Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления





Тема № 10

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Практика регулирования информационной открытости органов публичной власти в зарубежных странах.

3. Информационные технологии предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

 

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

Длительное время в системе государственного управления в России не было законодательно установленного порядка доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данный порядок формировался постепенно и в основном процесс его закрепления завершился с принятием Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации государственных органов и органов местного самоуправления»[1].

Вместе с тем на протяжении почти двух последних десятилетий данный вопрос постоянно находился в поле зрения законодателей. Одной из первых попыток сформулировать принцип доступа к официальной информации стало принятие в 1991 году Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 12 которой гласила: «Каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей. Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения»[2].

Конституционно­правовую основу механизма доступа граждан к информации составили нормы Конституции Российской Федерации[3], раскрывающие содержание права граждан на информацию. В их число входят, во-первых, обязанность государства по официальному опубликованию законов (ч. 3 ст. 15); во-вторых, защита информации о персональных данных (ст. 23); в-третьих, обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающего непосредственно права и свободы гражданина, предоставившего запрос (ч. 2 ст. 24); в-четвертых, право граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29); в-пятых, ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41); в-шестых, право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42).

Конституционные положения получили развитие в федеральных конституционных законах. Это, в частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[4], которым установлен порядок предоставления в Государственную Думу ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, а также предоставление информации об исполнении федерального бюджета в Счетную палату и Государственную Думу; Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[5], устанавливающий правоотношения по информационному обеспечению референдума, и др.

Достаточно значимым является и пакет федеральных законов. Это прежде всего два кодекса – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[6] и Уголовный кодекс Российской Федерации[7], устанавливающие юридическую ответственность за правонарушения, связанные с непредставлением органами публичной власти соответствующей информации, ее сокрытие или искажение, неправомерным отказом в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, а также предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, и др.

Важное значение в регулировании информационных правоотношений имеют Бюджетный, Налоговый, Гражданский и другие кодифицированные, а также некодифицированные федеральные законы. Учитывая их многочисленность и разнообразие, укажем в хронологическом порядке только на некоторые из них:

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[8], согласно ст. 38 которого граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц; ст. 39 устанавливает право запрашивать (в устной и в письменной форме) такую информацию; ст. 58 предусматривает ответственность за ущемление свободы массовой информации, в том числе и за нарушение права редакции на запрос информации.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[9], регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[10], который
в ст. 1 устанавливает, что на территории Российской Федерации применяются только официально опубликованные федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[11], регулирующий отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[12], определяющий наряду с другими положениями порядок официального опубликования (обнародования) принимаемых органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[13], п. 7 ч. 1 ст. 17 которого предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 68 данного Закона органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14] устанавливает, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса (если иное не установлено законом), а Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[15], конкретизирует, что объявление о проведении конкурсов по замещению вакантных должностей государственной службы и для зачисления в резерв, а также результаты проведенных конкурсов в обязательном порядке подлежат обнародованию, в том числе размещаются в сети Интернет.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[16], в соответствии с которым определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[17], которым был закреплен принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации. Он разграничивает информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на информацию: а) свободно распространяемую; б) предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; г) распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3 ст. 5).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[18], с помощью которого регулируется защита прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[19]. Согласно статье 7 данного Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе, информация должна быть полной и достоверной.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»[20], предметом регулирования которого стали отношения, связанные с доступом пользователей к информации о деятельности судов.

Помимо российского законодательства следует также рассмотреть международно-правовое закрепление права на информацию. Это право обеспечивается основополагающими международно-правовыми актами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы.

Нельзя не признать, что международно-правовое регулирование принципа открытости органов публичной власти оказало значительное влияние на соответствующую отечественную практику. В связи с этим следует напомнить, что еще статьей 19 Всеобщей декларации прав человека[21],принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, была предусмотрена свобода каждого человека искать, получать и распространять информацию любыми средствами и независимо от государственных границ.

В дальнейшем данное право было закреплено статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[22], подписанной в Риме в 1950 году, а также статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах[23] (НьюЙорк, 1966 г).

Резолюция Организации Объединенных Наций «О поощрении права на демократию», принятая в апреле 1999 г., определяя перечень прав граждан, позволяющих утверждать о становлении демократии в той или иной стране, среди таких прав называет: право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи посредством любого носителя; право граждан выбирать себе систему правления с помощью конституционных или иных демократических средств; право на равный доступ к государственной службе в своей стране и другие права, реализация которых невозможна без обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов публичной власти[24].

Принцип открытости системы принятия решений на государственном и муниципальном уровнях лежит в основе таких международных документов, как Орхусская конвенция «О доступе к экологической информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по делам экологического характера» 1998 г. и Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. В последней предусматривается активное использование информационных технологий в государственном секторе, содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, а также повышение уровня доступности государственных органов для граждан.

Обеспечение для населения эффективного доступа к информации, усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений закреплены ст.13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.[25]

Важные обязательства России по обеспечению доступа к информации о деятельности органов публичной власти содержатся также в многочисленных межгосударственных договорах. Так, например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 ноября 2001 г.[26] говорится о развитии информационных систем, об обмене информацией в области экономики и правоприменительной практики. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.[27] предусматривает, что договаривающиеся стороны в целях правового сотрудничества и в тех случаях, когда это не противоречит основам их законодательства, предоставляют друг другу информацию по гражданским, торговым, трудовым и административным вопросам, а также по вопросам международного частного права без какой-либо оплаты. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17 сентября 2008 г.[28] предусматривает широкий обмен экономической информацией, обеспечение доступа к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих сторон, развитие сотрудничества в областях культуры, искусства, образования, туризма и спорта, а также содействие свободному информационному обмену.

К федеральному законодательству и актам международного права примыкает достаточно значительное количество подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня, к которым, прежде всего, относятся Указы Президента РФ и решения Правительства РФ. Они, как правило, конкретизируют и дополняют федеральные законы. В частности, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188[29] был утвержден перечень сведений конфиденциального характера, Постановлением правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119[30] были утверждены требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Существенную часть таких актов составляют решения, которыми регламентируется порядок доступа граждан к информации о деятельности конкретных органов государственной власти. В частности, Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»[31] утвердило перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет; требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства РФ в сети Интернет; перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет (был дан весьма развернутый список видов информации – всего 56 пунктов, обязательной к обнародованию федеральными органами исполнительной власти и рекомендованной к опубликованию региональными и муниципальными органами). Аналогичные акты приняты и многими федеральными органами исполнительной власти.

При рассмотрении данных актов, могут возникнуть сомнения в том, что ориентация на Интернет как на источник информации не является в достаточной степени обоснованно. Однако, по данным Российского филиала исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Ko№sumforschu№g), общее количество пользователей сети в возрасте от 16 лет и старше в России
в 2016 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось в 1,9 раз и составляет 70,4% (около 84 млн человек).

Кроме того в феврале 2016 года Россия заняла первое место в Европе и четвертое - в мире по числу пользователей фиксированного широкополосного Интернета (ШПД). Больше, чем в России, ШПД-пользователей только в Китае, США и Японии. [32]

Задача по устранению цифрового неравенства между жителями городского и сельского населения была поставлена в Федеральном законе
«О связи»[33]. 3 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»[34], который предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек и предоставление населению доступа к интернету на скорости не менее 10 Мбит/с.

Согласно программе «по устранению цифрового неравенства», пользователям точек доступа бесплатно предоставляется доступ к двум тысячам интернет-сайтов, среди которых сайты органов государственной власти, портал государственных и муниципальных услуг, СМИ, которые официально публикуют федеральные и конституционные законы, акты палат Законодательного собрания и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Сама услуга доступа к Интернету предоставляется по социальному тарифу. Его размер был утвержден Постановлением Правительства РФ № 312 от 2 апреля 2015 года[35] и составляет 45 рублей в месяц без ограничений по объему переданной или полученной информации на скорости до 10 Мбит/с.

Еще одним способом обеспечения массового доступа к информации является развитие информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для реализации данной цели в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.» в 2007 - 2010 гг. функционировал общероссийский государственный информационный центр (далее - ОГИЦ).

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»[36] (утратил силу) было признано необходимым обеспечить в 2008 г. переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры ОГИЦ.

Предусматривалось, что с 1 января 2008 г. федеральные органы исполнительной власти при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг, связанных с обменом сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем государственных органов и органов местного самоуправления, должны оказывать с использованием программноаппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры данного центра и, как следствие, должно было произойти сокращение выполняемых операций при выполнении процедуры получения государственной услуги, а также обеспечение надежного документирования операций, выполняемых уполномоченным лицом. Однако по состоянию на сентябрь 2010 г. ОГИЦ был выведен из эксплуатации в связи со скандалом при выборе оператора для обслуживания СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия).

Одним из первых нормативно-правовых документов, регулирующих создание СМЭВ, является Постановление Правительства РФ № 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»[37] (утратил силу).

На смену данному Постановлению в июле 2010 г. был подписан Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[38], а также Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697[39], утверждающее «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Согласно данному документу, СМЭВ создается для «информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Следующим нормативным правовым актом, регулирующим СМЭВ, стал Приказ Минкомсвязи России от 23 июня 2015 г. № 210 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия»[40].

Это масштабный технический документ, который определяет стандарт подключения ведомственных информационных систем к СМЭВ, их взаимодействия через СМЭВ, определяет точный перечень сведений по госуслугам для предоставления в сводном реестре и на едином портале.

Требования к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме закреплены в Постановлении Правительства РФ от 8 июня 2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»[41].

Постановление определяет случаи применения информационного взаимодействия, а также порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем.

Учитывая, что порядок предоставления информации о деятельности органов власти предусматривает использование современных информационных технологий, при рассмотрении правового обеспечения такого порядка возникает необходимость обращения к программным документам, определяющим формирование информационного общества в России. Более подробно данные документы будут рассмотрены ниже, однако, отметим значение следующих документов.

На федеральном уровне основополагающим документом, пришедшим на смену ФЦП «Электронная Россия», является Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»[42], утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313.

Программа направлена на создание широкого спектра возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных, социальных целях, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи.

Основной принцип программы заключается в том, что результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям, т.е. любому гражданину, вне зависимости от возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик должна быть обеспечена возможность доступа к простым и понятным электронным сервисам, например, запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона и пр.

Приоритеты государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» определены:

· Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Цель формирования и развития информационного общества, согласно данному документу, заключается в повышении качества жизни граждан (обеспечении высокого уровня доступности для населения информации и технологий; совершенствовании системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере и др), развитии экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствовании системы государственного управления на основе использования информационных технологий.

Стратегия является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

· Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В документе определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

· Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.

· Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.

Стратегия разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий, ее реализация позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли, в том числе за счет взаимодействия ее участников. Стратегия определяет цели и основные направления развития отрасли информационных технологий, а также механизмы и способы достижения поставленных целей.

Кроме того на уровне субъектов РФ действует Концепция региональной информатизации, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2769-р[43]. Концепция определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов РФ на период до 2018 года.

Положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.

Согласно концепции, основными задачами региональной информатизации являются:

· комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;

· повышение качества и доступности предоставления, государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

· повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

· формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;

· обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляется федеральным законодательством, а также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

Например, Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 (ред. от 24.02.2016) «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы», Закон Брянской области от 12 декабря 2008 г. № 111-З «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Брянской области», Закон Краснодарского края от 16 июля 2010 г. № 2000-КЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае» и другие правовые акты субъектов РФ.

В субъектах РФ, так же, утверждаются регламенты информационной поддержки интернет сайтов. Например, Постановление Правительства Еврейской автономной области от 14 апреля 2010 года № 107-пп «О статусе официального интернет-портала органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки».

Кроме того, на уровне субъектов РФ реализуется проект «Открытый регион» направленный на создание условий для повышения эффективности деятельности органов как государственной, так и муниципальной власти, посредством внедрения механизмов открытости, предполагающий предоставление гражданам информации доступной и понятной форме.

Основными задачами реализации проекта «Открытый регион» являются:

· повышение качества предоставления бюджетных услуг посредством развития конкурентной среды при их осуществлении;

· эффективное использования общественного потенциала, как при разработке государственных решений, так и в реализации отдельных государственных услуг;

· повышение качества жизни граждан посредством своевременной реакции на социально-экономические вызовы;

· рост доверия между обществом и государством.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает программу реализации проекта открытости, который регламентируется на региональном уровне, например: Указ Губернатора Пермского края от 11 марта 2014 г. № 29 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной информационной системе Пермского края «Открытый регион. Блоги».

Для реализации многих намеченных мероприятий разрабатываются соответствующие региональные программы. В частности, такая программа была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 09 августа 2011 г. № 349-ПП (ред. от 10.10.2016) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Информационный город» на 2012-2018 годы». Задача программы заключается в проведении комплекса организационных и методологических мероприятий, направленных на управление реализацией Государственной программы.

Государственная программа города Москвы представляет собой систему мероприятий, направленную на достижение значимых для города результатов, выполнение которых осуществляется в течение длительного периода.

Реализация программы направлена на повышение качества жизни населения города Москвы за счет широкомасштабного использования информационно- коммуникационных технологий в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы, во всех сферах управления городским хозяйством, а также в повседневной жизни граждан, а также на повышение эффективности и прозрачности городского управления.

Органы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства также должны своими правовыми актами устанавливать порядок получения информации об их деятельности, например, Постановлением администрации города Горно-Алтайск от 28 мая 2010 года № 49 (с изм. на 17 февраля 2015 г) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск», определяется порядок получения гражданами информации о деятельности органов местного самоуправления. Такие акты дополняются установлением структуры интернет-сайтов.

Одновременно с нормативным регулированием осуществляются и необходимые организационно-правовые меры, обеспечивающие реализацию права граждан на доступ к информации. К ним можно отнести создание интерактивных сайтов органов власти (осуществление диалога органов власти с гражданами и организациями), создание виртуальных приемных (позволяет посетителям портала общаться с руководителями органов власти в интерактивном режиме). В некоторых регионах закрепляются перечни категорий организаций и предприятий муниципального образования, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным, а также перечни сведений, обязательных для размещения на сайтах в сети Интернет с разбивкой на группы в зависимости от категории организации и предприятия[44].

Комментируя же базовый закон, регулирующий отношения в данной сфере– Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», необходимо отметить, что им не только был воспринят весь предшествующий отечественный опыт, но и учтены многие достижения зарубежной практики.

Чтобы адекватно оценить значение данного закона, полезно напомнить, что его принятие состоялось в условиях, когда уровень удовлетворенности населения информационной открытостью, например, органов исполнительной власти субъекта РФ (процентов от числа опрошенных), был не только низким, но и имел отрицательную динамику.

Приступая к анализу Федерального закона № 8-ФЗ, важно подчеркнуть, что он имеет собственный понятийный аппарат. В частности, в нем сформулированы такие понятия, как:

● информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

● пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации;

● запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.054 с.