Пояснительная записка. Актуальность дополнительной




Дополнительная образовательная программа летней профильной смены «Солнечный круг - 2011»

 

Чита 2011 г.

 

Пояснительная записка

Актуальность дополнительной

образовательной программы

В настоящее время в нашей стране и обществе происходят серьезные изменения. Сложившиеся социально-экономические условия, эмансипация средств массовой информации от духовных идеалов и традиционных ценностей нравственного порядка, замена их культом денег, проявление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой приводят к тому, что у детей и подростков формируется мировоззрение, основанное на ценностях западной культуры и отличное от традиционной русской. Эти изменения сопровождаются утратой традиционных ценностных ориентиров отечественной культуры, заимствованием псевдокультуры.

Широкая внешкольная работа, направленная на совершенствование нравственного воспитания, на формирование ценностных ориентаций детей и подростков, проводимая в нашей стране общественными организациями и центрами дополнительного образования, была утеряна в переходные 90-е годы прошлого века. Важнейшей задачей нашего современного общества является необходимость поднять на высокий уровень процесс создания условий для развития нравственных и воспитанных личностей, четко ориентирующихся в социальном пространстве. Сфера дополнительного образования становится базовой для создания подобных условий.

Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея ее рассмотрения как образовательного пространства (формы бытия) и времени последовательной смены состояний развития личности на пути ее самоопределения. Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие, познавательные игры и освоение опыта мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений участников, но и расширения возможности для жизненного самоопределения детей и подростков.[1]

Сегодня можно говорить о том, чтотема духовно-нравственного развития детей и подростков в обновленном обществе стала очень популярна. Однако, увы, для многих родителей и педагогов она остается открытой. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу социального поведения человека. Следующей ступенью развития личности является осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, края. И уже более высокой ступенью духовно-нравственного развития личности является принятие культуры и духовных традиций народности. В нашем случае – это многонациональная Российская Федерация. Несомненно, важным свойством духовно-нравственного развития россиянина является диалогичность с другими национальными культурами. И здесь перед родителями и педагогами возникает вопрос: при помощи каких форм и методик работы можно создать те самые условия для развития полноценной, высокоразвитой духовно и социально-значимой личности?

Нужно понять, что создание подобных условий может быть организовано только в процессе обучения и воспитания детей, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. В основе дополнительной образовательной программы «Солнечный круг-2011» лежит идея создания условий для воспитания и образования личности посредством обращения к традиционной русской культуре. Важно отметить, что данная идея обусловлена следующим:

Ø предыдущие годы работы над сменой «Солнечный круг» показали, что обучение и воспитание проходило путем изучения во взаимодействии русской, бурятской и эвенкийской культур. В 2007-2008гг. участниками смен были представители русской, бурятской и эвенкийской культур. С 2009г. по сегодняшний момент участниками смен являются представители русской культуры. Наполняемость смен представителями бурятской и эвенкийской культур практически исчезло. Причины: отсутствие представителей эвенкийской культуры соответствующего для смены возраста, нежелание взаимодействия представителей бурятской культуры с представителями русской культуры и ряд подобных. Стало понятным, что необходимо актуализировать национальную самоидентификацию, изучая традиционную русскую культуру, поскольку контингент представлен в своей основе русскими участниками смены;

Ø изучение традиционной русской культуры может проходить при использовании различных форм учебной и воспитательной работы, оставаясь актуальным, поскольку данная работа не является обращением к культуре вчерашнего дня, а создает условия для погружения в нее через определенные концепты. К концептам, которые являются традиционными источниками нравственности[2], относят: дом, семья, труд и творчество, человечество;

Ø изучение традиционной русской культуры должно проходить и с учетом регионального компонента, т.е. оптимальной становится следующая парадигма: место жительства (дом) → село, деревня, город (малая родина) → страна (отечество).

 

Основные понятия дополнительной образовательной программы

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Человеческое пространство наполнено поиском смыслов, разнообразной деятельностью, выработкой норма, ценностных ориентаций. Следовательно, ценностные ориентации людей выступают тем регулятором жизни, на который опирается этика, право, социальные структуры, государственное устройство, образование, стратегии индивидуального существования. Человеческий мир, как предметный, так и духовный, - это пространство проявлений ценностных ориентаций. Исходя из вышеуказанных условий, можно сделать вывод о том, что остовом любого поведения является ценностная система ее носителя.

Система ценностных ориентаций (знания, убеждения, позиции) находят преломление, прежде всего, в определенном виде деятельности (нравственная цель через средство превращается в результат). Достигнутый в ходе деятельности результат возможно оценить как ценный или неценный, полезный или бесполезный, когда участники вступают в процесс непосредственного общения, - тогда речь идет уже и о проявлении определенных нравственных отношений в коллективе. Нравственные отношения представляют собой особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе деятельности и общения. Они служат своеобразным промежуточным звеном между моральным сознанием и моральной практикой и проявляются в форме различных отношений: дружбы и вражды, любви и ненависти, нравственно-психологической конфронтации, сотрудничества и взаимопомощи, взаимопонимания и нравственного компромисса и подобным. Деятельность и общение связаны, в свою очередь, определенными формами познания действительности. Одной из таких форм являются концепты.

Концепт – общее понятие, выступающее как особая форма познания действительности[3]. Выше были указаны концепты, которые обозначены традиционными источниками нравственности: дом, семья, труд и творчество, человечество.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дано определение этим концептам.

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Таким образом, содержание воспитания и обучения в рамках смены будет группироваться вокруг указанных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: