И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА




Экономика подразделяется на:

- микроэкономику;

- макроэкономику;

- мезоэкономику;

- супермакроэкономику.

МИКРОЭКОНОМИКА изучает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, потребителей, домохозяйств наемных рабочих, предпринимателей, торговцев), она помогает понять, почему на низшем уровне экономики принимаются такие, а не иные решения.

МАКРОЭКОНОМИКА изучает национальную экономики в целом, общие экономические процессы на уровне общества (производство национального до- хода, безработица, инфляция и др.), показывает, что надо делать государству, чтобы общество процветало.

МЕЗОЭКОНОМИКА изучает поведение промежуточных систем или от- раслей народного хозяйства (агропромышленного, военно-промышленного комплекса и т. д.)

СУПЕРМАКРОЭКОНОМИКА раскрывает поведение мирового хозяйст- ва, мировой экономики в целом.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

- обеспечение жизнеспособности и поддержание жизнедеятельности людей;

- создание условия для продления рода человеческого;

- рост благосостояния членов общества.

Экономические знания нам дает не одна экономическая наука, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин, (о них чуть поз- же будет сказано), которые имеют свои задачи, свой предмет, логические приемы и т. д.

Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, и потому их относят не к общей теории, а к искусству хозяйственной практике.

Отсюда экономическую науку разделяют на:

– теоретическую;

– прикладную.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА изучает общие закономерности проте- кания экономических процессов.

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА взаимодействует с конкретной экономи- кой (национальная экономика, экономика отрасли, экономика предприятия и т. д.), опирается в большей степени, чем теория, на опыт, практику хозяйствова- ния, конкретные показатели хозяйственной деятельности.


Она ставит перед собой практические задачи предметного анализа эко- номической деятельности; изучает конкретные экономические ситуации при- менительно к микроэкономике и макроэкономике.

Экономика как наука является МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ФУНДАМЕН-ТОМ целого комплекса наук:

- ОТРАСЛЕВЫХ (экономика торгового дела, промышленного, транс- порта, строительства и т.д.).

- ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т. д.)

- МЕЖОТРАСЛЕВЫХ (экономическая география, демография, стати- стика и др.)

Экономика как наука - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. и раскрывает определенную часть социальных явле- ний жизнедеятельности человека.

Экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономически- ми науками, а также социологией, психологией, историей, без учета которых полученные экономикой вывода могут оказаться ошибочными.

В экономической науке можно выделить ДВА НАПРАВЛЕНИЯ, в зави- симости от области приложения ее результатов.

1. ПОЗИТИВНАЯ (ДЕСКРИПТИВНАЯ) ЭКОНОМИКА – ориентиро- ванна преимущественно на объективное толкование, научное объ- яснение наблюдаемых экономических процессов и явлений по- строение на их основе научных гипотез, концепций, выявление за- кономерностей функционирования экономических систем.

2. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА отвечает на вопросы, как должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результа- тов.

Особой ветвью экономической науки есть научное ПРОГНОЗИРОВА- НИЕ, ПРЕДВИДЕНИЕ того, что может произойти в экономике в будущем.

Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики.

Практика (действие) ведет к знанию, знание к предвидению, предвиде- ние к правильному действию.

ЭКОНОМИКА – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовые решения всех проблем.

ТЕОРИЯ – лишь инструмент, способ осмысления экономической дейст- вительности.

Владение этим инструментом, знанием основ экономики поможет каж- дому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

От экономической науки следует отличать экономическую политику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА целенаправленная система мероприя- тий государства и фирмы в области производства, распределения обмена и по- требления благ. Государственная экономическая политика призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.


Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов для эффек- тивного достижения поставленных экономических целей.

Экономическая политика базируясь на экономической теории, должна считаться с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемых проблем, чтобы принимаемые решения были успешными.

Экономическая политика может привести:

- к изменению экономической системы;

- ее совершенствованию;

- или разрушению.

К КУОРНСОМЭ ИКИ – это научное руководство к познанию экономиче- ской действительности без претензий на монополию истины.

 

2.3. МЕТОДЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ

Если предмет науки характеризуется тем, ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ, то метод

КАК ЭТО ИССЛЕДУЕТСЯ.

От правильно выбранного метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр МЕТОДОВ научного познания.

МЕТОД – это совокупность приемов, способов, принципов с помощью которых определяются пути достижения цели.

1. МЕТОД НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ (от латинского – отвлечение), ис- следователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется.

Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, рас- пределение, обмен и др.

2. АНАЛИЗ – это мысленное расчленение изучаемого явления на состав- ные части и исследования каждой из этих частей в отдельности.

3. СИНТЕЗ – соединение составных частей в единое целое и познание предмета, явления в целом.

4. ИНДУКЦИЯ – обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

5. ДЕДУКЦИЯ – делает возможным переход от общих выводов к отно- сительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяется эконо- мической теорией в единстве. Это сочетание обеспечивает комплексный сис- темный подход к изучению сложных явлений хозяйственной жизни.

6. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ – применяются в един- стве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в об- щем и целом с исходным пунктом логического исследования.

7. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫИ СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ – позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.


8. МЕТОД ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ – предлагает создание экономических моделей для определения изменений эко- номических явлений, закономерностей этих изменений, их последствия, воз- можности и издержки влияния, а также делать реальное прогнозирование эко- номических процессов.

Что представляет собой экономическая модель?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – это формализованное описание эконо- мического процесса или явления, структура которого обусловлена его объек- тивными свойствами субъективным целевым характером исследования.

9. Большинство моделей, принципов экономической теории можно выра- зить графически, в виде математических уравнений.

ГРАФИКИ – это изображение зависимости между двумя и более пере- менными.

Зависимость может быть, первое, ЛИНЕЙНОЙ (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями вертикальной Y, и горизонтальной X (рис.2.1).

 

Y Y

 


 

Цена товара


 

Цена товара


 

 


 

Объем

продаж X


 

Издержки производства X


 

Рис. 2.1. Линейная зависимость

 

Второе, зависимость может быть НЕЛИНЕЙНОЙ (т.е. изменяющейся).

Тогда график приобретает форму кривой линии (рис.2.2).

 

 

Y

 

 

темп инфля- ции (%)

 

 

доля безра-

ботных X

 

Рис. 2.2. Нелинейная зависимость


По мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличе- нию – кривая Филлипса.

10. В рамках графического подхода широко применяются:

1) ДИАГРАММЫ – рисунки, показывающие соотношения между пока- зателями.

Они могут быть (рис.2.3):

 

 

а) б)

Рис. 2.3. Диаграммы: а) круговая; б) столбиковая

 

2) СХЕМЫ – наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаи- мосвязи.

11. ПОЗИТИВНЫЙ АНАЛИЗ – дает нам возможность увидеть экономи- ческие явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть.

12. НОРМАТИВНЫЙ АНАЛИЗ – основан на исследовании того, что и как должно быть. Он выводится из позитивного анализа.

При нормативном анализе выносятся оценки: справедливо или неспра- ведливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Чтобы сделать из вышеизложенного выводы, необходимы ЭКОНОМИ- ЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ – это искусственное воспро- изведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наи- более благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА е–мэнтооесист описание действительности

на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик по- средством определений, понятий, категорий, представленное как закон, прави- ло или модель хозяйственной жизни.

Из этого определения мы видим, что экономика изучает КАТЕГОРИИ и ЗАКОНЫ.

Что представляют собой экономически категории?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – это логические понятия, отражаю- щие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества.

Категориями являются, например: спрос, предложение, деньги, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многое другое.


В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей про- кладывает себе путь необходимость, закономерность развития.

Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, прису- щие им законы – законы общественных действий людей, или экономическиезаконы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаи- мозависимости в экономических явлениях и процессах.

Экономические законы не следует смешивать с законами природы, с за- конами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1) ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ – это законы природы; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – законы развития общественной жиз-

ни, хозяйственной деятельности людей;

2) ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ – вечны;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – носят исторический характер;

3) открытие и применение ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ – происхо- дит более или менее гладко;

А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – встречают сильное противодейст- вие со стороны отмирающих сил общества.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ в отличие от законов природы не работа- ют сами по себе, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС автоматически не проявляет- ся. Для этого необходимо действие людей, которые живут и работают в опре- деленной экономической системе.

