для подготовки дошкольников к обучению грамоте «Звуковичок»




Наглядно-дидактическое пособие

Лиханова Нина Леонидовна,

учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы»

г.Тынды Амурской области

 

В современных условиях модернизации целостной системы общего образования и его базовой - дошкольной - ступени на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Проблема нарушения письменной речи у дошкольников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Бесспорно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи в дошкольном возрасте очевидна для всех.

Известно, что для развития письменной речи большое значение имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Однако чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов – приоритетная задача педагогов, работающих с дошкольниками. Эта работа даже гораздо важнее, чем просто научить детей читать, т.к. звуковой анализ и синтез слов, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в чёткие фонемы является первым необходимым этапом для осуществления сложного процесса письма и этот этап упускать нельзя.

А.Р. Лурия утверждал: «Первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения звукового потока, иначе говоря, для превращения его в серию членораздельных звуков... Следовательно, звуковой анализ слова, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в чёткие фонемы является первым необходимым этапом для осуществления сложного процесса письма». [6 стр. 237-238]

Обучение анализу звуковой структуры слова немыслимо без применения наглядного моделирования, поэтому на использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Звуковой анализ и синтез слова подразумевает установление последовательности звуков с характеристикой их качественных особенностей. Полный звуковой анализ слов включает:

a определение количества слогов;

a определение количества звуков в слове;

a состав звуков в слове:

a гласные и согласные;

a согласные (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);

a порядок следования звуков.

Данный вид работы очень труден для дошкольников, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.

Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения, необходимостью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях и организации преемственности в работе учитель-логопед – воспитатели – родители я разработала наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок». Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическому пособию Н.В. Дуровой «Ступеньки грамоты» и предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей 5 – 7 лет к обучению грамоте в детском саду и дома.

Цель пособия: формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.

Актуальность: Традиционные и современные формы работы по формированию звукового анализа и синтеза слов, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребёнка при формировании представлений о звуковом анализе и синтезе слов очень сложно без анализа достижений ребёнка в сжатой, наглядной форме. Для этого в пособии предлагаются специальные таблицы, которые дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка.

Используя карточки-таблицы, воспитатели и логопеды решают сразу несколько задач:

a оснащение педагогического процесса наглядным дидактическим материалом;

a закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов;

a индивидуализация учебного процесса;

a развитие мелкой моторики и обогащение словаря детей;

a обеспечение активного включения родителей в образовательный процесс.

Новизна наглядно-дидактического пособия:

b в объединении и систематизации дидактического материала для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

b в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове в специально отведённых ячейках таблицы;

b в возможности адаптировать учебный материал не только к определённому занятию, но и индивидуальным возможностям каждого ребёнка;

b в возможности проследить успехи и трудности каждого ребёнка.

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок» состоит из трёх частей:

I. Демонстрационный материал для проведения фронтальных логопедических занятий по подготовке детей к обучению грамоте (формат А3).

Таблицы используются как часть занятия при знакомстве детей с новым звуком для определения места звука в слове. Детей учим построению речевого высказывания. Например: «Первая схема подходит к слову «окунь», так как в слове «окунь». Звук [О] первый, звук [О] – гласный, поэтому обозначается красным цветом ». (Рис. 1, 2). При дифференциации понятий «твердый» - «мягкий» согласный звук, одна схема лишняя, дети подбирают к каждому слову соответствующую схему и объясняют какая схема и почему «лишняя». (Рис. 3)

II. Раздаточный дидактический материал (цветные таблицы, формат А4) для индивидуально-подгрупповых занятий с детьми под руководством учителя-логопеда или воспитателя.

Таблицы можно использовать как для индивидуально-подгрупповых занятиях учителя-логопеда, так и для занятий с воспитателем по заданию учителя-логопеда. (Рис. 4, 5)

III. Таблицы для индивидуальной работы с детьми (Формат А5).

На начальных этапах обучения детей работе с таблицами я в последней строке таблицы рисую «домки для звуков» для того слова, которое подлежит звуковому анализу. Позднее, когда у детей сформированы определенные навыки, они сами зарисовывают схему слова. Таблицы можно использовать как на занятиях в детском саду, так и дома. Также эти таблицы являются одной из форм динамического наблюдения за уровнем усвоения материала детьми. (Рис. 6, 7, 8).

Каждая из таблиц представляет собой систему опорных сигналов (символов), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации. В левом столбце таблиц кратко излагаются задания, с одной стороны помогающие родителям в домашних условиях закрепить полученные знания, а с другой, выполнение заданий – одна из форм динамического наблюдения за успехами детей. По результатам самостоятельно заполненных таблиц отчётливо прослеживается динамика усвоения знаний, умений и навыков, видны пробелы (неумение определить место заданного звука в слове, последовательность звуков в словах и т.д.).

Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.

Пособие я дополнила Звуковичками, которые выступают моделью характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Опираясь на изображение Звуковичков детям легче дать полную характеристику заданного звука, построить речевое высказывание. Например, звук [М] (согласный, твёрдый, звонкий) – это синий Звуковик с колокольчиком, а звук [М‘] (согласный, мягкий, звонкий) – это уже зеленый Звуковик. Звонкость-глухость обозначается наличием или отсутствием колокольчика. (Рис.9)

Систематическая работа по формированию звукового анализа и синтеза слов с использованием метода наглядного моделирования в практической работе с дошкольниками учит ребенка не только слышать, но и «видеть» звуки и слова. Это обеспечивает будущему первокласснику «успешный старт» для дальнейшего обучения, облегчая тем самым переход дошкольников к систематическому обучению в школе и, обеспечивают успешное усвоение ими учебного материала начальных классов.

 

Рекомендуемая литература:

  Дурова Н.В. От звука к букве – М., Школьная пресса, 2006
  Дурова Н.В. От слова к звуку – М., Школьная пресса, 2006
  Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитие речи //Логопед в детском саду 2007 №4 с.51-54
  Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995
  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т.В. – М., 2007
  Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 – М., 1991
  Яст ребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М., 1996

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: