Формирование системы концентрационных лагерей




Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Сыктывкара

(МАОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара)

Сыктывкарсамуниципальнöйасъюраланаöтувтан

веськöдланiн «Шöрсöвмöданвелöдчанiн №31»

 

Муниципальные ученические чтения

«Год памяти и славы»,

посвященных 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

 

 

Тема работы:

«Малолетние узники концлагерей»

 

 

Выполнила:

Воронова Виктория,

учащаяся 8 «А» класса

МАОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара

Республики Коми

Руководитель:

Гриц Александр Александрович

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара

Республики Коми

 

Сыктывкар, 2021

Содержание

Введение3

1. Формирование системы концентрационных лагерей5

2. Детские концлагеря8

3. Саласпилс. Помеченный смертью.12

5. Послевоенная судьба пленных и узников концлагерей14

6. Заключение17

Список использованной литературы18

 


Введение

В годы Великой Отечественной войны фашисты установили на территории СССР жестокий оккупационный режим, который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению – массовыми репрессиями, и уничтожением советских граждан, разрушением и разграблениям народного хозяйства, культурных ценностей. Сущность немецко-фашистского оккупационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне против СССР: политической — уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратить Советское страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешёвой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии. Эти цели были намечены задолго до нападения на СССР. Идеологической основой оккупационной политики являлся антикоммунизм и расизм. План «Барбаросса» — агрессивной войны фашистской Германии против СССР — имел экономический раздел под названием «Ольденбург». С начала войны фашистский генеральный план покорения Восточной Европы «Ост» был конкретизирован для оккупируемой части СССР и распространён на неё. Ещё до войны началось создание специального Восточного министерства для управления предполагавшейся к захвату территории СССР.

С первых дней вступления на советской территории войск фашистской Германии и её союзников стал устанавливаться жестокий оккупационный режим. На захваченной территории вся власть была сосредоточена в руках главнокомандующего немецко-фашистскими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий. На остальной оккупированной советской территории политическое управление и вся полнота власти передавались немецко-фашистской оккупационной администрации, входившей в состав Восточного министерства.

На оккупированных территориях гитлеровцы осуществляли массовый террор, который был результатом заранее продуманной политики истребления части советского населения. Особую жестокость оккупанты проявляли по отношению к коммунистам, подпольщикам и партизанам. Фашистские захватчики на территории СССР, подвергшейся оккупации, уничтожили около 11 млн. советских граждан, из них около 7 млн. мирных жителей, стариков, женщин, детей и около 4 млн. военнопленных. На территории УССР погибло свыше 5 млн. человек, в БССР - 2,2 млн. человек, в Литовской ССР – 0,7 млн. человек. Гитлеровские изверги расстреливали советских людей, отравляли их газом в душегубках, вешали, заживо сжигали и топили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям. Однако ни зверства, ни произвол, ни грабёж, ни социальная демагогия и фашистская пропаганда не смогли запугать советских людей, привлечь их к поддержке оккупантов. Взрослым в эти годы очень тяжело, по-разному складывались судьбы людей. Но больше всего от этого ужаса дети.

Их называют дети войны – так называют юных узников, детей-партизан, сыновей полка, молодых праведников мира, а также всех детей, находившихся на территории, оккупированной фашистами. Их страдания невозможно оценить в послевоенной обстановке. Миллионы детей в Советском Союзе и Европе пострадали в период геноцида в 1933-1945 гг. и в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Фашизм на деле доказал, что его идеология была направлена не только против взрослого населения, но и распространялась в невиданных в мировой практике методах на детей разного возраста и национальности. Война таит в себе еще много тайн и ученым еще предстоит раскрыть множество «белых пятен». До сих пор не может оценить детские потери. По разным источникам только в лагерях, гетто, тюрьмах и приравниваемых к ним местам принудительного труда (содержания) погибло до 2 млн. невинных детей и подростков. Фашисты распространили недопустимое в мировой практике уничтожение малолетних детей, использовав особые методы. Особенно от фашизма пострадали дети России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Германии. Как смогли выжить эти дети? Какими были условия их содержания в концлагерях?

Тема:

Цель работы: изучить положение малолетних узников концлагерей в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

- изучить источники по теме.

-взять интервью у бывшего узника концлагеря.

-осмыслить то как им удалось выжить.

 

 

Формирование системы концентрационных лагерей

Концентрационный лагерь – это преднамеренно оснащенный центр, предназначенный для массового принудительного лишения свободы и содержания военнопленных и политических заключенных.Концлагеря на территории Германии были местом нахождения тех лиц, которых подозревали в поддержании антифашистского движения. Первые концентрационные лагеря располагались непосредственно в Третьем рейхе. Но как только начались военные действия, такие учреждения превратились в гигантские машины, которые подавляли и уничтожали огромное количество людей. Концлагеря в Германии, Польше, Белоруссии, Украине, Литве во время Второй мировой войны были наполнены миллионами пленных: евреи, коммунисты, поляки, цыгане, советские граждане и другие. Огромное число узников концлагерей погибало из-за ужасных условий содержания, голода, болезней, нечеловечных опытов, массового истребления и тяжелого труда.

Распространение расовой теории в 1941 году привело к появлению лагерей или «фабрик смерти», за стенами которых методично убивали сначала евреев, а потом и людей, принадлежащих к другим «неполноценным» народам. Лагеря были созданы на оккупированных территориях стран Восточной Европы. Концлагеря Германии во время Второй мировой имели разное назначение и вместимость. Существовало пять фаз развития системы концлагерей. Первая фаза развития этой системы характеризируется строительством на германской территории лагерей, которые имели максимальную схожесть с тюрьмами. Они были предусмотрены для содержания противников нацистского режима. Одним из первых был создан лагерь Дахау в 1933 году неподалеку от Мюнхена.

Вторая фаза – это 1936-1938 года, когда число арестованных стремительно росло и требовалось наличие новых мест заключения. В составе арестованных появились бездомные и те, кто не хотел работать. Осуществлялось своего рода очищение общества от асоциальных элементов, которые позорили немецкую нацию. Третья фаза развития системы начинается практически единовременно со Второй мировой и длится до начала 1942 года. Количество узников в концлагерях Германии и на оккупированных территориях увеличивается практически в два раза благодаря пленным из других европейских государств.. Во время четвертой и последней фазы (1942-1945) значительно усиливается преследование евреев и советских военнопленных. Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник («винкель») на левой стороне груди и правом колене. (В Аушвице порядковый номер татуировали на левом предплечье.) Все политические заключенные носили треугольник красного цвета, уголовники – зеленый, «неблагонадежные» – черный, цыгане – коричневый. Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и желтый, а также шестиконечную «звезду Давида». Нарушивший расовые законы («расовый осквернитель») еврей должен был носить черную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника.Иностранцы также имели свои отличительные знаки (французы носили нашитую букву «F», поляки ‑ «P» и т. д.). Заключенные из Восточной Европы – винкель «OST». Буква «K» обозначала военного преступника (Kriegsverbrecher), буква «A» ‑ нарушителя трудовой дисциплины (от нем. Arbeit‑ "работа"). Слабоумные носили нашивку Blid‑ «дурак». Заключенные, которые участвовали или которых подозревали в побеге, должны были носить красно‑белую мишень на груди и на спине.

Обычно лагерем руководили старшие офицеры СС, но бывали и исключения. Так, например, комендантом Освенцима был Рудольф Гесс, заместитель фюрера по партии, улетевший в мае 1941г. в Англию. Именно на основании его показаний, а также показаний других проходивших по делу обвиняемых, свидетельств очевидцев, трофейных документов и составлена приведенная в статье карта концлагерей Рейха. Менее важные должности занимали младшие офицеры, унтер-офицеры, рядовые, непосредственно работавшие с узниками и проживавшие в казармах, по условиям лишь ненамного лучше лагерных бараков. В среде заключенных руководством лагерей искусственно нагнеталась вражда на любой пригодной почве для того, чтобы обезопаситься от возможных бунтов. Будь то национализм, прежняя страна проживания, но чаще всего уголовники назначались барачными старостами (т.н. «капо») и силой страха наказания руководили запуганными сильными сокамерниками. Очень часто в лагерях постоянно находились работники Гестапо (GeheineStaatsPolizei), которые не подчинялись руководству учреждений. Документация велась очень скрупулезно. Возможно, именно по этому Нюрнбергский процесс и смог так убедительно доказать преступность подобной практики, опираясь на документы и архивные материалы самих же обвиняемых.

За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерей смерти.Население оккупированных районов, рискуя жизнью, помогало бежавшим из лагерей (их укрывали, кормили, лечили, одевали, связывали с партизанами). Подпольщики и партизаны провели много операций по освобождению советских граждан из немецко-фашистских лагерей. Злодеяния гитлеровцев в лагерях расследовались чрезвычайной государственной комиссией. Ряд немецко-фашистских военных преступников и их пособников, зверствовавших в фашистских лагерях смерти, были преданы суду в СССР.

К концу 1944г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, где было очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад, чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старались тщательно устранить. Охрана тогда особенно свирепствовала и очень часто, убегая, убивала столько измученных людей, месяцами не получавших и куска картофельной ботвы, на скольких хватало патронов. Когда советские войска и союзники то и дело находили всё новые и новые лагеря, полные не похожих на людей узников, их охватывал ужас и недоумение, как люди могли так обращаться с людьми.


Детские концлагеря

Европа до сих пор содрогается, вспоминая об ужасах последней войны. Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгие годы после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючей проволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том, что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очередной этап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на них тоже распространялся позор измены. У них не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни.

У них не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников. Но, например, антифашистам концлагеря Бухенвальд удалось поместить многих детей в отдельном бараке. Солидарность взрослых защищала детей от самых ужасных издевательств, чинившихся бандитами-эсэсовцами, и от отправки на ликвидацию. Благодаря этому 904 ребенка смогли выжить в концлагере Бухенвальд.

В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никто из них не смел, покидать блок; появляться на Лагерштрассе они могли лишь в сопровождении блоковых или штубовых. Лагерное начальство полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!». Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни. Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей.

Особенно страдали дети более старшего возраста, которые еще помнили прежнюю жизнь на родине. У взрослых были определенные политические убеждения, они верили в победу социализма. Но какую моральную опору взрослые могли предложить этим детям? Если они понимали, что война скоро кончится и власть фашизма рухнет, то взрослые были рады, что у них тоже появлялась надежда, которая могла их поддержать. Ведь сильнее всего они тосковали по родине. С самой большой заботой относились к старшим девочкам. Уже с двенадцати лет их посылали работать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевали туберкулезом и многие умирали. Товарищи пытались устроить этих девочек на более легкую работу, но это не всегда удавалось. Если видели, что девочка слишком слаба для работы на производстве, то говорили об этом с коммунистками, которые в управлении лагеря вели списки заключенных, и они уменьшали ее возраст. Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь.

Антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства, хотя евреи составляли менее 1% населения, нацисты обвинили их в том, что они якобы стали хозяевами Германии. Для достижения своих целей гитлеровцам необходимо было лишить евреев возможности участвовать в жизни общества. Этот процесс начался в апреле 1933 г., когда нацистская партия и власти призвали к бойкоту еврейских магазинов и фирм. В результате многие евреи бежали из Германии, но в целом бойкот не достиг поставленной цели. Нацистские лидеры поняли, что антиеврейская политика требует более тщательной разработки. С этого момента они пытаются заручиться либо активной поддержкой населения, либо, по меньшей мере, его молчаливым согласием. И поэтому неудивительно, что еврейские дети страдали на войне больше остальных.

Лагеря, в которые отправляли детей, также как у взрослых, были огорожены колючей проволокой под током, охрана была на каждой вышке и на проходной, поэтому сбежать было очень тяжело. По уровню развития немцы ставили пленников на один уровень со зверями. СС-овцы были очень чистоплотны и часто мыли заключенных, ледяной водой, которая должна была уничтожить микробы. Иногда ребенок попадал в один барак с матерью, а если мать умирала, детей всегда оберегали чужие женские руки: подкармливали их, проносили, на свой страх и риск, в мешках через фашистов. Мучители всегда были очень жестоки, издевались над детьми, дразня их едой. Заболевших не лечили. Люди умирали от голода, холода, побоев. По воскресеньям кормили один раз в день, т.к. узники не работали.

У узников на одежде были пришиты белые треугольники на груди. У одних на треугольнике значилась буква «А» - пожизненное заключение, у других «В» - большой срок, у третьих «С» - срок поменьше. На ногах – колодки на деревянной подошве. Саласпилс – воспитательно-трудовой лагерь на территории, оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии и предназначенный для массового уничтожения людей. Он находился в двух километрах от саласпилского лагеря для политических заключенных, поэтому часто путают эти два лагеря.

Саласпилс представлял обширную территорию за высоким забором с тремя рядами колючей проволоки и смотровыми вышками по углам. По прибытию в лагерь детей распределяли: женщин и детей старше 6 лет грузили в машины и увозили. На территории стояли несколько дощатых бараков, в одном – совсем маленькие дети, которых никогда не выпускали на улицу, но ежедневно выносили умерших. Трупы «как поленья складывали в ящик» и увозили. В центре двора – 3 виселицы. В Алитусе содержались советские военнопленные, а также евреи из Франции, Чехии, Польши и антифашисты из Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожения личности. Официальной информации о лагере крайне мало. Причиной этого стало отсутствие документальных подтверждений преступлений гитлеровцев и их местных пособников, которые при наступлении частей Красной армии сожгли лагерь вместе с его архивом. Радогощь – женский и детский лагерь в местечке Лодзь (Польша). Это был пересыльный лагерь, узников в нем содержали временно. Детей приобщали к труду, обучали элементарным вещам и отправляли на заводы Германии. В момент наступления Красной Армии женщин угнали из лагеря, а бараки сожгли вместе с находившимися там детьми.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: