанием) в структуре личности подростка. Предварительно проведена проверка распределения данных на нормальность. Применение статистического критерия Стьюдента (см. расчетные таблицы в Приложении) (показывает, что статистически значимых различий между мальчиками и девочками из группы риска по суициду в отношении акцентуированных качеств характера не наблюдается (см. таблицу 3.3).

Таблица 3.3

Расчетные значения коэффициентов Стьюдента для сравниваемых подгрупп мальчиков и девочек из группы риска по суициду

Group 1 Vs. Group 2 T-test for independent Samples
Mean Group 1   Mean Group 2   T-value Df P-level Valid N Group 1   Valid N Group 2  
«Одиночество» Мальчики (1) и девочки (2) 29,857 18,50 2,3949*   0,0265    
«Гипертимность» Мальчики (1) и девочки (2) 5,00 5,63 -0,7438   0,4666    
«Циклотимность» Мальчики(1) и девочки (2) 7,856 7,125
Продолжение табл.3.3
0,8234

  0,4202    
«Лабильность» Мальчики (1) и девочки (2) 8,714 8,125 0,7334   0,4182    
«Астено-невротичность» Мальчики (1) и девочки (2) 6,143 6,625 -0,4341   0,6688    
«Сензитивность» Мальчики (1) и девочки (2) 7,928 7,5000 0,5062   0,6181    
«Тревожнопедантичность» Мальчики (1) И девочки (2) 5,786 5,7500 0,05044   0,9606    
«Интровертированность» Мальчики(1) и девочки (2) 8,071 6,625 1,7857*   0,0893    
«Возбудимость» Мальчики(1) и девочки (2) 7,0000 6,7500 0,3586   0,7237    
«Демонстративность» Мальчики(1) и девочки (2) 6,6425 7,000 -0,2770   0,7846    
«Неустойсивость» Мальчики(1) и девочки (2) 6,000 5,625 0,3865   0,7034    

 

В таблице 3.3 приведены средние значения по показателям шкал ПДО А.Е.Личко для подгрупп мальчиков и девочек. Можно заключить, что приведенные расчетные данные в таблице 3.3. в сопоставлении с табличными эталонными значениями коэффициента Стьюдента показывают, что склонность к суициду может быть сопряжена с различными проявлениями акцентуаций характера подростков и значимых различий в зависимости от половой принадлежности здесь не обнаруживается. И мальчики, и девочки с риском суицида в целом за исключением проявления черт интраверсивности одинаковой мере могут характеризоваться различными акцентуированными чертами характера. В целом можно утверждать, что какие-либо типы акцентуаций характера не могут рассматриваться как причины формирования риска суицидального поведения.

Однако, анализ персональных показателей значений по шкалам ПДО А.Е.Личко индивидуально каждого респондента всей группы подростков суицидального риска позволяет заключить, что наиболее распространенными и ярко выраженными являются следующие акцентурированные проявления характера: гипертимно-циклоидный (16,7% респондентов), гипертимно-лабильный (17,3%), лабильно-сензитивный (22,8%), возбудимо-демонстративный (13,2%) и неустойчиво-лабильный (30%).

Для неустойчиво-лабильного типа подростков с риском суицида характерно патологическая слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако и в развлечениях неустойчивые подростки не обнаруживают особой напористости, скорее «плывут по течению», примыкая к более активным, инициативным сверстникам. С этим связаны отсутствие, сложной мотивации поступков, недостаточная способность тормозить свои влечения, удержаться от удовлетворения внезапно возникшего желания (если его осуществление не связано с какими-либо трудностями). Кроме безвольности, отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей, их нецелеустремленная криминальность. Такие подростки характеризуются изменчивостью настроения, неустойчивость интересов, отсутствие стабильных социально-ценных ориентиров,. Кем-то невзначай сказанное нелестное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, оторвавшаяся пуговица – подобные события способны погрузить подростка – представителя лабильного типа – в унылое и мрачное расположение духа, довести до слез. И, наоборот, малозначительные, но приятные вещи (скажем, обыкновенный комплимент) существенно улучшают настроение такого подростка. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или устремиться в шумную компанию. Так же меняется и отношение к будущему – оно то оптимистично, то, наоборот, унылое или даже мрачное. На фоне колебаний настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения. Анализ ответов данной группы испытуемых по методике Опросника ADOR (модификация З.Матейчика и П.Ржичан) показал, что именно эта категория подростков (чаще это мальчики) воспринимает свое семейное окружение как высоко конфликтное и враждебное. Можно предположить, что данный тип акцентуаций формирует вокруг такого подростка определенным образом направленное поле межличностных взаимодействий, вследствие чего нарушается их социальная адаптации.

Существенными проблемами социализации подростков с гипертимно-циклоидным, лабильно-сензитивным и гипертимно-лабильным типом акцентуаций является низкий порог формирования острых эмоциональных реакций и общая цикличность протекания их психической жизни, для которой характерны резкие и немотивированные эмоциональные перепады.

Это подростки со слабой волей, с неразвитым рефлексивным контролем, с низкой волевой активностью. является периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. Начинает тяготиться шумным обществом, хотя в конфликты вступает редко. Забрасываются прежние увлечения, теряется интерес к приключениям поиску. Прежде бойкие подростки становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, возможны проявления бессонницы, а днем, наоборот, – сонливость. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры подростки-циклоиды могут ответить раздражением, даже грубостью и гневом, но при этом в глубине души еще больше впадают в уныние.

Весьма уязвимы подростки-циклоиды к коренной ломке жизненного стереотипа (смена места жительства и учебы, потеря друзей и близких). Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: