Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу. В конце XIX начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке.
В зависимости от собственности на капитал различают центральные банки государственные, акционерные, смешанные.
Участие государства в капитале центрального банка. Фактическая независимость центрального банка страны является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Независимость его особенно важна, в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле4 что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов — денежно-кредитной и финансовой политики.
Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.
|
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.
В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.
Деятельность ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:
1) защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте;
2) развитию и укреплению банковской системы РФ;
3) обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Структура ЦБ. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.
Территориальное учреждение ЦБ — это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ.
|
Территориальное учреждение участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленно на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, регулирование надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций, рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля, анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Операции ЦБ РФ. Операции ЦБ РФ делятся на две группы пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным — операции по размещению ресурсов.
Основные источники ресурсов ЦБ — эмиссия банкнот средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков средства бюджета.
Основная масса средств ЦБ вложена в ценные бумаги и различные валютные ценности, размещенные у нерезидентов.
Все центральные банки выполняют аналогичные функции, которые условно можно объединить в следующие группы:
1) по организации и регулированию денежного обращения;
2) по обслуживанию счетов правительства;
3) по банковскому обслуживанию коммерческих банков;
4) по надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков;
5) по валютному регулированию и валютному контролю.
Функции по организации и регулированию денежного обращения.были рассмотрены в рамках первой темы «Денежное обращение и денежная система РФ»
|
Функции по обслуживанию Правительства РФ. Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету j бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До не давнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федеральному казначейству.
Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном, банке», ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ЦБ РФ является агентом Правительства РФ на рынке ценных государственных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка и своевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств, выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов по вопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг.
Функции по обслуживанию коммерческих банков. Для осуществления расчетно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемых корреспондентскими, производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Для проведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенный рабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам других банков или ЦБ РФ.
ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и ценные государственные бумаги, не входящие в список.
Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году. Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЩБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов. Ломбардный кредит. Срок кредитования — от трех до 30 дней. Кредиты могут выдаваться двух типов: а) по фиксированной ставке, названной ломбардной, - обьем выдаваемых кредитов не ограничивается; б) на аукционной основе — устанавливается лимит на максимальный объем кредита, выставляемого на каждый аукцион. Аукционы проводятся американским или голландским способом.
Однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт). Предоставляются для завершения расчетов в конце операционного дня при отсутствии средств на корреспондентском счете банка. Специального заявления банка на получение каждого кредита не требуется, кредит предоставляется автоматически в пределах лимита при условии, что банк заключил соглашение о пользовании кредитами подобного рода. Лимиты устанавливаются по каждому банку и фиксируются в договоре.
Внутридневные кредиты. Их могут получить банки, расположенные в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня путем списания средств с корреспондентского счета при отсутствии средств на нем. Кредиты предоставляются только банкам, заключившим договор на получение не только внутридневные кредитов, но и кредитов овернайт. Размер кредитования регулируется величиной лимита, зафиксированной в кредитном договоре.
Стабилизационные кредиты предоставляются банкам, испытывающим серьезные трудности, в целях стабилизации ИХ 1 положения. Особое значение эти кредиты получили после кризиса 1998 г.
Кредиты банку-санатору. Величина этих кредитов ограничивается 50% объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, срок до одного года. Под финансовой помощью понимается предоставление денежных средств проблемному банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.
Учет векселей. Еще в середине 90-х годов ЦБ РФ разработал положение о порядке переучета векселей, учтенных российскими банками. Однако на практике данная операция не осуществлялась. В целях стимулирования банковского кредитования экспортных отраслей промышленности и притока в РФ иностранной валюты ЦБ начинает проведение операций по переучету векселей, выданных российскими организациями-экспортерами.
Для переучета принимаются только векселя, составленные на стандартном бланке в соответствии с требованиями, утвержденными решением общего собрания представителей членов Ассоциации участников вексельного рынка, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый ЦБ. Срок платежа по векселю не должен превышать более чем на один месяц срок последнего платежа по экспортному контракту.
Организация-экспортер выписывает вексель на имя учетного «банка. Для получения статуса учетного банк должен отвечать определенным требованиям.
Для регулирования переучета ЦБ устанавливает два лимита:
1) лимит переучета на учетный банк — предельная сумма, которая может быть перечислена ЦБ учетному банку при покупке векселей. Лимит восстанавливается, если векселя гасятся или реализуются;
2) лимит на экспортный контракт — процент от суммы экспортного контракта в иностранной валюте, в пределах которой ЦБ осуществляет переучет векселей организаций-экспортеров. Пересчет в рубли осуществляется по действующему на дату составления векселя официальному курсу.
Операции РЕПО распространяются на дилеров — кредитные организации, относящиеся в течение трех последних месяцев к категории финансово стабильных банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение об участии в операциях РЕПО с ГКО — ОФЗ и имеющих собственный портфель базовых выпусков ГКО-ОФЗ не менее 40 млн. руб. по рыночной стоимости. Сделки РЕПО могут заключаться только на сроки в 1, 2, 7 и 14 дней.
Депозитные операции ЦБ РФ. В целях регулирования ликвидности банковской системы и поддержания стабильности на валютном рынке ЦБ начиная с февраля 1996 г. осуществляет депозитные операции в национальной валюте.
В настоящее время ЦБ осуществляет следующие виды депозитных операций:
• депозитные аукционы;
• депозитные операции по фиксированной процентной ставке;
• прием в депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в рублях с использованием системы «Рейтерс-дилинг»;
• прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.
Для того чтобы иметь право размещать средства в депозиты на счетах ЦБ, коммерческие банки должны отвечать следующим требованиям: должны быть отнесены не ниже чем к третьей группе проблемности на последние три отчетные даты; выполнять обязательные резервные требования ЦБ; не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ в течение последних 90 дней; не иметь нарушений банковского законодательства и (или) нормативных актов ЦБ в течение последних 90 дней. ЦБ приостанавливает проведение депозитных операций с коммерческими банками, если они перестают отвечать указанным требованиям.
Депозитные аукционы проводятся ЦБ РФ как процентный: конкурс договоров с назначением ЦБ максимальной начальной процентной ставки по американскому или голландскому способу.
При проведении ЦБ депозитной операции по фиксированной процентной ставке банки, имеющие намерение перечислить денежные средства в депозит, направляют заявку на размещение депозита.
Проведение ЦБ депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» осуществляется на стандартных условиях.
Выпуск облигаций. В целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций ЦБ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Облигации ЦБ — это краткосрочные эмиссионные ценные бумаги. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации.
Надзорные и контрольные функции ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
На получение банковской лицензии могут претендовать только структуры, сформировавшие уставный капитал в необходимом размере, определенном ЦБ РФ.
ЦБ РФ выдает коммерческим банкам следующие виды лицензий:
1) банковскую лицензию, которая дает право на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгоценными металлами;
2) лицензию на прием вкладов от населения. Для получения лицензии, дающей право на прием вкладов от населения, банкдолжен успешно проработать не менее двух лет;
3) валютную лицензию;
4) лицензию на проведение операций с драгоценными металлами.
При выдаче банковской лицензии ЦБ РФ осуществляет проверку учредителей. Юридическое лицо — учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед всеми уровнями бюджетов последние три года.
Для этого при подаче заявления с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций обязательно представляются аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последних года деятельности, подтвержденное налоговыми органами РФ свидетельство об отсутствии задолженности перед бюджетами
Также представляются: бизнес-план кредитной организации, который содержит информацию, отражающую способность кредитной организации сохранять финансовую стабильность и выполнять требования, предписываемые ЦБ РФ, адекватность структуры управления кредитной организации принимаемым рискам: анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и другие документы.
При наличии валютной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков.
Для получения дополнительных лицензий банк должен быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивым: выполнять установленные ЦБ РФ требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования; не иметь задолженности перед всеми уровнями бюджетов и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования ЦБ РФ к сотрудникам организации; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.
Банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, может быть выдана Генеральная лицензия. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей РФ и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии проводится комплексная инспекционная проверка этого банка.
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).
Регулярный контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций. Этот контроль осуществляется на базе ежемесячного представления различного рода отчетности, отражающей все стороны жизни банка, начиная от бухгалтерского баланса и кончая структурой кредитного портфеля.
В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности.
I. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (HI) определяется как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам — 2-й — 4-й групп риска.
Минимально допустимое значение норматива HI устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка в следующих размерах: от 5 млн. евро и выше — 10%; ме-е 5 млн. евро — 11%.
2. Нормативы ликвидности банка. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях контроля за состоянием ликвидности банка устанавливается целый ряд нормативов ликвидности:
1) норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н2 — 20%;
2) норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива НЗ — 70%;
3) норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) определяется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Минимально допустимое значение норматива Н4 — 120%;
4) норматив общей ликвидности (Н5) определяется как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Минимально допустимое значение норматива Н5 — 20%;
5) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н6 — 25%;
6) максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка. Крупным кредитным риском является превышение величины 5% собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н7 — 800%;
7) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение величины вкладов, депозитов или полученных банком кредитов, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива Н8 — 25%;
8) максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника) (Н9), совокупная величина крупных кредитных! рисков на акционеров (участников) банка (Н9.1);
9) максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам (НЮ), совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам (Н10.1);
10) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (НИ), максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами (Н11.1);
11) норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (HI2);
12) норматив риска собственных вексельных обязательств (Н13);
13) норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (HI4).
Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения ЦБ по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов.
В целях совершенствования надзора и своевременного выявления проблемных банков ЦБ определил критерии проблемности банков. Указаниями ЦБ от 31 марта 2000 г. № 766-У все кредитные организации с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классифицированных групп:
первая категория — финансово-стабильные кредитные организации:
• группа 1 — кредитные организации без недостатков в деятельности;
• группа 2 — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
вторая категория — проблемные кредитные организации:
• группа 3 — кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
• группа 4 — кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
Для определения группы, к которой относится банк, используется отчетность. Критериями служат: своевременность проведения расчетов по поручению клиентов, сохранность собственного капитала банка, своевременность и полнота выполнения требований ЦБ РФ.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет специальные меры воздействия.
ЦБ может применять к кредитным организациям за нарушения пруденциальных норм деятельности предупредительные и принудительные меры воздействия. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные ЦБ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета.Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.
1. Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях возникновения недостатков. К предупредительным мерам относятся: доведение до органов управления банком информации о недостатках его деятельности и обеспокоенности надзорного органа; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установление дополнительного контроля.
2. Принудительные меры. Основанием для их применения являются нарушения банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным мерам относятся: штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев, запрет на осуществление операций, предусмотренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, отзыв банковской лицензии.
Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.
Валютное регулирование и валютный контроль. ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, форм отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее вывоза и ввоза.