Кафедра гуманитарных наук




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ И.В. СУРИКОВА ПРИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

Кафедра гуманитарных наук

 

Реферат по курсу «Педагогика»

 

Тема реферата: «Российская школа и художественная педагогика с 60-х г до нашего времени».

 

 

Выполнил студент 5 курса

Факультета скульптуры

Заочное отделение

Губинский М.Ю.

 

 

Преподаватель:

Пластова Т. Ю..

 

 

2018-2019 учебный год

В 70-ые годы в советских школах большое внимание уделялось вопросам комплексного подхода к коммунистическому воспитанию, сочетавшему идейное, нравственное и трудовое направление.

Деятельность различных исследовательских институтов в те годы вызвала в 1971-85 годах активизацию методической работы в союзных республиках. Так в этот период были опубликованы "Психология" В.С.Кузина (40), содержащая интересный материал, связанный с изобразительной деятельностью; его же - "Методические рекомендации к проведению уроков рисования с натуры. 1У-П классы" (194); сборник исследований сотрудников НИИ художественного воспитания АПН, проведенных еще в 60-е годы "Изобразительное искусство в школе" под редакцией В.В.Колоколъннкова (182); "Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе" Г.Г.Виноградовой (171), пособия по преподаванию изобразительного искусства в первом и втором классах Т.Я.Шпикаловой (229, 230) и др.Знакомство с названной методической литературой, показывает, что в большинстве учебников и пособий авторы их продолжили, исходя из национальных особенностей культуры своих республик и учитывая новые требования времени.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. С этого времени — с начала 60-х годов — экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически, но недостаточно.В 1966 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реорганизации Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР. Вместе с ней были реорганизованы и научно-исследовательские институты Академии, в том числе Институт художественного воспитания. Одновременно с этим организуется Научно-исследовательский институт школ при Министерстве просвещения РСФСР со специальной лабораторией по изучению методики преподавания изобразительного искусства.С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования.В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство». Много нового внесено и в общую систему общеобразовательных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образования на трехлетнее; и опять на четырехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству.Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические комплексы по изобразительному искусству и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

В. С. Кузин "Изобразительное искусство" (1-9 классы)

Цель: развитие у детей изо. способностей, худ-го вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств.

Содержание и сред-ва: рисование с натуры, по памяти и воображению предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы, беседы об изо. искусстве. Ведущее место -рисованию с натуры. Кузин и Кубышкина - разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы.

В 1957 году был создан художественно-графический факультет в Московском государственном заочном педагогическом институте, в 1959 году в Краснодаре, в 1960 в Смоленске, в 1992 году в Нижневартоске, в 2001 в Московском городском педагогическом университете и т.д. Сегодня в нашей стране около 70 факультетов, осуществляющих подготовку учителей изобразительного искусства.

Перспективой деятельности художественно-графических факультета должны быть следующие позиции: приоритетом в деятельности художественно-графического факультета должна быть прежде всего подготовка педагогических кадров; строго придерживаться реалистической школы изобразительного искусства (П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовский, Г.Б.Смирнов, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов и др.); реалистическая направленность художественно-графического образования проектируется и на содержание школьного предмета «Изобразительное искусство» (Программа В.С.Кузина, С.П.Ломова).

 

 

Современная Российская школа и художественная педагогика базируется на трудах таких известных педагогов как Т.Я.Шпикалова, Б.М.Неменский, Н.М.Сокольникова, Ю.А.Полуянов.

Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Наталья Михайловна Сокольникова - современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:-- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;-- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;-- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Т. Я. Шпикалова: "Изобразительное искусство и худ-ый труд" (1-6 класс)

Цель: развитие личности на основе целостной эстетической культуры.

Содержание и ср-ва: программа интегрирована на основе изо. искусства и худ-го труда. Содержание построено на основе ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Направлена на освоение основ художественного изображения народного искусства и ДПИ, а так же художественно-проектной деятельности. Для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно прикладного направления. Шпикалова Т. Я. - главная цель программы - способствовать воспитанию высокохудожественно - образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: