Дисконтированная стоимость 2 глава




Рассмотрим эти функции каждую в отдельности.

 

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

ВНЕШНИЕ (ПОБОЧНЫЕ) ЭФФЕКТЫ – ущерб (или выгода) от произ- водства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно по- лучить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле- продаже этого блага.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности –

ПРИМЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВНЕШНЕГО ЭФФЕКТА, то улучшение осве-

щения улиц за счёт реклам и витрин магазинов – ПРИМЕР ПОЛОЖИТЕЛЬ-НОГО ВНЕШНЕГО ЭФФЕКТА.

Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтён рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае ре- сурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магази- нах с хорошо освещёнными витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйст- венной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов.


Если рыночные решения принимаются без учёта всех затрат и выгод, свя- занных с производством и потреблением определённого типа благ, то эти ре- шения оказываются далёкими от совершенства. Более того, игнорирование по- терь или выгод определённых групп граждан или фирм может породить обще- ственные конфликты.

ПРИМЕР. Если химический комбинат через атмосферные выбросы за- грязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчёлы, то это никак не беспокоит дирекцию, но очень волнует людей, держащих пасеки. Им бы хоте- лось, чтобы комбинат поставил мощные сооружения, очищающие воздух.

Если государство не поможет пасечникам силой закона или другими эко- номическими инструментами, то им остаётся пикетировать ворота комбината или пытаться любыми способами остановить его деятельность.

Вот почему государство вынужденно вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособностью учитывать такие эффекты и находить взаимоприем- лемые решения.

Для решения возникающих проблем английский экономист А. Пигу(1877-1959) сформулировал правило, в соответствии с которым экономика дос- тигает максимума социального благосостояния при значительном вмешатель- стве правительства на частных рынках, при растущих НАЛОГАХ и СУБСИ-ДИЯХ.

1. По мнению А. Пигу, в случаях, когда предельная социальная выгода превышает предельную частную выгоду, соответствующую решениям индиви- да купить товар, правительство должно СУБСИДИРОВАТЬ производство или покупки, чтобы снизить рыночную цену и способствовать большему потребле- нию товара.

2. Когда предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки правительство должно установить НАЛОГИ на товар, или обложить НАЛОГОМ экономическую деятельность, связанную с дополни- тельными издержками, чтобы частные издержки и цена товара отражали бы впоследствии эти внешние издержки.

Анализ проблемы социальных издержек привёл Р. Коуза (1910), амери- канского экономиста, к выводу (который получил название ТЕОРЕМА КО-УЗА), что если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирую- щий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух – трёх). При возрастании чис- ленности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и пред- посылки об их нулевом значении перестают быть корректными.

Регулирование внешних для рынка эффектов берёт на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регули- рование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производст-


ва. Существует три основных пути сокращения вредных выбросов в окружаю- щую среду:

1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за выбросы;

3) продажа временных разрешений на выбросы.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Рассмотрим следующую функцию государства: – удовлетворение потреб- ностей в общественных товарах или чисто общественных благах.

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО – это такое благо, которое потребля- ется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. К чисто общественным благам относятся:

- оборона;

- охрана общественного порядка;

- государственное управление;

- единая энергетическая система и т.д.

В мировой экономической науке эти блага называются общественными товарами. Предоставление населению общественных товаров является функци- ей государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет.

Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от част- ных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара,

ктак ка студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же

имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

 

ТРИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Государственное вмешательство в экономику связанно с ограниченно- стью самого рыночного механизма.

ПРОВАЛЫ(ФИАСКО) РЫНКА – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечивать эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельст- вующих о провалах рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (ассиметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство.

В связи с этим в экономической литературе подчёркивается необходи- мость выполнения государством ещё трёх глобальных функций:

1) эффективность;

2) справедливость;

3) стабильность.


1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Государство должно создать такие условия, кото- рые бы обеспечили эффективное функционирование производства:

- антимонопольная деятельность государства;

- обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма;

- активизация конкуренции.

2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Рынок признаёт, что справедливым будет счи- таться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует по- лучение прожиточного минимума.

Общество осознало и признало, что распределение доходов, СПРАВЕД-ЛИВОЕ с точки зрения рынка НЕСПРАВЕДЛИВО в общечеловеческом плане.

В этих условиях, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.д. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости насе- ления, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается без- работица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной эконо- мике.

Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

И 3.ЛСЬНТАОБСТЬ. Государство, вовлекаясь в макроэкономическую политику, поддерживает экономическую стабильность, сглаживает цикличе- ские формы развития экономики.

Для обеспечения стабильности государство берёт на себя:

- обеспечение правовой основы и социального климата;

- способствует функционированию рыночной экономики;

- компенсацию негативных сторон рынка;

- поддержку малого и среднего бизнеса;

- проведение фискальной политики;

- обеспечение развития фундаментальных научных исследований;

- стимулирование НТП;

- развитие новых отраслей с неясными перспективами;

- разрешение региональных проблем.

 

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА

Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (по имени американского экономи- ста и статистика (1876-1959)), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами на- селения (рис. 11.1).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ отмечены процентные группы населения, а ПОВЕРТИКАЛИ – проценты доходов, получаемые этими группами.


Процент дохода (%)

 

 


O 20 40


 

 

60 80 100


 

 

Население (%)


Рис. 11.1 Кривая Лоренца

 

Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получало бы 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д. Линия OE отражает абсолютное равенство в распределении доходов.

В реальной жизни распределение доходов показано линией OABCDE. Чем больше эта линия или кривая Лоренца отклоняются от линии OE, тем больше неравенство в распределении доходов.

Если площадь заштрихованного участка графика (рис. 11.1) обозначить буквой T, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название КОЭФФИЦИЭНТА ДЖИНИ (по имени итальян- ского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965)).

G = TOFE

где: G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного целевого механизма.

Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.

Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные про- цессы, выравнивание доходов ведёт к снижению деловой активности в общест- ве и сокращению эффективности производства в целом.

С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании дохо- дов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжён- ности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регу- лирование социальных отношений в обществе связано зсрреашением противо- речия между эффективностью и социальной справедливостью.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом.


С одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности.

С другой стороны – никоим образом не подрывать стимулов предприни- мательства и высокоэффективного труда по найму.

 

11.3. ФОРМЫВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВАВ РАБОТУ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче.

Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых слабо- стями (несовершенством) рынка.

1. ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКОВ И ЗА-

ЩИТЫКОНКУРЕНЦИИ, государство:

1) разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и нака- зывать фирмы, уличённые в монополизации;

2) создаёт организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую дея- тельность ведёт Государственный антимонопольный комитет);

3) помогает созданию новых фирм, которые могут противодейство- вать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стра- не занимается Комитет по поддержке малого предпринимательст- ва).

2. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ не на коммерческой ос- нове, государство:

1) формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (именно к такой категории юридических документов относится Гражданский кодекс);

2) создаёт организации, обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратуру, милицию, следственные органы, государственный банк, организующий де- нежное обращение в стране);

3) осуществляет иную специализированную деятельность по созда- нию общественных благ (например, создаёт армию, пограничную и таможенную службу, “скорую помощь” и т.д.).


 

 

 

 

 

·лицензирование   ·планы   ·учётная ставка ·налоговые
·регистрация ·регламентация ·антимонопольные запреты ·лимиты цен ·квотирование ·установка минимума заработной платы   и комплексные программы ·стандарты ·нормативы ·тарифы ·государственные инвестиции   ·резервная ставка ·операции открытого рынка ·сеньораж ·валютные интервенции ·кредитные льготы ставки ·таможенн пошлины ·налоговые льготы

 

Рис. 11.2. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

 

 


3. Решая задачу РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗ-НИКНОВЕНИЕМ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ, государство:

1) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (на- пример, законы об охране окружающей среды);

2) создаёт организации, которые отслеживают ситуации возникнове- ния внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанав- ливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);

3) стимулируют деятельность по сокращению нежелательных (нега- тивных) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные соору- жения или системы замкнутого водоотбора).

4. В целях СМЯГЧЕНИЯ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ И БОГАТСТВА государство создаёт и реализует:

1) систему прогрессивного налогообложения доходов;

2) механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности граждан или получаемого ими по наследству;

3) систему социальных трансфертов (пособий) беднейшим гражданам за счёт средств от налогообложения богатейших граждан.

Таковы задачи, решаемые государством в ходе вмешательства в эконо- мическую жизнь.

 

ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

Государство, функции государства, концепции регулирования экономи- ки, способы, методы и инструменты государственного регулирования экономи- ки, внешние эффекты: положительные и отрицательные, теорема Коуза, обще- ственные товары, провалы (фиаско) рынка, справедливость, стабильность, об- щее равновесие, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику, обосно- ванная различными школами: меркантилисты, физиократы, классическая школа, Д. Кейнс, М. Фридмен, П. Самуэльсон.

Какие способы, методы и инструменты государственного регулирования?

2. Основные функции современного государства.

– Внешние эффекты. Отрицательные и положительные внешние эффекты.


– Правила, сформированные А. Пигу о субсидиях и налогах, про- водимых государством.

– Теорема Р. Коуза и в чём её суть.

– Общественные товары.

– Три глобальные функции государства: эффективность, справед- ливость, стабильность.

– Кривая Лоренца.

– Коэффициент Джини.

3. Форма вмешательства государства в работу рыночной системы для:

1) противодействия монополизации рынков и защите конкуренции;

2) создания общественных благ;

3) регулирование проблем, связанных с возникновением внешних эффектов;

4) смягчения неравенства доходов и богатства.


Р А З Д Е Л III

МАКРОЭКОНОМИКА

МАКРОЭКОНОМИКА – это раздел науки о хозяйстве в целом, о пробле- мах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственно- го механизма, о функциях государства и экономической политики.

В этом разделе рассматриваются размеры и структура национального продукта, функционирования и эффективности экономики в целом, в масштабе всего народного хозяйства.

В центре внимания этого раздела разработка таких проблем, как органи- зация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение при- родных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг.

 

ТЕМА 12. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМИ ЕЁ ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

12.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫМАКРОЭКОНОМИКИИ ЕЁ СТРУКТУРА

Макроэкономика как раздел экономической науки возник сравнительно недавно.

В начале рассматривали экономику как единое целое, в котором не было разграничений на индивидуальный капитал, семейные хозяйства, с одной сто- роны, и совокупный капитал всей нации, государственный уклад хозяйства, с другой стороны. Это было следствием слабого вмешательства государства в экономическую деятельность. Но по мере усиления роли государства в разви- тии экономики в 30-50-е гг. ХХ в. возникли новые ОТНОШЕНИЯ между госу- дарством как субъектом национальной экономики, с одной стороны, и фирма- ми, домашним хозяйством – с другой. Все это вызвало потребность изучать сложившиеся отношения, общенациональные экономические проблемы (рост народного хозяйства, занятость, инфляция, экология), экономическую деятель- ность государства. Так, возник раздел экономической науки МАКРОЭКОНО-МИКА.

СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ макроэкономики, в отличие от микро- экономики, являются:

ВО-ПЕРВЫХ, это единый, целостный народнохозяйственный комплекс.

– общественное разделение труда между сферами, отраслями производ- ства, регионами, предприятиями;

– кооперация и специализация (поставка друг другу частей совместно из- готовляемой продукции);

– национальный рынок, образующий единое экономическое производство.


ВО-ВТОРЫХ, материальной основой, фундаментом макроэкономики яв- ляется общенациональное богатство.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО – совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Оно включает:

– производственные основные фонды (здания, машины, оборудование);

– непроизводственные основные фонды (жилье, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения);

– материальные оборотные средства (сырье, вспомогательные материа- лы, топливо, быстроизнашивающиеся средства труда);

– личное имущество населения.

В-ТРЕТЬИХ, макроэкономика опирается на свою специфическую, хозяй- ственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. К хозяйственной базе можно отнести:

– государственную собственность (земля, фабрики, заводы);

– общенациональную инфраструктуру (железные и шоссейные дороги, водоснабжение, подготовка кадров, образование, здравоохранение);

– производство общественных благ и организация их коллективного потребления.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют государство со всеми домашними хозяйства- ми и фирмами. Через эти связи оно проводит экономическую политику, ис- пользуя финансы, кредит, бюджет и другие средства, чтобы обеспечить:

– экономический рост;

– предотвращение безработицы;

– уменьшения инфляции;

– справедливое распределение дохода.

Макроэкономика состоит из секторов, отраслей и сфер. СЕКТОРЫ:

– государственный сектор – предприятия развивающиеся на общест- венной собственности;

– кооперативный сектор – предприятия, функционирующие на коллек- тивной собственности;

– частный сектор – предприятия, которые развиваются на частной соб- ственности;

– сектор личного подсобного хозяйства – это работники государствен- ных и коллективных предприятий, имеющие личное и подсобное хозяйство.

ОТРАСЛЬ – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих одинаковые по социально – экономическому содержанию функ- ции, независимо от территориального расположения и ведомственной подчи- ненности (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).


СФЕРЫ:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ – это отрасли, которые создают общественный продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транс- порт);

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – жилищно-коммунальное хозяйство, пас- сажирский транспорт, здравоохранение, просвещение, искусство.

 

12.2. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫНАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

В современной макроэкономике любого государства общественной сис- темой производства является система национальных счетов, без которой не- возможно определять состояние экономики и разумно определить экономиче- скую политику.

Эта система признана ООН и используется почти всеми странами мира. Её особенность заключается в упорядоченной экономической информа-

ции, охватывающей все секторы народного хозяйства, от низовых его звеньев, предприятий и домохозяйств до общенационального уровня.

Она отражает процесс образования, распределения и использования про- дукта.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, при- меняемыми в бухгалтерском учете.

В практике национального счетоводства обычно выделяют следующие ос- новные счета, которые отражают одну из сторон хозяйственной деятельности:

СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной дея- тельности – затраты, промежуточное потребление, производство новой (добав- ленной) стоимости. Его итог – добавленная стоимость в рыночных ценах.

СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.

СЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ показывает, как доходы распреде- ляются между основными получателями – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.

СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответствующий про- цесс: из располагаемого валового дохода образуется конечное потребление и валовое накопление

СЧЕТ КАПИТАЛА (капитальных затрат, операций с капиталом) содер- жит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капи- тала.

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ показывает итоговые улучшения финансовых ак- тивов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.

Вышеназванные группы счетов применяются во всех странах, и они по- зволяют сопоставлять развитие экономик различных стран мира по конкретным операциям хозяйственной деятельности.


12.3. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

В макроэкономическом анализе наиболее широко применяются следую- щие показатели:

– валовой внутренний продукт (ВВП);

– валовой национальный продукт (ВЕП);

– чистый национальный продукт (ЧНП);

– национальный доход (НД).

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ – добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от на- циональной принадлежности предприятий на территории данной страны.

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – добавленная стоимость объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Разность между ВВП и ВНП в странах Запада не более ±1% от ВВП.

Для того, чтобы правильно рассчитать совокупность объема производст- ва, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в этом году, бы- ли учтены ОДИН раз (т.е. надо исключить двойной счет). Большинство продук- тов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок в качестве КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА.

Под КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ понимаются готовые материальные блага, которые идут на потребление населения, восстановления изношенных в течение года средств производства, для накоплении, а не для перепродажи.

В ВНП включаются конечные продукты и исключаются промежуточные. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ – это товары и услуги, которые про-

ходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попадают к конечному потребителю.

Включение промежуточных продуктов в ВНП означало бы двойной счет и завышало бы оценку ВНП.

Поясним это на примере производства костюма (табл. 12.1):

Таблица 12.1

 

 

Стадия производства Продажная цена материалов или продукции Добавленная стоимость (стоимость конечного продукта)
1. Овцеводческая ферма    
2. Шерстеперерабатывающее предприятие    
3. Производитель костюма    
4. Оптовый продавец    
5. Розничный продавец    
Общая стоимость продажи   -
Добавленная стоимость (стоимость конечного продукта) -  

 

0


Из этого примера мы видим, что 250 – стоимость конечного продукта.

Стоимость 710 не может быть стоимостью конечного продукта, так как она включает в себя:

– стоимость конечного продукта;

– стоимость всех промежуточных продуктов (затрат);

Включение 710 в ВНП привело бы к завышению его объема. Налицо был бы двойной счет.

Чтобы избежать двойного счета в ВНП, в него надо включать только ДО-БАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (250).

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ есть рыночная цена объема продукции, произведенной предприятием, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных им у поставщиков.

Добавленная стоимость (зарплата, прибыль, амортизация данного пред- приятия) – выступает стоимостью костюма.

Использование ВНП в качестве измерения объема годового выпуска то- варов и услуг, позволяет исключить не только промежуточные продукты (мы это уже рассмотрели), но и НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СДЕЛКИ.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СДЕЛКИ бывают двух типов:

1) чисто финансовые сделки;

2) продажа поддержанных товаров.

1. ЧИСТО ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ в свою очередь подразделяются на три основных вида:

а) Трансфертные выплаты из госбюджета:

– выплаты по социальному страхованию;

– пособия безработным;

– пенсии ветеранам и т.д.

Особенность трансфертов состоит в том, что получатели их не вносят ка- кого-либо вклада в создание текущего объема производства. Включение этих платежей в ВНП привело бы к завышению этого показателя.

б) Частные трансфертные платежи:

– ежемесячные субсидии (денежные пособия), получаемые студентом из дома;

– разовые вознаграждения от богатых родственников.

Это акт передачи средств из одних рук в другие. Он не увеличивает ВНП. в) Сделки с ценными бумагами – купля-продажа акций, облигаций.

Этот акт не увеличивает ВНП, а только осуществляет передачу из одних рук в другие бумажных активов (в тех же размерах).

2. ПРОДАЖА ПОДДЕРЖАННЫХ ВЕЩЕЙ.

Исключение из ВНП продажи поддержаний вещей позволяет исключить двойной счет.

ПРИМЕР. В прошлом году вы купили новый автомобиль. Его стоимость была включена в ВНП. В этом году вы его продали. Включение в ВНП стои- мость повторной продажи вами автомобиля приведет к двойному счету.


Дав общее представление о ВНП, его значении, теперь нам предстоит вы- яснить, каким образом может быть измерена рыночная стоимость всего объема производства и единицы производственной продукции?

Существует два различных подхода к измерению ВНП (рис.12.1).

ПЕРВЫЙ ПОХОД определения ВНП сводится к определению его путем суммирования всех РАСХОДОВ на покупку всего объема производственной в этом году продукции.

ВТОРОЙ ПОДХОД определения ВНП сводится к сложению всех ДОХО-ДОВ, полученных от производства всего объема продукции данного года.

 

I. РАСЧЕТ ВНП ПО РАСХОДАМ

Чтобы измерить ВНП по расходам, следует суммировать все расходы на создание конечного продукта или услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: