Таблица 47
Термин и его обозначение | Пояснение | |
1. Базовый типоразмер подшипника | Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189 (например 205, 176105, 60205) | |
2. Модификация базового типоразмера подшипника | Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции сепаратора и др. и определяемый в условном обозначении дополнительными буквами или дополнительными буквами и цифрами (например 205К, 1000802Л, 218К5) | |
3. Открытый подшипник качения | Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб | |
4. Закрытый подшипник качения | Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой | |
5. Подшипник качения для приборов. Приборный подшипник | Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах | |
6. Сдвоенный подшипник качения | Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник | |
7. Комплектный подшипник качения | Один из подшипников, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект с большим числом подшипников | |
8. Составная часть подшипника | Кольцо подшипника с телами качения или без них или с сепаратором и телами качения, которые могут быть свободно отделены от подшипника, либо блок тел качения с сепаратором в сборе, который свободно может быть отделен от подшипника | |
9. Монтажная поверхность | Поверхность отверстия внутреннего тугого кольца, наружная поверхность наружного свободного кольца, поверхность базового торца | |
10. Базовый торец | Торец кольца, по отношению к которому задается допуск положения или определяется отклонение положения. У колец радиально-упорных подшипников, имеющих торцы неодинаковой ширины, базовым торцом является широкий торец. У колец упорных подшипников - опорный торец, у колец радиальных подшипников - торец, свободный от маркировки. В случае отсутствия маркировки на кольцах, имеющих торцы равной ширины, базовым торцом считаются оба торца | |
11. Упорный борт на наружном кольце | Борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки | |
12. Опорный торец упорного борта | Поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая осевую нагрузку | |
13. Диаметр отверстия подшипника | Диаметр отверстия внутреннего тугого кольца подшипника, представляющий собой диаметр цилиндра, вписанного в теоретическую поверхность цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, вписанного в теоретическую поверхность конического отверстия | |
14. Наружный диаметр подшипника | Наружный диаметр наружного свободного кольца подшипника, представляющий собой диаметр цилиндра, описанного вокруг теоретической наружной цилиндрической поверхности | |
15. Крайнее сечение кольца | Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца на расстоянии, равном 2 r nom или 1,2 rs max в осевом направлении для фасок с максимальным размером менее 1 мм - на расстоянии, равном 1,5 rs max | |
16. Поминальный диаметр отверстия наружный диаметр d (D) | Диаметр отверстия наружный диаметр, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
17. Единичный диаметр отверстия наружный диаметр d s (D s) | Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия наружной поверхности радиальной плоскостью | |
18. Отклонение единичного диаметра отверстия наружного диаметра D ds (D Ds). Примечание. Для конического отверстия относится к диаметру со стороны широкого торца | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами) D ds = ds - d (D Ds = Ds - D) | |
19. Средний диаметр отверстия (наружный диаметр в единичном сечении dmp (Dmp) | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия наружных диаметров в одном и том же единичном сечении | |
20. Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении D d mp (D D mp) Примечание. Для конического отверстия относится к диаметру со стороны широкого торца | Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия наружным диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром) D d mp = d mp - d (D Dmp = Dmp - D) | |
21. Номинальный больший диаметр конического отверстия d 1 | Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
22. Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d 1 s | Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего диаметра конического отверстия радиальной плоскостью | |
23. Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия D dis | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия D dis = d is - d | |
24. Средний диаметр большего диаметра конического отверстия в единичном сечении dimp | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в крайнем сечении | |
25. Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении D dimp | Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром большего диаметра конического отверстия D dimp = d imp - d 1 | |
26. Отклонение угла единичного угла конуса конического отверстия D a(черт. 38) | Разность между отклонениями средних единичных диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях D a = D dimp - D dmp (D a = D dis - D ds) Черт. 38 | |
27. Номинальный диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника d 2 | Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
28. Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d 2 mp | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении | |
29. Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении D d 2 mp | Алгебраическая разность между средним диаметром и единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника D d2mp = d 2mp - d 2 | |
30. Непостоянство диаметра отверстия наружного диаметра в единичном сечении V dp (V Dp) | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия наружными диаметрами в единичном сечении | |
31. Непостоянство диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd 2 p | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении | |
32. Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) V dmp (V Dmp) | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия наружного диаметра в единичных сечениях. Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия наружного диаметра является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия наружными диаметрами в крайних сечениях | |
33. Номинальная ширина внутреннего наружного кольца В (С) | Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
34. Единичная ширина внутреннего (наружного) кольца B s (С s) | Расстояние между точками пересечения торцов внутреннего (наружного) кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца | |
35.Отклонение единичной ширины внутреннего (наружного) кольца D Bs (D Cs) | Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца D Bs = B s - B (D Cs = C s - C) | |
36. Непостоянство ширины внутреннего (наружного) кольца V Bs V Cs | Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного внутреннего наружного кольца V Bs = B smax - B Smin (V Cs = C smax - C smin) | |
37. Номинальная ширина упорного борта наружного кольца С 1 | Размер ширины упорного борта наружного кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
38. Единичная ширина упорного борта наружного кольца С 1 | Расстояние между точками пересечения торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта | |
39. Отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца D Cis | Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца D Cis = C is - C 1 | |
40. Непостоянство ширины упорного борта наружного кольца V Cis | Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного наружного кольца V Cis = Cismax - C ismin | |
41. Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (Т) | Размер ширины монтажной высоты подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений. Примечания: 1. Символ В применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С применяется, когда ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца когда символ В не применяется; символ Т применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца. 2. Для обозначения монтажной высоты применяется символ Т | |
42. Действительная ширина (монтажная высота) подшипника T s | Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостям и касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипника. Примечание. Монтажная высота конического однорядного роликового подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами | |
43. Отклонение действительной ширины (монтажной высоты) подшипника D Ts | Алгебраическая разность между действительной и номинальной ширинами (монтажными высотами) подшипника D Т s = T s - T | |
44. Номинальная монтажная высота роликового конического подшипника при контроле с образцовыми составными частями подшипника T 1, T 2черт. 39 | Размер монтажной высоты подшипника с образцовыми составными частями, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений | |
Черт. 39 | ||
45. Действительная монтажная высота роликового конического подшипника с образцовым наружным кольцом T is | См. определение к термину 42 | |
46. Отклонение действительной монтажной высоты роликового конического подшипника с образцовым наружным кольцом Δ T is | Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами конического подшипника с образцовым наружным кольцом D Tis = T is - T 1 | |
47. Действительная монтажная высота роликового конического подшипника с образцовым блоком (внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе) Т2 s | См. определение к термину 42 | |
48. Отклонение действительной монтажной высоты роликового конического подшипника с образцовым блоком внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе D T 2 s | Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами конического подшипника с образцовым блоком (внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе) D T2s = T 2s - T 2 | |
49. Радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе (радиальный и радиально-упорный подшипник) K ia | Разность между наибольшим и наименьшим расстоянием к радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, a у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца | |
50. Радиальное биение наружного кольца подшипника в сборе радиальный и радиально-упорный подшипник K ea | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца | |
51. Осевое биение внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) S ia | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками | |
52. Осевое биение внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе S ia | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами | |
53. Осевое биение наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) S ea | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками | |
54. Осевое биение наружного кольца роликового конического подшипника в сборе S ea | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами | |
55. Осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца подшипника в сборе относительно дорожки качения (шариковый подшипник с желобом) S ea 1 | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от опорного торца упорного борта наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта, при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны находиться в контакте со всеми шариками | |
56. Биение базового торца относительно отверстия внутреннего кольца S d | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости, перпендикулярной оси кольца, на расстоянии от оси в радиальном направлении, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца | |
57. Непостоянство положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца S o | Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу внутреннего кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей внутренней цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями | |
58. Отклонение от параллельности дорожки качения внутреннего (наружного) кольца относительно базового торца (шариковый подшипник с желобом) S i (S e) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, касательной к базовому торцу кольца | |
59. Отклонение от параллельности дорожки качения наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта (шариковый подшипник с желобом) S e 1 | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца | |
60. Разностенность дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника S i (S e) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения до опорного торца кольца | |
61. Непостоянство положения образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца наружного кольца S p | Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями | |
62. Непостоянство положения образующей наружной цилиндрической поверхности наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта (шариковый подшипник с желобом) S D 1 | Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями | |
63. Разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия (радиальный и радиально-упорный подшипник) К 1 | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения до поверхности отверстия внутреннего кольца | |
64. Разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности (радиальный и радиально-упорный подшипник) Ке | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения до наружной поверхности наружного кольца | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное