Рассмотрим эти функции каждую в отдельности.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
ВНЕШНИЕ (ПОБОЧНЫЕ) ЭФФЕКТЫ – ущерб (или выгода) от произ- водства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно по- лучить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле- продаже этого блага.
Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности –
ПРИМЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВНЕШНЕГО ЭФФЕКТА, то улучшение осве-
щения улиц за счёт реклам и витрин магазинов – ПРИМЕР ПОЛОЖИТЕЛЬ-НОГО ВНЕШНЕГО ЭФФЕКТА.
Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтён рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае ре- сурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магази- нах с хорошо освещёнными витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйст- венной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов.
Если рыночные решения принимаются без учёта всех затрат и выгод, свя- занных с производством и потреблением определённого типа благ, то эти ре- шения оказываются далёкими от совершенства. Более того, игнорирование по- терь или выгод определённых групп граждан или фирм может породить обще- ственные конфликты.
ПРИМЕР. Если химический комбинат через атмосферные выбросы за- грязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчёлы, то это никак не беспокоит дирекцию, но очень волнует людей, держащих пасеки. Им бы хоте- лось, чтобы комбинат поставил мощные сооружения, очищающие воздух.
|
Если государство не поможет пасечникам силой закона или другими эко- номическими инструментами, то им остаётся пикетировать ворота комбината или пытаться любыми способами остановить его деятельность.
Вот почему государство вынужденно вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособностью учитывать такие эффекты и находить взаимоприем- лемые решения.
Для решения возникающих проблем английский экономист А. Пигу(1877-1959) сформулировал правило, в соответствии с которым экономика дос- тигает максимума социального благосостояния при значительном вмешатель- стве правительства на частных рынках, при растущих НАЛОГАХ и СУБСИ-ДИЯХ.
1. По мнению А. Пигу, в случаях, когда предельная социальная выгода превышает предельную частную выгоду, соответствующую решениям индиви- да купить товар, правительство должно СУБСИДИРОВАТЬ производство или покупки, чтобы снизить рыночную цену и способствовать большему потребле- нию товара.
2. Когда предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки правительство должно установить НАЛОГИ на товар, или обложить НАЛОГОМ экономическую деятельность, связанную с дополни- тельными издержками, чтобы частные издержки и цена товара отражали бы впоследствии эти внешние издержки.
Анализ проблемы социальных издержек привёл Р. Коуза (1910), амери- канского экономиста, к выводу (который получил название ТЕОРЕМА КО-УЗА), что если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирую- щий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.
|
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух – трёх). При возрастании чис- ленности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и пред- посылки об их нулевом значении перестают быть корректными.
Регулирование внешних для рынка эффектов берёт на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регули- рование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производст-
ва. Существует три основных пути сокращения вредных выбросов в окружаю- щую среду:
1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;
2) введение платы за выбросы;
3) продажа временных разрешений на выбросы.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ
Рассмотрим следующую функцию государства: – удовлетворение потреб- ностей в общественных товарах или чисто общественных благах.
ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО – это такое благо, которое потребля- ется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. К чисто общественным благам относятся:
- оборона;
- охрана общественного порядка;
- государственное управление;
- единая энергетическая система и т.д.
В мировой экономической науке эти блага называются общественными товарами. Предоставление населению общественных товаров является функци- ей государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет.
Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от част- ных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара,
|
ктак ка студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же
имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.
ТРИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Государственное вмешательство в экономику связанно с ограниченно- стью самого рыночного механизма.
ПРОВАЛЫ(ФИАСКО) РЫНКА – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельст- вующих о провалах рынка:
1) монополия;
2) несовершенная (ассиметричная) информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство.
В связи с этим в экономической литературе подчёркивается необходи- мость выполнения государством ещё трёх глобальных функций:
1) эффективность;
2) справедливость;
3) стабильность.
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Государство должно создать такие условия, кото- рые бы обеспечили эффективное функционирование производства:
- антимонопольная деятельность государства;
- обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма;
- активизация конкуренции.
2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Рынок признаёт, что справедливым будет счи- таться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует по- лучение прожиточного минимума.
Общество осознало и признало, что распределение доходов, СПРАВЕД-ЛИВОЕ с точки зрения рынка НЕСПРАВЕДЛИВО в общечеловеческом плане.
В этих условиях, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.д. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости насе- ления, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается без- работица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной эконо- мике.
Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
И 3.ЛСЬНТАОБСТЬ. Государство, вовлекаясь в макроэкономическую политику, поддерживает экономическую стабильность, сглаживает цикличе- ские формы развития экономики.
Для обеспечения стабильности государство берёт на себя:
- обеспечение правовой основы и социального климата;
- способствует функционированию рыночной экономики;
- компенсацию негативных сторон рынка;
- поддержку малого и среднего бизнеса;
- проведение фискальной политики;
- обеспечение развития фундаментальных научных исследований;
- стимулирование НТП;
- развитие новых отраслей с неясными перспективами;
- разрешение региональных проблем.
КРИВАЯ ЛОРЕНЦА
Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (по имени американского экономи- ста и статистика (1876-1959)), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами на- селения (рис. 11.1).
ПО ГОРИЗОНТАЛИ отмечены процентные группы населения, а ПОВЕРТИКАЛИ – проценты доходов, получаемые этими группами.
Процент дохода (%)
O 20 40
60 80 100
Население (%)
Рис. 11.1 Кривая Лоренца
Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получало бы 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д. Линия OE отражает абсолютное равенство в распределении доходов.
В реальной жизни распределение доходов показано линией OABCDE. Чем больше эта линия или кривая Лоренца отклоняются от линии OE, тем больше неравенство в распределении доходов.
Если площадь заштрихованного участка графика (рис. 11.1) обозначить буквой T, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название КОЭФФИЦИЭНТА ДЖИНИ (по имени итальян- ского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965)).
G = TOFE
где: G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного целевого механизма.
Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные про- цессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в общест- ве и сокращению эффективности производства в целом.
С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании дохо- дов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжён- ности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регу- лирование социальных отношений в обществе связано зсрреашением противо- речия между эффективностью и социальной справедливостью.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом.
С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности.
С другой стороны – никоим образом не подрывать стимулов предприни- мательства и высокоэффективного труда по найму.
11.3. ФОРМЫВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВАВ РАБОТУ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче.
Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых слабо- стями (несовершенством) рынка.
1. ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКОВ И ЗА-
ЩИТЫКОНКУРЕНЦИИ, государство:
1) разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и нака- зывать фирмы, уличённые в монополизации;
2) создаёт организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую дея- тельность ведёт Государственный антимонопольный комитет);
3) помогает созданию новых фирм, которые могут противодейство- вать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стра- не занимается Комитет по поддержке малого предпринимательст- ва).
2. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ не на коммерческой ос- нове, государство:
1) формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (именно к такой категории юридических документов относится Гражданский кодекс);
2) создаёт организации, обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратуру, милицию, следственные органы, государственный банк, организующий де- нежное обращение в стране);
3) осуществляет иную специализированную деятельность по созда- нию общественных благ (например, создаёт армию, пограничную и таможенную службу, “скорую помощь” и т.д.).
·лицензирование | ·планы | ·учётная ставка | ·налоговые | ||
·регистрация ·регламентация ·антимонопольные запреты ·лимиты цен ·квотирование ·установка минимума заработной платы | и комплексные программы ·стандарты ·нормативы ·тарифы ·государственные инвестиции | ·резервная ставка ·операции открытого рынка ·сеньораж ·валютные интервенции ·кредитные льготы | ставки ·таможенн пошлины ·налоговые льготы |
Рис. 11.2. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.
3. Решая задачу РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗ-НИКНОВЕНИЕМ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ, государство:
1) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (на- пример, законы об охране окружающей среды);
2) создаёт организации, которые отслеживают ситуации возникнове- ния внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанав- ливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
3) стимулируют деятельность по сокращению нежелательных (нега- тивных) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные соору- жения или системы замкнутого водоотбора).
4. В целях СМЯГЧЕНИЯ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ И БОГАТСТВА государство создаёт и реализует:
1) систему прогрессивного налогообложения доходов;
2) механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности граждан или получаемого ими по наследству;
3) систему социальных трансфертов (пособий) беднейшим гражданам за счёт средств от налогообложения богатейших граждан.
Таковы задачи, решаемые государством в ходе вмешательства в эконо- мическую жизнь.
ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ
Государство, функции государства, концепции регулирования экономи- ки, способы, методы и инструменты государственного регулирования экономи- ки, внешние эффекты: положительные и отрицательные, теорема Коуза, обще- ственные товары, провалы (фиаско) рынка, справедливость, стабильность, об- щее равновесие, кривая Лоренца, коэффициент Джини.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику, обосно- ванная различными школами: меркантилисты, физиократы, классическая школа, Д. Кейнс, М. Фридмен, П. Самуэльсон.
Какие способы, методы и инструменты государственного регулирования?
2. Основные функции современного государства.
– Внешние эффекты. Отрицательные и положительные внешние эффекты.
– Правила, сформированные А. Пигу о субсидиях и налогах, про- водимых государством.
– Теорема Р. Коуза и в чём её суть.
– Общественные товары.
– Три глобальные функции государства: эффективность, справед- ливость, стабильность.
– Кривая Лоренца.
– Коэффициент Джини.
3. Форма вмешательства государства в работу рыночной системы для:
1) противодействия монополизации рынков и защите конкуренции;
2) создания общественных благ;
3) регулирование проблем, связанных с возникновением внешних эффектов;
4) смягчения неравенства доходов и богатства.
Р А З Д Е Л III
МАКРОЭКОНОМИКА
МАКРОЭКОНОМИКА – это раздел науки о хозяйстве в целом, о пробле- мах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственно- го механизма, о функциях государства и экономической политики.
В этом разделе рассматриваются размеры и структура национального продукта, функционирования и эффективности экономики в целом, в масштабе всего народного хозяйства.
В центре внимания этого раздела разработка таких проблем, как органи- зация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение при- родных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг.
ТЕМА 12. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМИ ЕЁ ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
12.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫМАКРОЭКОНОМИКИИ ЕЁ СТРУКТУРА
Макроэкономика как раздел экономической науки возник сравнительно недавно.
В начале рассматривали экономику как единое целое, в котором не было разграничений на индивидуальный капитал, семейные хозяйства, с одной сто- роны, и совокупный капитал всей нации, государственный уклад хозяйства, с другой стороны. Это было следствием слабого вмешательства государства в экономическую деятельность. Но по мере усиления роли государства в разви- тии экономики в 30-50-е гг. ХХ в. возникли новые ОТНОШЕНИЯ между госу- дарством как субъектом национальной экономики, с одной стороны, и фирма- ми, домашним хозяйством – с другой. Все это вызвало потребность изучать сложившиеся отношения, общенациональные экономические проблемы (рост народного хозяйства, занятость, инфляция, экология), экономическую деятель- ность государства. Так, возник раздел экономической науки МАКРОЭКОНО-МИКА.
СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ макроэкономики, в отличие от микро- экономики, являются:
ВО-ПЕРВЫХ, это единый, целостный народнохозяйственный комплекс.
– общественное разделение труда между сферами, отраслями производ- ства, регионами, предприятиями;
– кооперация и специализация (поставка друг другу частей совместно из- готовляемой продукции);
– национальный рынок, образующий единое экономическое производство.
ВО-ВТОРЫХ, материальной основой, фундаментом макроэкономики яв- ляется общенациональное богатство.
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО – совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Оно включает:
– производственные основные фонды (здания, машины, оборудование);
– непроизводственные основные фонды (жилье, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения);
– материальные оборотные средства (сырье, вспомогательные материа- лы, топливо, быстроизнашивающиеся средства труда);
– личное имущество населения.
В-ТРЕТЬИХ, макроэкономика опирается на свою специфическую, хозяй- ственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. К хозяйственной базе можно отнести:
– государственную собственность (земля, фабрики, заводы);
– общенациональную инфраструктуру (железные и шоссейные дороги, водоснабжение, подготовка кадров, образование, здравоохранение);
– производство общественных благ и организация их коллективного потребления.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют государство со всеми домашними хозяйства- ми и фирмами. Через эти связи оно проводит экономическую политику, ис- пользуя финансы, кредит, бюджет и другие средства, чтобы обеспечить:
– экономический рост;
– предотвращение безработицы;
– уменьшения инфляции;
– справедливое распределение дохода.
Макроэкономика состоит из секторов, отраслей и сфер. СЕКТОРЫ:
– государственный сектор – предприятия развивающиеся на общест- венной собственности;
– кооперативный сектор – предприятия, функционирующие на коллек- тивной собственности;
– частный сектор – предприятия, которые развиваются на частной соб- ственности;
– сектор личного подсобного хозяйства – это работники государствен- ных и коллективных предприятий, имеющие личное и подсобное хозяйство.
ОТРАСЛЬ – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих одинаковые по социально – экономическому содержанию функ- ции, независимо от территориального расположения и ведомственной подчи- ненности (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).
СФЕРЫ:
– ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ – это отрасли, которые создают общественный продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транс- порт);
– НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – жилищно-коммунальное хозяйство, пас- сажирский транспорт, здравоохранение, просвещение, искусство.
12.2. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫНАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
В современной макроэкономике любого государства общественной сис- темой производства является система национальных счетов, без которой не- возможно определять состояние экономики и разумно определить экономиче- скую политику.
Эта система признана ООН и используется почти всеми странами мира. Её особенность заключается в упорядоченной экономической информа-
ции, охватывающей все секторы народного хозяйства, от низовых его звеньев, предприятий и домохозяйств до общенационального уровня.
Она отражает процесс образования, распределения и использования про- дукта.
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, при- меняемыми в бухгалтерском учете.
В практике национального счетоводства обычно выделяют следующие ос- новные счета, которые отражают одну из сторон хозяйственной деятельности:
СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной дея- тельности – затраты, промежуточное потребление, производство новой (добав- ленной) стоимости. Его итог – добавленная стоимость в рыночных ценах.
СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.
СЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ показывает, как доходы распреде- ляются между основными получателями – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.
СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответствующий про- цесс: из располагаемого валового дохода образуется конечное потребление и валовое накопление
СЧЕТ КАПИТАЛА (капитальных затрат, операций с капиталом) содер- жит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капи- тала.
ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ показывает итоговые улучшения финансовых ак- тивов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.
Вышеназванные группы счетов применяются во всех странах, и они по- зволяют сопоставлять развитие экономик различных стран мира по конкретным операциям хозяйственной деятельности.
12.3. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В макроэкономическом анализе наиболее широко применяются следую- щие показатели:
– валовой внутренний продукт (ВВП);
– валовой национальный продукт (ВЕП);
– чистый национальный продукт (ЧНП);
– национальный доход (НД).
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от на- циональной принадлежности предприятий на территории данной страны.
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – добавленная стоимость объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
Разность между ВВП и ВНП в странах Запада не более ±1% от ВВП.
Для того, чтобы правильно рассчитать совокупность объема производст- ва, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в этом году, бы- ли учтены ОДИН раз (т.е. надо исключить двойной счет). Большинство продук- тов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок в качестве КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА.
Под КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ понимаются готовые материальные блага, которые идут на потребление населения, восстановления изношенных в течение года средств производства, для накоплении, а не для перепродажи.
В ВНП включаются конечные продукты и исключаются промежуточные. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ – это товары и услуги, которые про-
ходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попадают к конечному потребителю.
Включение промежуточных продуктов в ВНП означало бы двойной счет и завышало бы оценку ВНП.
Поясним это на примере производства костюма (табл. 12.1):
Таблица 12.1
|
Из этого примера мы видим, что 250 – стоимость конечного продукта.
Стоимость 710 не может быть стоимостью конечного продукта, так как она включает в себя:
– стоимость конечного продукта;
– стоимость всех промежуточных продуктов (затрат);
Включение 710 в ВНП привело бы к завышению его объема. Налицо был бы двойной счет.
Чтобы избежать двойного счета в ВНП, в него надо включать только ДО-БАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (250).
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ есть рыночная цена объема продукции, произведенной предприятием, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных им у поставщиков.
Добавленная стоимость (зарплата, прибыль, амортизация данного пред- приятия) – выступает стоимостью костюма.
Использование ВНП в качестве измерения объема годового выпуска то- варов и услуг, позволяет исключить не только промежуточные продукты (мы это уже рассмотрели), но и НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СДЕЛКИ.
НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СДЕЛКИ бывают двух типов:
1) чисто финансовые сделки;
2) продажа поддержанных товаров.
1. ЧИСТО ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ в свою очередь подразделяются на три основных вида:
а) Трансфертные выплаты из госбюджета:
– выплаты по социальному страхованию;
– пособия безработным;
– пенсии ветеранам и т.д.
Особенность трансфертов состоит в том, что получатели их не вносят ка- кого-либо вклада в создание текущего объема производства. Включение этих платежей в ВНП привело бы к завышению этого показателя.
б) Частные трансфертные платежи:
– ежемесячные субсидии (денежные пособия), получаемые студентом из дома;
– разовые вознаграждения от богатых родственников.
Это акт передачи средств из одних рук в другие. Он не увеличивает ВНП. в) Сделки с ценными бумагами – купля-продажа акций, облигаций.
Этот акт не увеличивает ВНП, а только осуществляет передачу из одних рук в другие бумажных активов (в тех же размерах).
2. ПРОДАЖА ПОДДЕРЖАННЫХ ВЕЩЕЙ.
Исключение из ВНП продажи поддержаний вещей позволяет исключить двойной счет.
ПРИМЕР. В прошлом году вы купили новый автомобиль. Его стоимость была включена в ВНП. В этом году вы его продали. Включение в ВНП стои- мость повторной продажи вами автомобиля приведет к двойному счету.
Дав общее представление о ВНП, его значении, теперь нам предстоит вы- яснить, каким образом может быть измерена рыночная стоимость всего объема производства и единицы производственной продукции?
Существует два различных подхода к измерению ВНП (рис.12.1).
ПЕРВЫЙ ПОХОД определения ВНП сводится к определению его путем суммирования всех РАСХОДОВ на покупку всего объема производственной в этом году продукции.
ВТОРОЙ ПОДХОД определения ВНП сводится к сложению всех ДОХО-ДОВ, полученных от производства всего объема продукции данного года.
I. РАСЧЕТ ВНП ПО РАСХОДАМ
Чтобы измерить ВНП по расходам, следует суммировать все расходы на создание конечного продукта или услуги.