ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
Функция интериоризации - построение субъектом «психического образа» изучаемого объекта (учебного материала).
Характеристики интериоризации:
а) осуществляется индивидуально субъектом:
б) предполагает построение схем ориентировки в материальной и/или материализованной форме;
в) осуществляется с помощью:
- разных форм речи (громкой, социализированной; речи «про себя» (т.е. шепот); умственной речи);
- разных форм деятельности (распределенной, совместной; полураспределенной (групповой, парной); индивидуальной).
Структура и содержание интериоризации:
1) построение схем ориентировки, раскрывающей структуру и содержание интериоризируемого объекта, в материальной и/или материализованной форме;
2) выполнение действия:
- в громкой, социализированной речи и в распределенной, совместной деятельности или в полураспределенной (групповой, парной) деятельности;
- в речи «про себя» (т.е. шепотом) и в полураспределенной (групповой, парной) деятельности;
- умственной речи и индивидуальной деятельности.
ОТ-3 УСВОЕНИЕ / ПРИСВОЕНИЕ СУБЪЕКТОМ ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ
1. Анализ заданных условий выполнения практической деятельности в границах конкретного объекта изучения с целью выявить известные данные и что является искомым.
2. Актуализация «психического образа» знаний и умений в границах конкретного объекта изучения, т.е. «психического плана», который открывает «поле деятельности с ним» (Гальперин П.Я.) в практической деятельности.
3. Построение связей между искомым и известными данными на основе «психического образа» в границах конкретного объекта изучения.
|
4. Определение содержания искомого в «психическом образе» в границах конкретного объекта изучения.
ОТ-4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЕЕ ФУНКЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
См. отдельный файл ОТ-4.
ОТ-5 УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА:
ФУНКЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Функция – овладеть конкретными образовательными результатами (компетенциями) в соответствии с требованиями ФГОС.
Характеристики:
а) направленная на исследование объекта;
б) управляемая специальной Программой учебного исследования;
в) организованная тремя общенаучными методами: методом системного анализа, методом системного синтеза, системно-деятельностным методом;
г) индивидуальная;
д) ее целевым продуктом выступает субъектное знание об изучаемом объекте как следствие трансформации научной информации, а побочным продуктом – знание о структуре и содержании деятельности по изучению научной информации.
Психологическая структура и содержание:
1) определение мотива – потребности выполнить учебно-профессиональную деятельность;
2) постановка цели и задач;
3) проведение учебного исследования объекта усвоения (представленного научной информацией в виде текста или материального предмета), обобщение и систематизация знаний о нем, новых для субъекта учебного исследования, в схемах ориентировки для дальнейшей практической деятельности;
(!! Это 1 этап «транформации» научной информации в субъектные знания обучающегося)
|
4) выполнение логических и практических заданий, решение практических задач в совместной деятельности с преподавателем или другими обучающимися с использование разных форм речи, что обеспечивает «пересаживание» содержания схем ориентировки «в голову» обучающегося
(цит. К. Маркса – «Идеальное - есть не что иное как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней»);
(!! Это 2 этап «транформации» научной информации в субъектные знания обучающегося)
5) самостоятельное решение практических задач с помощью схем ориентировки на основе процесса экстериоризации; проведение самоконтроля, самооценки и самокоррекции деятельности по решению задач;
6) определение субъектом личностного смысла выполненной им учебно-профессиональной деятельности; рефлексия ее продукта и результата.
См. отдельный файл ОТ-5.
===========
ОТ-5 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ СУБЪЕКТОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОТ-7 УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА:
ФУНКЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
См. отдельный файл ОТ-.