Мобильные версии сайтов сетевых СМИ




Лекция 1.

Литература

1. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 269 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

2. Беркгаут В.В., Чадрин И.С. «Интернет. Первые шаги» / Центр дистанционного обучения; БГЭУ, 2001. URL: https://cdo.bseu.by/library/inet.first.steps1/index.htm#contents (дата обращения: 12.03.2011).

3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – 200 с.

4. Интернет-СМИ: Теория и практика [Текст] / Под ред. М.М. Лукиной. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 348 с.

Статистика

По подсчетам экспертов, к концу декабря 2015 года число интернет-пользователей во всём мире составило 3,2 млрд при общей численности людей в 7,2 млрд человек. Таким образом, степень проникновения Интернета в мире достигло 43,4 % против 6,5 % в 2000 году. В развитых странах этот показатель поднялся до 82,2 %, в развивающихся — до 35,3%. В последних при этом будет насчитываться 2 млрд человек, выходящих в сеть.

Число пользователей интернета в России выросло за 2015 год почти на четыре миллиона, составив 84 миллиона человек. Таким образом, уровень проникновения интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше достиг отметки 70,4 %. В 2014 году он составлял 67,5 %.

 

СМИ в Интернете (сетевые СМИ) представляются как размещаемая в электронной форме в Интернете совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц

 

Регистрация сетевого СМИ

 

Также следует заострить внимание на таком вопросе как регистрация сетевого издания в качестве СМИ. А. Рихтер пишет, что в конце 2011 года в российский Закон «О средствах массовой информации (далее — Закон о СМИ) были внесены изменения и дополнения, при помощи которых была создана, пусть и не всеобъемлющая, но достаточно стройная система правового регулирования Интернет-СМИ. Последние получили название «сетевые издания», под которыми понимаются сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ.

В государственный регистрирующий орган либо (в зависимости от региона предполагаемого распространения) в его территориальный орган учредителем СМИ подается заявление. В нем должны быть указаны:
1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

При учреждении сетевого издания необходимо предоставить копии документов, подтверждающие право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке с указанием паспортных данных физического лица - администратора доменного имени или ИНН, ОГРН юридического лица - администратора доменного имени.

А. Рихтер приводит плюсы и минусы регистрации сетевого издания в качестве СМИ:

Основные плюсы регистрации Интернет-СМИ:

- Получение «привилегий» редакций СМИ:
1. доступ к информации по запросу редакции;
2. получение аккредитации при госорганах;
3. получение экономических льгот.
- Получение прав журналистов.
- Возможность освобождения от ответственности.

Основные минусы регистрации Интернет-СМИ:

- Наделение Интернет-СМИ обязанностями редакций по публикации опровержения (ответа).
- Наделение сотрудников обязанностями журналистов.
- Подчинение контрольным функциям Роскомнадзора, включая вынесения предупреждения и требование аннулирования регистрации в качестве СМИ.

Каждое сетевое издание само для себя решает, проходить ли ему процедуру регистрации.

 

Мобильные версии сайтов сетевых СМИ

 

Возвращаясь к рассмотрению технической стороны вопроса функционирования сетевых СМИ, отметим, что самым популярным универсальным носителем сегодня остается компьютер и открытая на нем web_ страница. Интернет-версия СМИ требует адаптации к различным видам браузеров — Explorer, Safari, Mozilla, Opera и т.д., но в принципе идеальна для просмотра с помощью стационарного компьютера или ноутбука. Также актуальными носителями сегодня являются мобильные платформы (версии изданий для мобильного телефона), PDA-платформы (версии изданий для карманного персонального компьютера), E-paper-платформы (версии изданий для электронной бумаги, электронных книг, iPad, iPhone-платформы и т.д.

Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время значительно увеличился процент выходов в Интернет с помощью мобильных устройств (смартфоны, айфоны и т.п.). Так, информационно-познавательный портал «Русабилити.ру» в своей инфографике «Рунет-2015: моменты, тренды и достижения», представляющей итоги 2014 года в российском сегменте Интернета, показал, что к концу 2014 года аудитория Интернета в России составила 87,5 млн. человек, при этом аудитория мобильного Интернета составила 47,7 млн. человек; 4,8 часа составляет среднее время в Интернете с компьютера, а среднее время в Интернете с мобильных устройств – уже 1,7 часа. Аудитория Рунета становится все более «мобильной». За год количество пользователей мобильного интернета увеличилось на треть, в то время как объем аудитории десктопного («экранного) интернета впервые сократился. Точнее, количество пользователей, выходящих в Интернет со смартфона/коммуникатора, увеличилось за год на 34%. Вывод, сделанный исследователями, таков: растет доля мобильного Интернета, появляются пользователи, которые вообще не пользуются десктопом, поисковые системы начинают отдавать предпочтение в результатах выдачи сайтам, имеющим мобильные версии.

 

Также было установлено, что 11,8 млн пользователей выходят в интернет только с мобильных устройств. Прирост этого показателя составил около 90% за год. Характеристики мобильных пользователей: как правило, до 35 лет, со средним и высоким уровнем дохода, проживают в городах с населением более 100 тысяч пользователей.

С этим нельзя не считаться, и поэтому сегодня многие солидные федеральные сетевые СМИ имеют мобильные версии своих сайтов, предназначенные для просмотра с экранов смартфонов. Так, есть мобильные версии у сайтов таких СМИ как «Комсомольская правда» (m.kp.ru), «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Российская газета» (m.rg.ru), «Аргументы и факты». Нет мобильной версии у сайтов газет «Известия», «Независимая газета», «Новая газета».

Среди собственно сетевых СМИ (т.е. СМИ, функционирующих только в Интернете) также имеют мобильные версии многие сайты, например, «Лента.ру» (m.lenta.ru), «Дни.ру», «Газета.ру» (m.gazeta.ru).

Что касается региональных сетевых СМИ, здесь картина с мобильными версиями сайтов далека от передовой. Методом случайной выборки из списка российских СМИ в рамках настоящего исследования было проанализировано 41 средство массовой информации регионального уровня, и получена следующая картина (наличие мобильной версии определялось с помощью смартфона Dexp).

Таким образом, не имеют мобильной версии 68% проанализированных региональных сетевых СМИ, есть мобильная версия у 20% проанализированных сайтов, 12% не имеет сайта (или нет доступа к сайту) вообще. Такие цифры говорят о том, что региональным СМИ еще нужно работать над своим соответствием современным технологиям. Хотя подобное упущение может быть вызвано нехваткой у региональных редакций денежных средств на разработку мобильной версии сайта.

Принято выделять несколько видов отображения сайта в зависимости от используемого устройства. Так, существуют:

· мобильные версии, предназначенные для смартфонов;

· веб-приложения — отдельный тип сайта для мобильных устройств, который выглядит как приложение;

· адаптивный дизайн — внешний вид веб-ресурса преобразуется в зависимости от того, с какого устройства его просматривает пользователь;

· полные версии — предназначены для десктопов и не оптимизированы под мобильный интернет.

Мобильные версии сайтов отличаются следующими особенностями:

- они не имеют некоторых разделов;

- внешний вид главной страницы адаптирован для просмотра с экрана мобильного телефона;

- зачастую они имеют свой собственный URL-адрес, начинающийся с буквы m (m.lenta.ru);

- дизайн и кнопки сайта соответствуют размеру экрана для более удобного нажатия.


Специфические особенности сетевых СМИ

Исследователи пришли к мнению, что существует три основных специфических признака, отличающие сетевые СМИ от их традиционных аналогов: гипертекстовость, мультимедийность и интерактивность.

Гипертекст – это текст, ветвящийся или выполняющий действия по запросу. Он представляет собой текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет не только читать его горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Использование гипертекста в журналистике придает материалам третье измерение — глубину. Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, что позволяет избирать читаемые сведения или последовательность чтения.

Гиперссылка может вести как на страницу этого же сайта, так и на страницы иных Интернет-ресурсов (быть внутренней и внешней). Гиперссылки могут быть как контекстуального, так и тематическогохарактера. Например, если основной материал посвящен крушению самолета, то в контекстной ссылке можно дать интервью с авиадиспетчером, а в тематической — линк на публикации о подобных авиакатастрофах

 

Интерактивность - это двустороннее взаимодействие с потребителем информации. При этом все сайты имеют общие интерактивные элементы. Так, практически все анализируемые ресурсы, обладают поиском по архивным материалам. При этом для удобства читателя могут использоваться разнообразные приемы тематического

членения информации. Наряду с традиционным календарным и номерным принципом в поиске активно используется: рубрикация, поиск по тегам материала.

 

Под мультимедийностью понимается представление различных по своей природе форматов информации в одном медийном источнике. Такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение. Появление мультимедийных продуктов связано с медиаконвергенцией – многоаспектным процессом схождения, взаи-

моуподобления различных СМИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: