Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Пасхальный звон» для детей 5-6 лет
Воспитатель высшей категории
Бабенкова Н. В.
Курск 2021
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: сформировать у детей представления о событиях и традициях праздника Воскресения Христова.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о празднике Пасхи;
2. Познакомить со строением колокола и колокольным звоном.
Развивающие:
1. Развивать внимание и наблюдательность, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в своей работе, самостоятельность.
2. Активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства уважения к православным традициям русского народа, доброжелательные отношения к окружающим.
Методы и приёмы: словесный (беседа, вопросы к детям, загадка, словесное поощрение); наглядно - демонстрационный (показ слайдов, рассматривание колокола); практический (проведение дидактической игры, раскрашивание колокольчиков) и приемы: игровой (мотивация).
Предварительная работа: беседы на темы «Пасха », «Страстная неделя», просмотр детской православной программы «Купелька» (серия: «Светлое Христово Воскресение»), слушание аудиозаписи колокольных звонов, разучивание песни «К нам пришла весна», лепка из соленого теста колокольчиков.
Словарная работа: Пасха, колокол, «Христос Воскресе», «Благовест».
Материалы и оборудование:
Экран, проектор, ноутбук, пасхальное дерево с колокольчиками, презентация: «Воскресение Христово», аудиозапись колокольного звона, колокольчики (по количеству детей), заготовки колокольчиков из соленого теста, краска гуашь, ватные палочки, палитра, влажные салфетки.
|
Ход образовательной деятельности
Звучит аудиозапись колокольного Пасхального перезвона. Дети входят в зал.
В центре зала расположено дерево с колокольчиками.
Воспитатель: (Дети стоят врассыпную).
В небе солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем
И друзьям мы их подарим,
Радости мы всем желаем.
Воспитатель: Дети, посмотрите какое у нас дерево. Что вы видите на дереве?
Дети: колокольчики!
Воспитатель: Это не простые колокольчики, в каждом из них находится загадки и интересные задания. (Воспитатель предлагает детям снять с дерева первый колокольчик. Читает загадку).
Воспитатель:
1. Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют!
Дети: Пасха
Воспитатель: А как по-другому называется этот праздник?
Дети: Светлое Христово Воскресение.
Воспитатель: Правильно, скоро мы с вами будем праздновать этот праздник.
Предлагаю вам найти иллюстрацию с изображением иконы Воскресения Христова (Дети находят)
Предлагаю вам внимательно рассмотрим икону, что вы на ней видите?
(слайд)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним о событиях праздника.
Для чего пришел Христос в мир?
Чему учил Христос людей? (слайд)
Почему некоторые люди хотели погубить Иисуса Христа? (слайд)
- Случилось страшное, люди убили Бога, но на третий день Христос Воскрес!
|
Кто первый узнал, что Христос Воскрес? (ответы детей) (слайд)
После своего воскресения Христос являлся своим ученикам: беседовал с ними.
Пасха – самый главный праздник церковного года. Это победа добра над злом. Особенно торжественно проходит богослужение в храме.Все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!».. (показ слайдов).
Воспитатель: Пришло время снять еще один колокольчик. Для вас еще одна загадка:
Там спокойно и надёжно:
Запах ладана, свечей…
Как зовется это место
Отвечай же - не робей (храм) (слайд)
Воспитатель: А что такое храм? Зачем мы ходим в храм?, Чем отличается храм от других зданий?, Для чего нужна колокольня? (ответы детей, показ слайдов)
Воспитатель: Храм — это дом Божий. Вы неоднократно бывали в нем и видели, что храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня. (слайд).
Колокола зовут людей в храм для общения с Богом.
Воспитатель: Колокол имеет свое строение. Тело колокола состоит из нескольких частей: ухо, за которое подвешивают колокола на перекладину; крыша, плечо, тулово, юбка, звуковое кольцо и язык – металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает металлический язык внутри колокола, ударяя о его края. (рассматривание колокола)
- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь.
Как вы считаете, как появилось слово «звонарь»? Какие родственные слова вы можете назвать? (Звон, звонить, звонарь, звонница, звонкий).
|
Одним из самый главный из церковных звонов – является «Благовест».
- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник Пасху. В этом звоне слышится призыв: «К нам…, к нам…, к нам». В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: «В светлую седмицу, кто не звонарь ». (слушание колокольный звон «Благовест»).
Дидактическая игра «Собери картинку» (кубики и изображением колоколов) Цель:закрепить знания о строение колокола.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Жмурки с колокольчиком». (Дети стоят в кругу. Считалкой выбираются два водящих, одному из них дают колокольчик. Он убегает, позванивая в колокольчик. Второй водящий с завязанными глазами должен поймать его. После чего выбирается новая пара).
Воспитатель: (предлагает снять еще один колокольчик с дерева)
Загадка:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
На тебя они глядят
Рисовать они хотят
(Краски)
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами лепили колокольчики из соленого теста в подарок для своих близких, а сегодня пришло время украсить наши колокольчики, расписав их красками. Сегодня вы мастера и поэтому сами можете придумать узор для своего колокольчика.
Работа по росписи продолжается под звучание мелодии.
Воспитатель: Давайте рассмотрим получившиеся колокольчики
(вешают на дерево).
Воспитатель: у нас остался последний колокольчик.
Загадка:
Льется, льется дивный звон.
Всех зовет к молитве он.
Знаешь ты, и знаю я,
То звонят…….
Дети исполняют песню, сопровождая игрой на колокольчиках.
Песня «К нам пришла весна» (муз. и слова В. Шишкарева»)
(оркестр с колокольчиками)