ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
|
Цель:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Тамбовской области. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями, играть.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их по имени отчеству; бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь дома и в саду.
- Познакомить детей со всеми помещениями детского сада; с историей детского сада.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Здравствуйте!» (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сбереги цветок» | «Мы идем искать!» (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект -занятие «Мама, папа, я – дружная семья» | Рисование «Моя семья» | «Как животные Тамбовского края готовятся к зиме » (заяц, медведь, белка) |
Ноябрь | «Золотая мама»(знакомство с трудом мамы) | Беседа «В детском садике своем очень весело живем» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»(Изготовление кормушек(совместный труд пап и детей)) | Прогулка по ближайшей улице, находящейся возле детского сада, знакомство с расположением ближайших объектов(С\совет, магазин) | Любимая Наташа (знакомство с работой няни) | Рассматривание иллюстраций «Профессии». |
Январь | «Моя Дмитриевщина». | Рисование «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых пряниками» |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Лепка «Ягоды рябины для снегиря» | «Папа может, папа может….»Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Расту здоровым!» |
Март | «Мамин праздник» | Проект (рисование) «Для мамы цветочек нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Уход за комнатными растениями. |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Рисование «Мой дом» | Настенное панно-аппликация «Наша улица» с наклеиванием рисунков «Мой дом» |
Май | «Хороши весной в саду цветочки….»(знакомство с клумбой, цветами) | Рисование «Праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | «Вот моя деревня, вот мой дом родной»(рисование) |
Июнь | Природоохраняемая акция «Посади цветок»(совместный труд мам и детей) | Лепка «Цветочек» | Беседа «Береги воду» | «Путешествие по участку» |
Июль | «Труд воспитателя». | Веселые старты «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство с кошкой,собакой. | Рисование собака, кошка. |
Август | Рисование «Березка под окном» | Рассматривание семейных фотоальбомов. | Изготовление фотоплаката «Как я провел лето» | Лепка «мама, папа, я» |
|
|
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «Детский сад», «Экскурсия по родному селу», «Экскурсоводы». Дидактические игры: «Я живу по адресу», «Угадай профессию», и др. Коммуникативные: «Назови ласково», «Передай настроение», «Что делать, если ты потерялся (на улице, в магазине)» и др. |
Речь и речевое развитие | Составление рассказов: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «С кем я дружу», «Моя улица», «По дороге в детский сад» и др. Рассматривание картин, иллюстраций. Целевые прогулки, экскурсии. Беседы: «Чем занимаемся в детском саду», «Кто работает в детском саду», «Как зовут по имени отчеству сотрудников детского сада», «Какие дома на нашей улице», «Наша малая родина – Дмитриевщина». Разучивание и использование потешек, считалок, загадок, игрового фольклора. |
Продуктивно – художественная деятельность | Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Что видно из моего окна», «Мое село» Оформление выставок. Составление коллажа «Наша улица»(с применением детских рисунков» |
Трудовая деятельность | Труд в уголке природы, на участке, содержание игрушек в порядке, коллективный труд, дежурство в уголках природы. Трудовые поручения в группе и дома. |
Познавательная деятельность | Познавательные занятия: «Моя мамочка», «Мамин труд», «Наша дружная семья» (рассматривание семейных фотоальбомов). Экскурсия по детскому саду. |
Социальное развитие | Создание коллажей «Моя семья». Создание гербария «Растения нашей местности» |
Здоровье и физическое развитие | Русские народные подвижные игры: «Эстафеты», физкультурные праздники и др. |
Музыка | Хороводы, заклички, песни о маме, бабушке, папе, детском саде. Хороводные игры, русские народные музыкальные игры « |
Взаимодействие с родителями | Анкетирование Беседы с родителями Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставок «Моя малая родина», «Моя семья» Привлечение родителей к проведению совместных занятий, праздников и развлечений. |
В конце года дети должны знать:
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края;
- Бережно относиться к растениям и насекомым(без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых).
- Знать название своего села; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них(мама, папа, бабушки, дедушки, воспитатель, няня)