Рабочая программа практики по профилю специальности уход за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными
По специальности 060102 АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО
Базовый уровень среднего профессионального образования
Пояснительная записка
Данная программа практики по уходу за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта (ГОС) к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 060102 Акушерское дело.
После практики по уходу за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными студент должен
знать:
- структуру и организацию работы учреждений родовспоможения;
- обязанности акушерки и структуру организации работы приемного отделения, отделения патологии беременных, родильного и послеродового отделений;
- группы риска беременных и сроки их плановой госпитализации;
- основные положения по охране труда акушерки;
- основные нормативные документы;
- принципы ведения всех периодов физиологических родов и предродовой подготовки;
- принципы ведения физиологического послеродового периода;
- методы профилактики кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах.
уметь:
- вести наблюдение за здоровыми беременными (оценить состояние пациентки);
- отличить норму и патологию при беременности, в родах и послеродовом периоде;
- обеспечить инфекционную безопасность пациента и акушерки;
- выявлять группы риска у беременных и оценивать степень риска для матери и плода;
- проводить акушерское обследование здоровых беременных, рожениц и родильниц;
- оказывать акушерское пособие в физиологических родах;
|
- оценивать состояние новорожденного в первые минуты жизни;
- проводить первичный туалет новорожденного;
- провести занятия с беременными по здоровому образу жизни, гигиене родильницы, планированию семьи и пропаганде грудного вскармливания;
- осуществлять санитарную обработку рожениц;
- владеть методами ухода за здоровыми беременными, роженицами и родильницами, новорожденными разной степени зрелости;
- выполнять назначенные врачами лечебные процедуры (закрепление манипуляционной техники из курса основ сестринского дела) и др.;
- осуществлять отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с хирургической и терапевтической патологией в целом и применительно к своей основной специальности;
- обучать мать и членов семьи методам ухода за доношенным и недоношенным новорожденным.
Задачами профессиональной практики является приобретение студентами профессиональных умений по акушерству, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении, прежде всего, "Основ сестринского дела", "Терапии", "Хирургии" и других специальных предметов, развитие профессионального мышления и привитие умения работать в коллективе. Это способствует усвоению методов обследования, выявления проблем пациентки, путей их решения, планирования ухода, лечения, оказания доврачебной экстренной помощи беременной, роженице, родильнице и новорожденному.
За период ПП студенты ведут учебную историю родов, заполняют портограмму, ведут дневник практики, пишут реферативную работу, которую защищают на зачете.
|
Для сведения к минимуму риска для пациентов и успешности процесса овладения специальностью чрезвычайно важна контролирующая роль непосредственного руководителя практики в лечебном учреждении и куратора этого раздела практики из учебного заведения. Только совместными усилиями учебного и лечебного учреждения можно подготовить акушерку в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учитывая возрастающую роль акушерки в укреплении и сохранении репродуктивного здоровья населения, а также в свете новых технологий по перинатальному ведению, ориентированных на естественное грудное вскармливание и совместное пребывание матери и ребенка, объединены разделы послеродового отделения и отделения новорожденных в раздел: «Палата мать и дитя» – 72 часа работы.
Учебно-тематический план практики по профилю специальности
№ раздела | Наименование разделов и тем | Количество часов аудиторных занятий при очной форме обучения |
1. | Работа в приемном отделении | |
Работа в родильном отделении | ||
2. | Работа на посту отделения патологии беременных | |
3. | Послеродовое отделение. Палаты совместного пребывания «Мать и дитя» | |
4. | Итоговый контроль – дифференцированный зачет | |
Итого: |
Содержание практики по профилю специальности
В пункте программы основные представления, знания, умения, требования к уровню подготовки студентов излагаются в следующих значениях:
- иметь представление, понимать – как способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства;
|
- знать – как способность воспроизводить изученный материал с требуемой степенью научной точности;
- уметь – как способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы.
Работа в приемном отделении
Требования к знаниям и умениям студентов – ожидаемый результат обучения
После изучения темы студент должен
ЗНАТЬ:
- положительные и негативные акушерские аспекты родов в стационаре; родов на дому, в сантранспорте; родов семейных (в стационаре);
- обязанности акушерки приемного отделения;
- санэпидрежим приемного отделения;
- охрану труда акушерки;
- структуру организации работы приемного отделения (основные инструкции и приказы);
- оснащение помещений приемного отделения.
УМЕТЬ:
- оформить документацию на беременную и роженицу, поступающую в стационар;
- собрать эпид. анамнез (схема);
- собрать общий и акушерский анамнез (схема);
- провести наружное акушерское исследование;
- провести осмотр в зеркалах;
- провести пельвеометрию;
- взять материал на бактериологическое исследование;
- проводить механическую обработку беременных или рожениц (акушерский уход);
- оценить общее состояние беременной, роженицы (АД, пульс, дыхание и т.д.);
- оценить антропометрические данные беременной, роженицы (вес, рост);
- провести санитарную обработку беременной, роженицы;
- осуществлять транспортировку беременных и рожениц на отделение в зависимости от акушерской ситуации.
Содержание практики
Студенты получают инструктаж по санэпидрежиму и технике безопасности акушерки, знакомятся с основными рабочими документами и приказами данного отделения. Учатся реализовывать акушерский (сестринский) процесс в конкретных ситуациях (сбор информации по проблемам пациентки, составление плана действий, оценка правильности своих профессиональных действий). Вместе с дежурной акушеркой принимают пациентку, выявляют основные параметры общего состояния (вес, рост, АД, пульс и т.д.), фиксируют жалобы пациентки и оценивают акушерскую ситуацию:
- проводят наружный акушерский осмотр;
- измеряют и оценивают таз;
- оценивают (вычисляют) предполагаемый вес плода.
В родах:
- оценивают и регистрируют схватки;
- участвуют при осмотре в зеркалах;
- оценивают факт целостности или отсутствия плодного пузыря;
- присутствуют при влагалищном осмотре врачом;
- анализируют полученные данные в динамике родов;
- выстраивают предположительный акушерский диагноз (мотивируя его), а также прогноз и тактику ведения данных родов;
- проводят санитарную обработку;
- транспортируют роженицу или беременную на отделение.