 

ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

Национальное богатство, производственные отношения, микроэкономи- ка, макроэкономика, супермакроэкономика, прикладная экономика, позитивная (дескриптивная) экономика, нормативная экономика, экономическая политика, метод экономики как науки, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, моделирование, математический метод, графический метод, экономический метод, экономический эксперимент, экономическая модель.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как определяют предмет и практическую функцию экономики как науки:

–меркантилисты;

–физиократы;

–классическая политическая экономия;

–марксистская политическая экономия;

–маржинализм;


–А. Маршалл;

–Кейнсианская школа;

–П. Самуэльсон;

–российская экономическая мысль.

2. Какие разделы экономики вы знаете? Охарактеризуйте их.

3. Что вы понимаете под теоретической и прикладной экономиками?

4. Какая взаимосвязь экономических наук и экономической политики?

5. Знание экономики является предпосылкой или гарантией вашего бла- гополучия? Обоснуйте свой ответ.

6. Что вы понимаете под методом экономической науки? Перечислите их и раскройте.

7. Дайте определение экономической категории и экономического закона. В чем отличие экономических законов от законов естествознания, законов при- роды.


Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. БЛАГА. ПОТРЕБНОСТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

 

3.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА:ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и не- материальных благ и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это система общественного производ- ства, т.е. совокупность производительных сил и производственных отношений. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА может быть охарактеризована и как со-

вокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, ка- сающихся производства, дохода и потребления в рамках определённой геогра- фической территории.

ВАЖНЕЙШИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ яв-

ляются:

- хозяйственная деятельность;

- производственные отношения;

- производительные силы;

- экономические ресурсы;

- производственные возможности;

- результаты и эффективность функционирования экономической системы.

 

Что представляют вышеназванные элементы экономической системы?

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ людей представляет собой про- цесс, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии:

1. ПРОИЗВОДСТВО – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека;

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведённом продукте;

3. ОБМЕН – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественных связей производителей и потреби- телей, опосредствующая общественный обмен товарами;

4. ПОТРЕБЕЛНИЕ – процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей.

Хозяйственная деятельность сегодня характеризуется такими терминами, как: предпринимательство, бизнес, коммерция, менеджмент, маркетинг.


Что представляют собой эти термины?

1.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – хозяйственная деятельность с исполь- зованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.

2.БИЗНЕС – чаще всего характеризуется как:

- дело (работа);

- любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду;

- система ведения дел или система, которую мы создали для удовле- творения наших желаний (при этом, не нанося ущерба другим лю- дям, государству).

Е 3.РКЦОИМЯМ – это торговая деятельность людей, направленная на по- лучение торговой прибыли.

К новым формам общественной деятельности можно отнести:

- ЛИЗИНГ – своеобразное сочетание аренды и кредита для реализа- ции средств производства;

- ФАКТОРИНГ – (посредник) форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путём по- купки у производящей фирмы требований к своим клиентам (про- дажа права на взыскания долгов; услуга, связанная с получением денег за продажу в кредит).

4 Ж.ММЕЕННЕТД – это деятельность по управлению производством (со-

вокупность принципов, методов, средств и форм управления производством).

5.МАРКЕТИНГ – система организации деятельности предприятия (фир- мы), когда в основе принятия хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах, а также производственно-сбытовые возможности данного предприятия.

 

Что представляет собой благо?

БЛАГО – это вещь, средство, всё то, что удовлетворяет человеческие по- требности и отвечает интересам, целям и устремления людей.

Блага подразделяются на МАТЕРИАЛЬНЫЕ и НЕМАТЕРИАЛЬ-


НЫЕ.


 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА подразделяются на:

- ДАРОВЫЕ (ни кем не присвоенные: дары природы, солнечный свет, снег зимой и т.д.)

- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ (экономические блага) это результат эконо- мической деятельности людей, продукты труда и т.д.;

- ПРАВА – патентные, авторские и т.д.;

- ДОЛЕВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА;


- ЫВСЕ ВИД МОНОПОЛИЙ И ПРИВИЛЕГИЙ;

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – это блага, воздействующие на развитие способностей человека и создающиеся в непроизводственной сфере


(здравоохранении, образовании, физкультуре, спорте, искусстве, кино, театрах и т.д.).

Среди нематериальных благ различаются:

- ВНУТРЕННИЕ БЛАГА – которые даны человеку природой, кото- рые он развивает по собственной воле (мускулы, здоровье, деловые способности, профессиональное мастерство и т.д.);

- ВНЕШНИЕ БЛАГА – то, что даёт внешний мир для удовлетворе- ния способностей человека (репутация, деловые связи и т.д.) или блага, которые благотворны для себя и для других (трудовые по- винности, домашние услуги).

Особую группу благ составляют УСЛУГИ.

Их специфика состоит в том, что они не имеют вещной формы, их нельзя накопить, они могут быть потреблены в момент их производства.

В условиях товарного производства большая часть благ становится то- варом.

ТОВАР – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо чело- веческую потребность и предназначенный для обмена.

Товар это элементарная форма богатства.

Сегодня к богатству относят не только материальные блага, выступаю- щие в роли товара, но всё то, что ценится обществом, в том числе и интеллект, чистый воздух и д.р.

По функциональному назначению товары подразделяются на две боль- шие группы:

- ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (или товары народного потребле- ния), предназначенные для личного потребления;

- СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – товары, предназначенные для производственного потребления (станки, машины, сырьё, полуфаб- рикаты и т.д.).

Товаром особого рода являются ДЕНЬГИ.

Их особенность состоит в том, что они являются ВСЕОБЩИМ ЭКВИВАЛЕН-ТОМ, т.е. на них можно купить любой товар.

 

Что представляют собой потребности?

ПОТРЕБНОСТИ – нужда, надобность в чём-либо необходимом для под- держания жизнедеятельности и развития организма, личности.

Потребности подразделяются на:

- потребности физиологические (в еде, питье и т.д.);

- потребности в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

- потребности в социальных связях (любовь, причастность к какой- либо группе и т.д.);

- потребность самоуважения (признание, одобрение и т.д.);


Потребности могут быть разделены на:

- экономические и неэкономические;

- осознанные и неосознанные;

- ложно понятые.

Все вышеперечисленные стадии хозяйственной деятельности (производ- ство, распределение, обмен и потребление) находятся во взаимосвязи и взаимо- действие, которые проявляются в процессе воспроизводства.

ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА – составляет постоянное повторение хозяйственной деятельности (всех стадий) в прежнем или увеличенном объеме. Процесс воспроизводства характеризуется взаимодействием трёх элемен-

тов:

- рабочей силы;

- предметов труда;

- средств труда.

РАБОЧАЯ СИЛА – это совокупность физических и духовных сил чело- века, его способность к труду.

Потребление рабочей силы в процессе производства и есть ТРУД, или это це- лесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов природы, приспособление их к человеческим потребностям.

ПРЕДЕМЕТ ТРУДА – это то, на что направлен труд человека, что со- ставляет материальную основу будущего готового продукта.

Предметы труда либо даны сомой природой (руда, рыба в море), либо яв- ляются продуктом предыдущего труда, т.е. сырья (выловленная рыба поступает на переработку на рыбоконсервные предприятия).

СРЕДСТВА ТРУДА – вещь или комплекс вещей, которые человек поме- щает между собой и предметом труда; то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

Средства труда подразделяются на:

1. ОРУДИЯ ТРУДА – машины, механизмы, инструменты, двигатели, пе- редаточные устройства и т.д.

2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА или Д “СИО- СУ

СТАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА” – трубы, цистерны, бочки и т.д.

3. УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО – можно охарактеризовать, как

“нервную систему производства”.

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется по- средствам ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.

ТЕХНОЛОГИЯ отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предмет труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА обеспечивает единство, взаимодей- ствие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства.


Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация и концентрация производства и т.д. развивается взаимосвязь производства по от- раслевому и территориальному направлениям.

Совершенствование этой сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

 

Что представляют собой производительные силы?

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие.

Главной производительной силой общества является человек, участник обще- ственного производства.

Средства производства, которые участвуют в процессе производства, это результат деятельности разума, труда человека.

Совершенствование средств производства, освоение природных богатств, овладение законами развития природы и общества - это главные факторы не- прерывного развития производительных сил.

Человек всегда был и остаётся центральной фигурой экономики.

Экономика, хозяйственная деятельность возникли вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека.

Но созданная человеком экономика оказывает сильное влияние на фор- мирование и развитие человеческой личности.

Человекядл получения средств существования воздействует на природу

(обрабатывает землю, добывает полезные ископаемые, выращивает сады и т.д.). Но и природа оказывает влияние на человека, его способности, внешний вид. Отсюда мы видим, что:

ЭКОНОМИКА – это взаимодействие человека с природой, с окружаю- щей его средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.

Человек в экономике играет три основных роли:

Во - первых, – он выступает в качестве хозяйственника, производителя или продавца товаров и услуг.

Во - вторых, – он выступает в качестве основного потребителя, покупате- ля этих товаров и услуг.

В - третьих, – человек управляет производством, распределением, обме- ном и потреблением, т.е. экономикой на всех уровнях.

 

Особое место в производительных силах занимает ЗЕМЛЯ. В одних от- раслях она используется преимущественно как предмет труда (добывающая промышленность), в другихкак средство труда (в сельском хозяйстве). Но везде она служит материальным условием производства.

Производительные силы образуют ведущую сторону общественного про- изводства.


Каждой ступени развития производительных сил соответствуют опреде- лённые ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, выступающие в качестве со- циально-экономической форма их движения.

В прошлой лекции было сказано, что:

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это объективно складываю- щиеся отношения, взаимосвязи между людьми в процессе производства, рас- пределения, обмена и потребления жизненных благ.

В результате хозяйственной деятельности людей, взаимодействия произ- водительных сил и производственных (экономических) отношений создаётся ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ – это то, что производится, создаётся и используется в экономике.

В процессе хозяйственной деятельности складываются два вида отноше-

ний:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ включают отношения, связанные со

всеми стадиями хозяйственной деятельности: производством, распределением, обменом и потреблением (в основе их лежат отношения собственности).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ складываются в процессе взаимо- действия между человеком и средствами труда, человеком и предметом труда, между людьми при осуществлении производственного процесса (последова- тельность технологического производства).

Сложившуюся в данный отрезок времени систему производительных сил и технологических отношений называют ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМПРОИЗВОДСТВА.

 

Что представляют собой экономические ресурсы?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – это совокупность различных элемен- тов производства, которые могут быть использованы в процессе создания мате- риальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производ- ства принято делить на три вида:

- ТРУДОВЫЕ – это люди, их рабочая сила;

- ПРИРОДНЫЕ – это земля, её недра, леса и воды;

- ИНВЕСТИЦИОННЫЕ – средства производства, которые образуют капитал.

Кроме того, различают ресурсы:

- МАТЕРИАЛЬНЫЕ – средства и предметы труда;

- ФИНАНСОВЫЕ – денежные средства, направленные в производ- ство;

- ИНФОРМАЦИОННЫЕ – данные, необходимые для функциониро- вания автоматизированного производства и управления им с помо- щью компьютерной техники.

Имеющиеся ресурсы в хозяйственной деятельности ограниченны.


“ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ” называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей, которые постоянно растут:

- по мере развития общества;

- роста хозяйственной деятельности;

- расширения рынка и т.д.

Отсюда не случайно появилось утверждение: “Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!”.

В экономической теории различают абсолютную и относительную огра- ниченность ресурсов.

Под АБСОЛЬТНОЙ ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потреб- ностей членов общества. Она характерна для природных и трудовых ресурсов.

Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресур- сов становится ОТНОСИТЕЛЬНОЙ, ибо для ограниченного круга потребно- стей ресурсы относительно безграничны.

Это характерно для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Отдельные ресурсы невоспроизводимы (полезные ископаемые), другие ресурсы воспроизводимые (вместо вырубленного леса можно вырастить новый).

Поскольку ресурсы ограниченны, то общество должно сделать ВЫБОР

(чтобы экономить ресурсы).

Суть ПРОЬЛЕМЫВЫБОРА состоит в том, что поскольку каждый ис- пользуемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбор приходится делать всем:

- ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ – при наличии определённой суммы денег пойти в театр или купить видео кассету;

- ФИРМЕ – при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников;

- ГОСУДАРСТВУ – увеличить армию, или построить плотину, стро- ить жилые дома или школы и больницы и т.д.

Этот выбор, альтернативность, взаимозаменяемость можно проиллюст- рировать в таблице и на графике (табл.3.1, рис.3.1).

 

Таблица 3.1. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Возможности Строительство жилых домов (тыс. штук) Строительство школ и больниц (тыс. штук)
A    
B    
C    
D    
E    
F    

Количество жилых домов

 

 

9 Кривая производственных

возможностей


 

1 2 3 4 5


 

Количество больниц, школ


Рис.3.1. График границ производственных возможностей.

 

Зафиксировав цифры на графике и соединив их, мы получаем КРИВУЮПРОИЗВЕДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (A B C D E F).

График производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производ- ство какого-то блага, не поступившись другим благом.

Если экономика функционирует на границе производственных возможно- стей, то это свидетельствует о её ЭФФЕКТИВНОСТИ и правильности выбора.

 

Что представляет собой эффективность?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности.

Вильфредо Парето (1848 – 1923), исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ре- сурсов, пришёл к ВЫВОДУ, что это такое состояние, при котором никто не может улучшить своё состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка.

Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название ОПТУМУМ ПАРЕТО.

Вернёмся к графику производственных возможностей (см.рис.3.1).

1. Выбор сочетания, соответствующего точке “ M ”, расценивается как неудачный для данной экономики, поскольку он не позволяет эффек- тивно использовать производственные ресурсы.

2. Производство же на основе выбора точки “ N ” вообще не осуществи- мо, так как эта точка находится за пределами производственных воз- можностей.

Таким образом, главной проблемой экономики является ПРОБЛЕМА ВЫБОРА, проблема распределения редких ресурсов.


Основными вопросами экономической системы являются:

1. ЧТО? – какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определённый период времени?

2. КАК? – при какой комбинации производственных ресурсов, с исполь- зованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

3. ДЛЯ КОГО? – кто будет покупать выбранные товары и услуги, опла- чивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределён валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

 

3.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В своём развитии человеческое общество использовало и использует раз- личные экономические системы.

1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА:

- основана на традициях, которые определяют, какие товары и услу- ги производить, для кого и каким образом;

- развивается преимущественно на индивидуальной, частной собст- венности и примитивных орудиях труда;

- перечень благ, технология производства и распределения базирует- ся на обычаях данной страны;

- экономическая роль членов общества определяется наследственно- стью и кастовой принадлежностью;

- открытость экономических связей.

Такой тип экономики сохраняется сегодня в некоторых слаборазвитых странах.

2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА:

- что, как и для кого производить определяют рынок, цены, прибыль, спрос, предложение и убытки хозяйствующих субъектов;

- характеризуется частной собственностью на ресурсы и использова- нием системы рынков и цен для координации экономической дея- тельности и управления ею;

- производитель производит ту продукцию, которая приносит ему наибольшую прибыль;

- потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько запла- тить за него денег;

- производитель производит продукцию с более низкими издержка- ми, чем у конкурента с тем, чтобы продать больше и по низкой це- не;

- правительство не вмешивается в экономику, его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, способст- вующих развитию свободных рынков.


3. КОМАНДАНЯ, ПЛАНОВАЯ ИЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯЭКОНОМИКА (была присуща социалистическим странам, а в настоящее время много её элементов сохраняется на Кубе, Северной Кореи и др.):

- основана на государственной собственности на все материальные ресурсы;

- все экономические решения принимаются государственными орга- нами по средствам централизованного (директивного) планирова- ния;

- каждому предприятию выделяются определённые ресурсы, техни- ка, рабочая сила, указываются поставщики и покупатели;

- быстро концентрирует ресурсы в государственном секторе для ре- шения общественных задач;

- высокий уровень общественного производства и наличие единого экономического центра.

4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА:

- предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей;

- предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному желанию, а не по правительственным директивам;

- государство осуществляет антимонопольную, социальную, фис- кальную (налоговую) и другие виды экономической политики.

Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей:

1. – ШВЕДСКАЯ модель – в которой сердцевиной является соци- альная политика;

2. – ЯПОНСКАЯ модель – характеризуется развитым индикатив- ным (рекомендательным) планированием и координацией дея- тельности правительства и частного сектора;

3. – АМЕРИКАНСКАЯ модель – в экономике государства играет важную роль в утверждении правил экономической деятельно- сти, поощрении и регулировании бизнеса, развитии образования и науки.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономиче- ских систем. Наиболее известны два подхода к оценке экономических систем:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД;

- ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

1. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД – позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов матери- ального производства:

- первобытнообщинный;

- рабовладельческий;

- феодальный;

- капиталистический;

- коммунистический.


В основе их развития и перехода от одного к другому способу производ- ства лежит развитие производительных сил и производственных отношений.

Сегодня классическое выделение пяти способов производств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: